Лидер свободной Индии
09 Июля 2024
Джавахарлал Неру – один из стержневых политических лидеров ХХ века.
Будущий премьер-министр свободной Индии родился в стране, которая считалась жемчужиной в ожерелье Британской империи. Древняя цивилизация пребывала в статусе колонии – и британские господа яростно боролись с любыми вольнолюбивыми тенденциями в покоренной стране. У них было две задачи: «выжать» из огромной Индии как можно больше богатств и сделать так, чтобы индийцы забыли о своей самобытной культуре, запутавшись в междоусобицах и кровопролитной братоубийственной вражде. Разжигать ее господа в колониальных касках умели виртуозно. О том, как «гуманно» правили британцы в Индии, говорит простой факт: только с 1875 по 1905 год от голода погибли около 30-ти миллионов индийцев. Британцы относились к ним менее бережно, чем к домашним животным. Не секрет и то, что сотни миллионов индийцев оставались безграмотными и жили на положении рабов.
Драгоценный рубин
Он от рождения был предназначен для великих дел. В Индии иначе и быть не может: как-никак, там чрезвычайно важны родовые и кастовые традиции, а Неру принадлежал к знаменитому и почитаемому кашмирскому брахманскому роду. К роду учителей жизни, знатоков религии и культуры.
Его отец – преуспевающий адвокат Матилал Неру – был одним из крупнейших политиков Индии последних колониальных лет. Он, как мог, боролся против британского владычества, был одним из руководителей крупнейшей партии – Индийский национальный конгресс. Эта партия поначалу не намеревалось бороться за полную независимость Индии, рассчитывала на британских либеральных политиков. У них были скромные цели: чтобы англичане позволяли индийцам занимать хотя бы мелкие административные должности. Постепенно это стало удаваться. Но изменить жизнь в Индии такие муравьиные меры не могли. Партия стала говорить о независимости индийского народа, вошла в оппозицию к правящему британскому режиму. Огромную роль в этом перерождении движения сыграл Махатма Ганди – основоположник мирного сопротивления индийцев против англичан. Человек, к которому прислушивались миллионы соплеменников. Постепенно росла и популярность партии. Сначала она была интеллектуальной забавой для индийской элиты, а в 1910-е годы Конгресс стал настоящим центром всенародного сопротивления.
Матилал сделал ставку на сына. Воспитывал его, как истинного индийца – и в то же время не закрывал для Джавахарлала богатства европейского просвещения. Он уже к четырнадцати годам рассуждал как настоящий ученый, проявляя особенный талант к гуманитарным наукам. Много лет Неру учился в Британии. окончил юридический факультет престижного Кембриджского университета. Но простить англичанам оккупации он не мог.
Само имя Джавахарлал означает «драгоценный рубин» - камень, который означает мудрость и власть. А индийцы придают символам немалую роль! Матилал научил сына главному – относиться не отделять беды страны от своих собственных. Неру ощущал это еще острее, чем отец. И потому ему верили, за ним шли – и осторожные «центристы», и радикальные борцы за независимость с вольнолюбивым нравом. Кроме того, Неру отличался мягким характером и открытой, добродушной улыбкой. Индийцы, а в первую очередь – женщины – были покорены его обаянием. Казалось, этот человек просто не способен совершать зло. А, став политиком, он проявил талант оратора, спокойно и без натуги умеющего разговаривать с миллионами.
Борьба за независимость
В 1927 году отец и сын Неру стали продвигать идею преобразования Индии из колонии в британский доминион — почти независимое государство. 30 августа 1928 года они представили проект индийской конституции. Англичан это не устраивало. Индию они считали слишком лакомым куском, чтобы делиться властью и финансами с местными жителями.
Когда партию возглавил Неру – в число сторонников конгресса вошли миллионы бедняков. Брахман Неру был для них своим человеком: носил национальную одежду, бывало, сидел в тюрьме, обладал худощавым телосложением. Всё это отличало его от делийских буржуа, щеголявших в бостоновых костюмах и начищенных английских ботинках. Фактор Неру стал решающим для усиление индийских патриотов. Они уже не боялись остаться без англичан, понимали, что и без колонизаторов справятся с собственной политической системой.
Неру не остался безучастным к противостоянию с нацизмом. С самого начала Второй мировой он занял антигитлеровские позиции. Это был один из немногих случаев, когда великий брахман совпадал с англичанами…
Он не был коммунистом, хотя с юности знал учение Маркса и с интересом наблюдал за событиями, развернувшимися в России. В Индии русских коммунистов уважали даже на религиозном уровне: Ленина и Сталина многие индуисты считали махатмами – воплощениями мирового духа, полубогами и настоящими героями. Неру в молодые годы осторожнее относился к вождям СССР. Но Советский Союз сыграл немалую роль в признании индийского суверенитета – и Неру в одночасье стал настоящим другом нашей страны. Так бывает в политике.
Он внимательно изучал историю – прежде всего, историю своего народа. И находил в ней не только страдания, но и победы, великие свершения. Разве такой народ – один из древнейших на Земле – имеет право оставаться в колониальной зависимости от далеких британцев? Однажды Неру сформулировал принцип: «Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы — его творение, мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое — значит не понимать настоящее».
Не раз оппозиционный политик оказывался в тюрьме – общей сложностью он провел за решеткой около десяти лет. Как правило, его арестовывали незаконно, за мирную просветительскую деятельность. Англичане боялись его слова, его умения воспитывать патриотов. В тюрьме он написал одну из главных своих книг – «Открытие Индии». Индию действительно следовало открывать – прежде всего, для собственной интеллигенции, для нуворишей, которые к тому времени обангличанились и забыли собственную историю, которая сегодня вызывает восхищенный интерес во всем мире.
Свет над Индией
Согласно индуистской философии, в мире чередуются годы войн и разрушений и времена процветания, строительства. Над Индией долго властвовал злой рок. Одно это внушало Неру оптимизм: ночь наиболее темна перед рассветом.
После войны власть британцев в Индии поколебалась. Во многом – из-за позиции Советского Союза и соседнего Китая, обретавшего единство и свободу. В не меньшей степени – из-за организованного, продуманного и осторожного сопротивления индийцев. В 1946 году Джавахарлал Неру стал вице-премьером Временного правительства Индии — Исполнительного совета при английском вице-короле Индии. Это был первый шаг к свободе. Переходный период, который продлился всего лишь год. В 1947 году, под давлением обстоятельств, англичане сочли за благо уйти из Индии, признав ее политическую независимость. Они уже просто не могли управлять столь многочисленным и сплоченным народом. Не хватало ресурсов – в особенности, после войны. В Британии новости из Индии у многих вызывали ужас. Имперская гордость англичан получила мощный удар. Они сохранили одно – влияние на крупнейшие индийские корпорации. Но Неру всерьез планировал выдавить англичан и из экономики. 15 августа в Дели, над Красным фортом, он поднял флаг независимой Индии. Перед этим он произнес речь: «Когда часы пробьют полночь и весь мир погрузится в сон, Индия проснется к жизни и свободе, в этот торжественный момент мы клянемся посвятить себя служению Индии, её народу и, что еще важнее, великому делу служения всему человечеству».
Вице-король отплыл восвояси вместе с другими английскими чиновниками – и Неру возглавил первое независимое индийское правительство, которое сразу же признали многие страны во главе с СССР. А в феврале 1948 года Индию покинул последний английский солдат.
Гость Москвы
В 1955 году Неру с большой группой индийских политиков посетил СССР. Это была основательная, долгая поездка. В нашу страну Неру прибыл не просто как лидер соседней державы, но и как друг. Так его и принимал Никита Хрущев. К приезду высокого гостя в Твери, на берегу Волги, открыли памятник русскому путешественнику Афанасию Никитину, который первым из европейцев в XV веке посетил Индию и с любовью описал эту страну в своих записках «Хождение за три моря». В Эрмитаже открылась выставка индийского искусства.
В московском метро с дочерью Индирой
«Хинди, руси – бхай, бхай», - этот лозунг в том время знал каждый индиец и каждый советский человек. «Индийцы и русские – друзья». Он объездил Советский Союз вдоль и поперек. От Крыма и Кавказа до Сибири, от Волги до Киева. Конечно, побывал и в столицах. Индия – страна многонациональная, и рознь между мусульманскими и индуистскими племенами не раз оборачивалась кровопролитием. В СССР он больше всего восхищался содружеством народов – таких разных, но единых. Побывал он и на заводах, в совхозах, в армии, в университетах, в метро, на железнодорожных трассах… В молодые годы Неру уже бывал в Советском Союзе – и сейчас видел, как отстроились и укрепились русские, несмотря на разрушительную войну. В Москве он подписал несколько важнейших договоров с советской стороной. Советский Союз обязывался помочь Индии построить металлургический гигант, а также поставил индийцам сотни грузовых и легковых автомобилей и экскаваторов. Неру отлично понимал: советско-индийская дружба гарантирует Индии политическую независимость и мир, а также – открывает новые возможности для экономики. Но Хрущев требовал от Неру бороться с буржуазными пережитками – и индийские премьер-министр сделал еще один шаг в сторону социализма. Кстати, Неру был еще и министром иностранных дел – и считался большим знатоком дипломатии. Он умел считаться со своеобразием любой страны, любой цивилизации.
Седовласый лидер
Неру не был диктатором, старался избегать репрессивной политики, но ему, к удовольствию Хрущева, удалось провести законы, которые положили конец власти частных собственников. Самыми важными фигурами в стране стали чиновники, часто – избираемые. Как правило, однопартийцы Джавахарлала. Почти двадцать лет – вплоть до смерти Неру – его власть в стране не вызывала сомнений, хотя оппозиция время от времени требовала отставки премьер-министра.
С Леонидом Брежневым
В военные союзы Индия не входила. Неру стал одним из идеологов «Движения неприсоединения», в этом тоже его заслуга перед миром. Кстати, именно при Неру Индии удалось создать своеобразный музыкальный кинематограф – преуспевающую индустрию. Во многом именно это искусство объединило страну. И в Советском Союзе огромную популярность обрел актер Радж Капур, игравший плутоватых, но добрых бедняков, которым в конце концов улыбалось счастье.
Неру справедливо считали пацифистом, он ненавидел войну, вслед за Львом Толстым, которого глубоко почитал, считал «мировые бойни» не только бесчеловечными, но и противоестественными. Но, будучи ушлым политиком, он понимал, что залог обороноспособности страны — обладание ядерным оружием, поэтому именно Неру положил начало ядерной программе Индии. Не без помощи «советского брата». Ведь к тому времени Неру уже строил «индийский социализм», который означал ставку на мощный госсектор и импортозамещение. Он считал, что Индия должна производить всё – он носков до самолетов. На этом пути правительству Неру удалось многое, хотя и не всё. Главной проблемой оставалась бедность. Да и отсутствие грамотных инженеров, несмотря на помощь Советского Союза. Чтобы справиться с этими шероховатостями – необходимы десятилетия. В особенности – в перенаселенной, полумиллиардной (в то время) Индии.
В последние месяцы жизни Неру тяжко переживал конфронтацию Индии с Китаем, которая, к счастью, не переросла в большую бойню. Свою задачу видел в предотвращении войны. Ему шел 75-й год. Соратники не могли примириться с потерей седовласого лидера. Но он уходил, оставляя надежную преемницу – дочь Индиру. По завещанию первого премьера свободной Индии, его прах развеяли над священными водами реки Ямуны. Сограждане, провожавшие его «всем миром», признали Неру великим праведником. Время не изменило это оценку.
Светлана Лячина