Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Лётчик - всегда солдат

12 Августа 2024

Во Внукове, неподалёку от аэропорта, есть уникальный памятник – мемориал «Летчикам гражданской авиации, погибшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945». Лётчик – всегда солдат. Это правило подтвердилось в годы тяжелейших испытаний, которые выпали на долю нашей страны.

внуково.webp

9 мая 1980 года в поселке Внуково играли оркестры. Там открывали памятник – стройную стелу, вертикальный памятный знак с тремя барельефами: командира, штурмана и бортрадиста. Под винтам – и надписи: «Вечная слава авиаторам, павшим в боях за нашу советскую Родину!», «Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. – подвиг всего советского народа». Несущие конструкции выполнены из стали марки 3 СП, облицовочный материал – нержавеющая сталь и титан, самые авиационные. В 2010 году рядом со стелой установлены мемориальные плиты, на которых выгравированы 890 имен погибших во время Великой Отечественной войны летчиков.

Вклад пилотов «Аэрофлота» в Победу трудно переоценить: за годы войны они совершили более полутора миллионов боевых вылетов, перевезли 2,5 миллиона раненых десантников, разведчиков, 300 тысяч тонн грузов. 15 пилотов удостоились высшей награды — звания Героя Советского Союза. Среди них – Александр Иванович Груздин — легенда Первой авиационной транспортной дивизии ГВФ, первый лётчик в её составе, получивший звание Героя Советского Союза.

груздин2.jpg

В самом начале войны Груздин на самолёте ПС-84 должен был доставить десантников в район оккупированного Каунаса. Немцы создали здесь несколько поясов ПВО. К ноябрю 1941 года Александр Иванович совершил 27 успешных боевых вылетов в тыл противника. 26 ноября старшему лейтенанту Груздину было присвоено звание Героя Советского Союза, вручена медаль «Золотая Звезда». А награждали в начале войны нечасто!

В октябре 1942 года правительства СССР и Великобритании заключили соглашение о поставке Советскому Союзу бомбардировщиков Albermarle. Самолёт был советским лётчикам незнаком, и британцы разработали для них тренировочный курс. Пилоты размещались на авиабазе Эррол в Шотландии и учились летать на «обормотах» (так прозвали эти самолёты, не отличавшиеся надёжностью). 29 мая 1943 года во время тренировочного полёта самолёт, за штурвалом которого находился Александр Груздин, потерял управление и потерпел крушение. Пилот успел направить машину на безлюдный участок, весь экипаж погиб. Такая судьба. Столько раз рисковал жизнью в родном небе, а погиб в Шотландии. Память о выдающемся лётчике, который проявил себя в самые трудные дни войны, передаётся из поколения в поколения - как легенда. 

 

 

Александр Орлов