Лавры актёра
14 Сентября 2025
100 лет назад родился Кирилл Лавров – артист, ставший образцом театрального искусства для нескольких поколений.
Лаврову было не занимать лавров. Народный артист СССР, председатель Союза театральных деятелей СССР, а затем – Международной конфедерации театральных союзов, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, депутат Верховного Совета СССР, член Комитета по Государственным премиям, Комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, Почетный гражданин Санкт-Петербурга – города, в котором он несколько десятилетий блистал на сцене Большого драматического. Востребованность и слава – это и счастье, и испытание для актера. Лавров прошел огонь, воду и медные трубы достойно, не теряя лица.
Но сначала была актерская семья. Отец Кирилла Юрьевича много лет был лидером Киевского театра русской драмы имени Л. Украинки, а в кино, как правило, мастерски играл шпионов. Его сын увлекался театром и футболом. Мечтал стать моряком или, в крайнем случае, летчиком. В авиацию он действительно пришел – в военные годы, мальчишкой-добровольцем. Он не побывал на передовой, но защищал рубежи Родины на Дальнем Востоке – и задержался в армии на десять лет. Там же стал звездой самодеятельности, а в год Победы вступил в партию. По зову души. Общественный темперамент всегда был присущ актеру, ставшему звездой кинофильмов «Укрощение огня» и «20-е декабря».
В роли Ивана Синцова
Удивительно, что «главный актер Ленинграда» так и не получил высшего образования. Не до учебы было. Он служил, а потом устроился в театр. Несколько лет помыкавшись, нашел себя в Большом драматическом. Вскоре в этот театр пришел новый главный режиссер – Георгий Товстоногов. Лавров стал для него главным «молодым героем». Играл и советский, и классический репертуар. Самое удивительное, что, став непревзойденным социальным героем с положительным обаянием, он то и дело играл плутов, пройдох, а особенно ему удавались сложные герои, раздираемые страстями. Играл их Лавров без нажима, почти без реприз, но очень основательно.
Известная эпиграмма Александра Иванова несправедлива:
Коль вдруг недоброю порой
Его обидеть захотите,
Перо немедля положите…
Он – положительный герой!
Нет, Лавров умел перевоплощаться. Он был актером-аналитиком, мастером приглушенных красок, который был способен набросать, кажется, любой портрет. Театральный Ленинград признал Лаврова безоговорочно. А миллионы кинозрителей полюбили актера, прежде всего, по ролям двух Иванов – Синцова и Карамазова. Фронтовой политрук из «Живых и мертвых» и один из самых сложных героев Достоевского. Оба получились с актерским знаком качества. Во время работы над кинофильмом «Братья Карамазовы» умер режиссер Иван Пырьев. Завершали фильм актеры – Лавров и Михаил Ульянов. Лавров так рассуждал о своем герое: «Мне хотелось сказать, что в человеке должен быть какой-то идеал, какая-то внутренняя совесть, которой он никогда не должен изменять, потому что такая измена может привести к формуле Ивана — «все позволено». Но в то же время мне хотелось, чтобы этот образ вызывал и какие-то симпатии. В нем есть внутренняя чистота, ум, огромная любовь к жизни. Это в высшей степени национальный характер». Так он раздумывал над каждой ролью. Таков метод Лаврова!
В роли Ивана Карамазова
А потом потянулась целая череда кинофильмов. Самым важным для актера стало «Укрощения огня». Картина на все времена. Лучшего фильма о покорителях космоса, о судьбах ученых и судьбах страны, снять невозможно. И ведь Лавров нисколько не приукрашивал своего Башкирцева. Он бывает несправедлив, даже жесток. Но это одержимый человек, преданный своему таланту и своей Родине. И трудно сдержать слезы, когда он умирает. На обочине. Экран сохранил его и полным сил, и исчерпавшим себя, сделавшим всё, что в человеческих силах и даже больше. Лавров вложил в этот образ немало личного. Немало было и прототипов – не только академик Сергей Королев. Так и получился Башкирцев – герой художественного, а не документального фильма.
Лавров стал обаятельным лицом нашего ХХ века – интеллектуального и волевого. Он редко повышал голос, еще реже демонстрировал слабость. Был порядочен и мужествен. Если бы мы все и всегда были достойны такого актера… Актер сжился с советской эпохой. Делегат, депутат с золотой звездой на лацкане пиджака, он не относился к тем, кто разрушал Союз. Но трагический 1991 год не стал для актера непреодолимой чертой. Он по-прежнему служил театру и создавал образы. Только проявилась какая-то новая горечь в его голосе.
В роли Пилата
Роль Понтия Пилата в многосерийном телевизионном фильме «Мастер и Маргарита» стала завещанием актера. По крайней мере, так мы сегодня воспринимаем эту работу, которую увидели миллионы телезрителей. Тогда было много споров – не староват ли актер для булгаковского романа? Но как нам не хватало именно такого слова – раздумчивого, философского. А русская речь Лаврова, тембр его речи – это настоящий эталон. Не только для актеров! Вслушивайтесь, впитывайте и учитесь. И эта роль с годами стала более веской, чем в год выхода фильма Бортко. Так часто бывает с тем, что создал Лавров: его творчество нужно разгадывать неторопливо. Это свойство больших мастеров.
Елена Грачёва