Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Атаман всевеликого хора донского

07 Июля 2017

Вдали от родины дирижёр Сергей Жаров создал легендарный хор донских казаков, прославивший русскую песню на весь мир. Его солистам рукоплескали полные залы в Софии, Вене, Шанхае, Сан-Франциско…  Только в России о легендарных голосистых казаках и их талантливом руководителе узнали много-много десятилетий спустя.

…Этот маленький человек почти не двигается. Приподнятые и согнутые в локтях руки замерли на уровне груди. Ему не нужно этих огромных взмахов. Его солисты, как клавиши в руках виртуоза, реагируют даже на лёгкое вздрагивание пальцев. И читают всё по его глазам. В глазах же этих горит настоящий огонь…  А в этом огне — и бескрайняя донская степь,  и перезвон колоколов, и топот конских копыт. И в памяти дирижёра в этот момент проносится вихрем всё пережитое…

Сергей Алексеевич Жаров родился 20 марта (2 апреля по новому стилю) 1896 года в Костромской губернии, в городе Макарьеве, в купеческой семье. Он с детства очень любил музыку, пел в церковном хоре. Во время литургии в стенах Крестовоздвиженской церкви раздавался его звонкий голосок.

В 10 лет Сергею посчастливилось поступить в Московское синодальное училище хорового пения.  С концертами юношеский хор училища побывал в Вене, Дрездене, Риме. В Италии солисты блестяще исполнили только что написанную Сергеем Рахманиновым «Божественную литургию». Сам композитор, присутствовавший на концерте, был необычайно растроган. И нечаянно подвернувшегося Серёжу ласково потрепал по бритой голове…

Уже в училище проявился характер будущего дирижёра. Однажды во время экзаменационного выступления юный Жаров дирижировал так, что с руки слетела не прикреплённая манжетка и, соскользнув с палочки, улетела в оркестр. Послышались смешки солистов. Но Жаров, поставив всё на карту, собрав волю в кулак, продолжил дирижировать по памяти и довёл исполнение до конца.

Когда началась Первая мировая война, восемнадцатилетнему Сергею поручили регентство хора военных инвалидов. Под его руководством хор выступал в лазаретах.

В годы войны Жаров поступает в Александровское военное училище. И вскоре уходит на фронт добровольцем. Хотя повоевать толком ему так и не удалось. После подписания Брестского мира он вернулся в родной Макарьев и работал учителем пения.

Но начавшаяся Гражданская война снова заставила Жарова взять в руки оружие. Он присоединился к Белому движению. Сначала попал под начальство генерала Константина Мамонтова. Затем служил в 3-й Донской дивизии генерала Фёдора Абрамова инструктором пулемётного полка. И исполнял обязанности регента во время полковых богослужений в походной церквушке.

Однажды полк попал в окружение. Жаров чудом наладил заевший пулемёт, отстрелялся и спас полковое знамя. В другой раз он сбил вражеский самолёт. Осенью 1920 года, когда большевики стремительно вытесняли белых из Таврии и Крыма, уцелевшие остатки пулемётного полка погрузились на корабль в Керчи. Так для Сергея Жарова началось его изгнание… Уплывали в серый туман над Чёрным морем — в полную неизвестность.

В Турции абрамовская 3-я дивизия была размещена в 50 км от Константинополя — в местечке Чилингир.  Жили в землянках, бараках, хлевах.  Мучились от голода, сырости и антисанитарии. Не было ни дров, ни угля, ни горячей воды. А в лагере бушевала холера. Надежда оставалась только на Бога. У казаков имелся свой маленький барачный храм, где не прекращались службы и молитвы.

Приближался Никола Зимний (19 декабря). И к празднику командующий дивизией отдал приказ собрать хор из лучших певчих всех полков. Под руководством регента Жарова в тесной землянке шла подготовка к торжественному молебну: на клочках плохой бумаги писали ноты и слова по памяти. «Когда зазвучало "Хвалите Имя Господне", все как-то разом опустились на колени. Какая это была возвышенная молитва! Как пение хора хватало за душу! Как Жаров уже тогда умел овладевать сердцами молящихся!» — вспоминал в своих дневниках полковой священник Михаил Васильев. Так, 19 декабря 1921 года стало днём рождения казачьего хора под руководством Сергея Жарова.

Из Чилингира казаки перебрались на остров Лемнос. А в 1922 году из Турции им удалось уехать в Болгарию, где условия для проживания были немного лучше. В Бургасе хор пел в маленькой церкви. Затем в Софии жаровцы обосновались в храме при русском посольстве. А в свободное от церковных служб время Жаров мыл бутылки, работал на картонажной фабрике, клеил коробки. Почти еженедельно приходилось менять профессии.

Однажды их пригласили выступить в Александро-Невском соборе болгарской столицы в рамках  концерта духовной музыки. Во время выступления жаровского хора в храме стояла гробовая тишина: собрались преимущественно русские, которые под эти песнопения вспоминали всё пережитое… Именно тогда Жаров осознал, как нужен этот хор для эмиграции. И решил, что отныне певческая работа станет для них главной.

По приглашению представителя Лиги Наций барона Ван дер Гровена в июле 1923 года хористы прибыли в Вену. Их ждали в легендарном концертном зале императорского дворца Хофбург! Жаров очень переживал. «Мы все еще были оборванцами, выходцами из нищего, угрюмого чилингирского лагеря», — вспоминал он. Кто в обмотках, кто в протёртой гимнастёрке, кто в стоптанных сапогах.  Дирижёр постарался, не нарушая расстановку голосов, так выстроить хористов, чтобы более-менее опрятные закрыли рваных…

Успех был невероятным! После концерта хор отправился в двухмесячное турне по городам Австрии. А далее его ждала вся остальная Европа.

В Германию Жаров ехал с тревогой в сердце:  не знал, как их примет родина Баха, Бетховена, Генделя и строгая немецкая публика. Но публика приняла казаков на «ура». Концерт в берлинском Спортпаласе — 7 тыс. зрителей. Десять раз хористов вызывали на бис. Головокружительный триумф!

Здесь же произошла судьбоносная вторая встреча с Рахманиновым. Жарову не терпелось узнать о его впечатлениях от выступления. «И на солнце есть пятна. Надо работать, еще много работать», — сказал композитор. Не нужно огромных взмахов руками. Чем короче движения, тем больше возможности влиять на хор. Этот урок, данный Рахманиновым, Жаров усвоил. И это стало его визитной карточкой.

И здесь же, в Германии, Жаров обвенчался со своей возлюбленной Неонилой.

Лондон, строгий и чопорный, встречал хористов серой, дождливой погодой. Предстояло выступление перед самим королём Георгом V! «Увидев его, мы были потрясены! Так было велико его сходство с покойным государем! Вспомнилось прежнее…» — писал в дневнике Жаров. А в Копенгагене произошла встреча с императрицей Марией Фёдоровной, матерью покойного Николая II… Прошлое не отпускало. Оно возникало в дорогих сердцу лицах.

В 1936 году хор впервые приехал в Америку. И покорил не только наших эмигрантов, но и самих американцев, искушённых джазом и мюзиклами. Гром казачьей песни сотрясал Метрополитен-оперу.

Но они по-прежнему оставались людьми без гражданства, и вопрос необходимо было решить. В 1939 году Жаров и его солисты приняли американское подданство. Хотя американцами они являлись лишь согласно документам. Сами себя считали русскими и оставались таковыми до мозга костей. Всегда подчёркивали свою верность России и православию. И каждый концерт начинали с духовных песнопений.

Австралия, Новая Зеландия, Африка  — где только не побывал легендарный хор… В 1956 году жаровцы провели гастроли в Японии. Выступали в самом императорском дворце! В него закрыта дорога иностранцам, однако для легендарных казаков сделали исключение.

Десятки тысяч концертов по всему миру. Более 250 пластинок! И всегда аншлаг…

Однажды во время выступления в Берлине Жаров упал на сцене. Зрители ужасно перепугались: неужели ему стало плохо и концерт сорван? Но он быстро поднялся и, как ни в чём не бывало, продолжил дирижировать. Зал ликовал!

Жаров сам создавал аранжировки, и они были подобны оркестровым. Оттачивал каждую партию и каждый голос. Он ввёл особый, свой принцип хоровой работы. Так, к примеру, Жаров заставлял одну половину хора петь с закрытым ртом, а другую — с открытым, и это позволяло достичь удивительного эффекта. А за манеру дирижировать, задействовав лишь пальцы и кисти, не размахивая руками, его прозвали «безруким дирижёром». В хоре действовала железная дисциплина: стоило одному хоть чуть-чуть расслабиться — строгий дирижёр мог сделать резкое замечание сразу, показав пальцем на виноватого.

Однако он умело чувствовал каждого исполнителя. Солисты понимали его с полужеста. Столь же чутко Сергей Алексеевич чувствовал зрителя: даже если тот ни слова не знал по-русски, Жаров ловко вовлекал его в музыкальное действие, создавая невероятное единение зала с хором.

Состав хора постепенно пополняли уже не эмигранты первой волны, те самые чилингирские казаки, а их дети, племянники…  Одним из ведущих певцов стал Николай Гедда, будущий всемирно известный шведский тенор.

Но всё это время у Жарова была очень дорогая сердцу мечта — чтобы однажды его хор вышел на русскую сцену, увидел полный зал соотечественников и, забыв все эти тяжёлые годы изгнания, спел «Верую». И эти мысли разделяли его солисты. В последние годы жизни Жаров получал приглашения из СССР — организовать такой же русский хор там. Однако здоровье уже не позволяло…  Хор успел побывать лишь в Латвии в 1928 году, но и эта поездка оказалась такой долгожданной: уже немножечко дома…  И русская речь!

Последние гастроли состоялись в 1979 году. Жарову было тяжело. Последний концерт дали в Париже в день рождения Сергея Алексеевича. Он уже не мог выйти на сцену. За кулисами он лежал, прикованный к постели. Хотя слышал эти громкие овации в зале и радовался за воспитанников. Правда, как вспоминали очевидцы, не чувствовалось в том выступлении того жаровского огня, той силы, которая вышибает слезу и заставляет ныть сердце! Нет жара без Жарова… Ощущалось, что и солисты были подавлены, осознавая скорую потерю. Такого дирижёра больше не будет с ними никогда.

Сам Жаров в последние годы жил с семьёй в американском городе Лейквуд в штате Нью-Джерси. Там он скончался в 1985 году.

Вместе с ним ушла целая эпоха в истории мировой музыки. В своём хоре Жаров воспитал певцов, за которых потом дрались величайшие оперы мира. И целую плеяду будущих знаменитых дирижёров.

После смерти Жарова  дирижёром хора стал один из его давних солистов — Михаил Минский. Именно он в 1989 году организовал грандиозное выступление хора в Нидерландах в честь празднования 1000-летия Крещения Руси.  С 2001 года хором руководят Иван Хлибка и Джордж Тимченко.

До сих пор ни один хор не смог превзойти жаровский по объёму исполненной и записанной русской народной и классической музыки. Жаров всегда стремился пропагандировать  исключительно русскую культуру, исполняя народные, духовные, военные песни, классические произведения и романсы. Его хор невероятно любили эмигранты всех поколений. Даже те, кого увезли из России детьми, и те, кто родился в эмигрантских семьях в Европе, Китае, Америке. Им казалось, что они слышат голос России, которая была утрачена их отцами и вовсе не знакома им самим. Но ещё более ценно то, как любили жаровцев французы, англичане, немцы, американцы, японцы, китайцы…  Казалось, вслушиваясь в эти величественные напевы, они наконец-то потихоньку начинали понимать, что же такое загадочная русская душа…


Татьяна КУТАРЕНКОВА

Татьяна Кутаренкова