Победа по-нахимовски
29 Июля 2017
Имя этого художника-мариниста в России известно каждому — Иван Айвазовский (1817–1900)! Казалось, он знает всё про море, уловил все состояния водной стихии. Художник стал летописцем русского флота, не оставлял без внимания его яркие победы.
18 ноября 1853 года в Синопской бухте на южном побережье Чёрного моря произошло последнее крупное сражение в истории парусного флота, и героем его стал адмирал Павел Нахимов. Ему удалось сначала запереть турецкую эскадру в бухте, после чего русские корабли обрушили на врага истребительный огонь. Действовали при этом быстро и умело. В составе русской эскадры было шесть линкоров и два фрегата, а в составе турецкой — семь фрегатов, три корвета, два пароходофрегата, два брига, два транспорта. Но русская артиллерия превосходила противников и числом, и умением. За четыре часа османская эскадра оказалась уничтожена. Победа, небывалая по стремительности и убедительности.
Даже по первым осторожным слухам можно было сделать вывод о суворовском масштабе победы. Как только Айвазовский узнал о синопском разгроме, он помчался в Севастополь, чтобы расспросить свидетелей и участников сражения… По горячим следам художник создал несколько эскизов и две картины о нахимовской победе. Никакой торопливости рассмотреть в этих полотнах невозможно: перед нами первоклассная, основательная и страстная живопись Айвазовского.
На этом полотне мы видим утро Синопского сражения. Артиллерия работает вовсю, особенно русская. Клубы пушечного дыма смешиваются с облаками. На турецких кораблях уже пожар. Зато андреевским флагам, кажется, ничто не угрожает: они реют невредимые.
Вскоре в Севастополе были выставлены обе картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днём. Нахимов тоже побывал на той выставке. Долго вглядывался в картину. «Картина чрезвычайно верно сделана!» — сказал адмирал.
Айвазовский, как и Нахимов, до последних дней своей жизни служил флоту, прославлял героизм русских флотоводцев и моряков. Последняя картина, работу над которой Айвазовский начал в день своей смерти, также была посвящена русскому флоту. Она изображает боевой эпизод — «Взрыв турецкого корабля».
Редакция журнала «Историк»