Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Югославский сценарий

24 Марта 2024

Четверть века назад, 24 марта 1999 года, началась агрессия НАТО против Югославии. Зачем альянсу понадобилась такая демонстрация силы и как это повлияло и до сих пор влияет на новейшую историю Европы, да и всего мира?

югосл.png

В годы холодной войны эпицентром противостояния двух военно-политических блоков – НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД) – была прежде всего Центральная Европа. При этом на северном и южном флангах зоны блоков разделялись территориями нейтральных стран – Швеции и Финляндии в Скандинавии, Австрии и Югославии в Центральной и Юго-Восточной Европе. В первое десятилетие после исторического завершения конфронтации Востока и Запада именно Югославия оказалась в самом центре мировой политики.

Наследие Тито

После прихода коммунистов к власти в Югославии в 1944 году их лидер Иосип Броз Тито довольно быстро пошел на разрыв с Москвой, став своего рода мини-Сталиным. В результате в социалистической Югославии сформировался очень своеобразный режим, а ее внешняя политика свелась к постоянному лавированию между советским и западным блоками. Это обеспечило там более высокий уровень жизни, чем в других странах «реального социализма», а также позволило не самому большому государству занять несоразмерно значимое место в глобальной политике и возглавить Движение неприсоединения, в которое входили такие заметные державы, как Индия, Египет, Алжир и др.

Важным элементом югославской модели социализма стало создание одной из сильнейших европейских армий. Югославская народная армия (ЮНА) была оснащена как западным, так и советским оружием, опиралась на развитую военную промышленность и обладала обширной сетью фортификационных сооружений (бункеры, подземные аэродромы и базы подводных лодок). В развитие ЮНА были вложены десятки миллиардов долларов, и главной ее задачей было не дать ОВД и СССР выйти к Адриатике и Средиземному морю.

Сама по себе титовская Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) являлась сложной структурой наделенных высокой степенью самостоятельности республик и автономий, скрепленных личностью авторитарного правителя (пожизненного президента), единой партией и армией. На протяжении всего существования страны здесь шла борьба центростремительных и центробежных тенденций, вызванных непростыми отношениями между населявшими ее народами. Принятая в 1974 году Конституция СФРЮ оформила перевес центробежного начала, закрепив фактически конфедеративный характер государства. Это начало усилилось после смерти Тито в 1980-м: никто из возможных преемников не обладал его авторитетом. Он был бессменным председателем Президиума СФРЮ, включавшего также восемь представителей республик и краев страны (в народе этот орган прозвали «Тито и восемь гномов»). Оставшись без Тито, они по очереди в течение года занимали пост председателя.

Ослабление авторитета власти и ее силовых структур автоматически вело к росту национализма, особенно в Хорватии и Словении – самых экономически развитых республиках, где все громче звучали призывы: «Хватит кормить Белград!» К тому же кризис советского блока в ходе горбачевской перестройки на рубеже 1980–1990-х годов, смена режимов в Восточной Европе, а затем и распад СССР в 1991-м – все это поставило под вопрос прежнюю политику лавирования как основу существования СФРЮ. По мере того как слабел восточный блок, Запад терял интерес к поддержанию «социализма с человеческим лицом» в буферной зоне. Югославия вошла в полосу экономического и социального кризиса, обострившего отношения между ее республиками и народами.

Иосип Броз Тито 3.png
Лидер Югославии Иосип Броз Тито инспектирует подразделение пограничных войск. 1950-е годы

 


Плоды победы

Безоговорочная победа над Советским Союзом, каковой видел Запад завершение холодной войны, вознесла США на вершину мирового могущества. Одним из следствий этого стало переформатирование Восточной Европы, то есть смена курса в странах бывшего социалистического блока. В новых условиях существование довольно крупного государства, простиравшегося от Австрии до Греции, теряло смысл для «коллективного Запада» – и тогда была выбрана модель его демонтажа. Главным инструментом политики, направленной на расчленение Югославии, оказалась поддержка сепаратистов в разных уголках страны. Однако на пути к этому встало руководство Сербии: долгие годы сербы проживали и в Хорватии, и в Черногории, и в Боснии и Герцеговине, поэтому принять превращение внутренних границ в межгосударственные им было крайне сложно, особенно учитывая память о геноциде, совершенном в отношении них хорватскими нацистами-усташами в годы Второй мировой войны.

Борьба центробежных и центростремительных сил носила весьма ожесточенный характер. Летом 1991 года начался первый этап войн за югославское наследство. Сперва краткая война в Словении, затем куда более кровопролитный конфликт в Хорватии, приведший к массовому бегству сербского населения в августе 1995-го, и, наконец, война в Боснии и Герцеговине (апрель 1992 – ноябрь 1995 года). Впервые с 1945-го в центре Европы развернулись масштабные боевые действия с применением артиллерии, тяжелой техники и авиации. Само по себе это обстоятельство оказалось хорошим поводом для вмешательства извне. Миротворчество как прикрытие политических интересов в тот период только набирало силу…

Прямым следствием этих войн стало последовательное проникновение Запада на «постюгославское пространство» – прежде всего в рамках международных усилий по урегулированию кризисов. В начале 1990-х такие меры принимались под эгидой ООН, в Совете Безопасности (СБ) которой тогда безраздельно доминировали США. Был принят ряд резолюций СБ – начиная с резолюции 713 от 25 сентября 1991 года, вводящей эмбарго на поставки оружия в Югославию, и заканчивая резолюцией 757 от 30 мая 1992-го, устанавливающей режим беспрецедентных международных санкций в отношении Союзной Республики Югославия (СРЮ), которую образовали Сербия и Черногория.

00045637.png
Горящие башни-близнецы во время боев в Сараеве, столице Боснии и Герцеговины. 1992 год

Дестабилизация на Балканах давала основание для новой миссии НАТО – наведения порядка в кризисных регионах, причем за пределами своей зоны ответственности, то есть за пределами территорий стран-участниц

Югославия 1999.png
В Сербии после бомбардировок НАТО. 1999 год

 


Новый шанс для НАТО

Североатлантический альянс с самого начала стал бенефициаром югославского кризиса. Завершение холодной войны и исчезновение противостоящей ему ОВД автоматически ставили под вопрос и необходимость сохранения в прежнем виде западного военно-политического блока. НАТО лишилось главного оправдания своего существования – угрозы со стороны СССР, в связи с чем развернулись дискуссии о путях трансформации альянса и даже зазвучали призывы демонтировать его структуры. Дестабилизация же на Балканах давала основание для новой миссии НАТО – наведения порядка в кризисных регионах, причем за пределами своей зоны ответственности, то есть за пределами территорий стран-участниц.

Первоначально такие шаги совершались под эгидой международных организаций – в первую очередь ООН. НАТО выступало лишь как военно-политический инструмент реализации воли всего международного сообщества. Более того, выступало в этой роли подчеркнуто неохотно, каждый раз «поддаваясь» давлению правильно организованного общественного мнения. Глобальные СМИ рисовали картину бессилия мировых лидеров против «поджигателей войны на Балканах», требуя прекратить страдания мирного населения и положить конец ужасам вооруженного конфликта. Страны НАТО и структуры альянса отмечали отсутствие мандата на подобные операции, но затем «начинали реагировать на волю общественности».

С осени 1991-го развернулись операции по мониторингу морского эмбарго против Югославии, а потом и воздушный мониторинг зоны конфликта. НАТО отрабатывало тактику применения сил, готовило логистику и инфраструктуру в странах Восточной Европы. Альянс выступал партнером миротворческих операций Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, позже ОБСЕ) и ООН, все операции проводились под контролем структур ООН. Затем возникла и стала продвигаться идея принуждения к миру, то есть применения вооруженной силы против сторон конфликта. Причем главным объектом ее применения по умолчанию оказались сербы, на которых западная пропаганда возложила вину за кровавую трагедию. Реальной задачей было недопущение военной победы сербов, имевших перевес над своими оппонентами за счет контроля основных арсеналов ЮНА. Уже осенью 1992 года СБ ООН принял резолюцию о запрете полетов над Боснией и Герцеговиной, чтобы ограничить действия сербской авиации, господствовавшей в небе.

 


Принуждение к миру

В полном соответствии с принципом окна Овертона новая идея сначала была оформлена в рамках системы «двойного ключа» – сложной процедуры применения сил НАТО против «нарушителей на земле» по запросу местных миротворцев и под контролем Генерального секретаря ООН.

Первой в истории НАТО боевой операцией (и при этом операцией за пределами зоны ответственности альянса) стал воздушный бой над Баня-Лукой 28 февраля 1994 года. За пять лет до начала бомбардировок Югославии два F-16 ВВС США сбили пять устаревших легких штурмовиков J-21 ВВС Республики Сербской, провозглашенной в Боснии и Герцеговине. Затем натовская авиация с переменным успехом атаковала сербские войска у Горажде и Сараева, а сербы в ответ сбивали ее самолеты.

Со временем авиаудары стали наноситься все шире, на земле в поддержку миротворцев ООН начали развертывание сил быстрого реагирования НАТО. При этом процедуры «двойного ключа» явочным порядком пересматривались в сторону ограничения роли ООН. В августе-октябре 1995 года натовская авиация провела операцию против боснийских сербов, обеспечив успех наступления боснийских мусульман совместно с хорватами в Западной Боснии. Это была первая широкая воздушная кампания альянса – от массированных ударов крылатыми ракетами до регулярных ракетно-бомбовых ударов по войскам и инфраструктуре непокорного государства (тогда самопровозглашенной Республики Сербской). Именно в Боснии и Герцеговине силами НАТО – впервые в Европе – были применены боеприпасы с обедненным ураном (удары по сербской бронетехнике в Хаджичах под Сараевом), и именно там началась отработка на практике концепции принуждения к миру вместо прежнего миротворчества.

Боснийская война завершилась Дейтонским миром 21 ноября 1995 года. Следствиями этого мира стали передача миротворческой операции в Боснии и Герцеговине от ООН структурам НАТО и радикальная трансформация мандата миротворцев. Альянс получил право применения силы в районах операции, его вооруженные формирования фактически стали полноценными оккупационными войсками с «высшей военной властью в зоне ответственности». С января 1996-го и до сих пор все операции международного контингента в Боснии и Герцеговине осуществляются под командованием НАТО. Таким образом, блок явочным порядком расширил зону своего контроля на половину территории бывшей Югославии (Словению, Хорватию, Боснию и Герцеговину).

Дейтонские согл Милошевич.png
Подписание Дейтонских соглашений, наделивших НАТО широкими полномочиями по урегулированию кризиса в Боснии и Герцеговине. Париж, 14 декабря 1995 года

000_SAPA990729796660.png
Госсекретарь США Мадлен Олбрайт приветствует американские войска в Косове. Июль 1999 года

В большинстве стран нападение НАТО на Югославию было воспринято как опасный прецедент, наглядно продемонстрировавший иллюзорность представлений о приверженности Запада международному праву


Обломок Югославии

Боснийский триумф не остановил, а лишь окрылил Запад и его главный военный инструмент. Весьма скоро у него появился новый и даже более перспективный объект интереса. Вне его непосредственного контроля оставался обломок «Большой Югославии» – СРЮ, образованная Сербией и Черногорией. Президент Сербии Слободан Милошевич в середине 1990-х старался вывести страну из международной изоляции и был готов на серьезные уступки Западу. Сложность положения «Малой Югославии» усугублялась практически полным отсутствием внешней поддержки: Россия только начинала приходить в себя после нокдауна 1990-х, да и Китай еще не рисковал противоречить Западу. Главной проблемой безопасности страны был этнический конфликт в южном крае Косово, большинство населения которого составляли албанцы.

«Медовый месяц» в отношениях США и Белграда после заключения Дейтонских соглашений продлился меньше года. С Югославии были сняты некоторые санкции, Белград пошел на уступки лидерам косовских сепаратистов, однако США все время требовали большего.

Если в первой половине 1990-х албанские лидеры в Косове заняли выжидательную позицию, бойкотируя сербские органы власти, но избегая открытых столкновений, то с завершением Боснийской войны начался «разогрев» в южном крае. Возникшее в 1997-м военное крыло сепаратистов в лице Армии освобождения Косова (АОК), известной также под албанской аббревиатурой УЧК, заявило о неэффективности «гандистского» подхода лидера Демократической лиги Косова Ибрагима Руговы. В том же году в соседней Албании, пораженной социальным кризисом, были разграблены оружейные склады и неподконтрольные стволы хлынули через границу.

Уже в январе-феврале 1998-го боевики АОК совершили первые налеты на сербскую полицию в Косове, а к середине года взяли под контроль обширные территории и даже некоторые города. При этом западные политики активно давили на Белград, требуя «не применять силу». Столкнувшись с реальной угрозой потери Косова, ставший президентом СРЮ Милошевич все-таки проявил решимость. В течение двух месяцев армия и полиция наносили мятежникам поражение за поражением. В ответ западные лидеры осуждали «чрезмерное насилие» и делали заявления о необходимости прекращения «страданий мирного населения». От полного поражения АОК спас ультиматум НАТО, предъявленный СРЮ в октябре 1998 года. Под угрозой начала бомбардировок и в результате посредничества премьер-министра России Евгения Примакова Милошевич пошел на уступки: войска и полиция были отведены на базы, небо над Косовом стала патрулировать авиация НАТО, а в самом крае приступила к работе международная мониторинговая миссия ОБСЕ из 2000 человек.

Одновременно активизировались переговоры. Главной их площадкой на рубеже 1998–1999 годов стал замок Рамбуйе во Франции, где югославской делегации были выдвинуты еще более жесткие требования. Помимо вывода армии и полиции из спорного края появился пункт о скором референдуме по статусу Косова, а «на добивание» – о размещении сил НАТО, причем не только на территории кризисной зоны, но и вообще по всей стране с предоставлением им фактического статуса верховной оккупационной силы. Так как Милошевич был нацелен на компромисс любой ценой, задачей Вашингтона было загнать его в угол неприемлемыми требованиями. Именно размещение войск НАТО в Югославии не оставило лидеру страны выбора.

GettyImages-82858188.png
Протесты против натовских бомбардировок Югославии. Лондон, 1999 год

 


Бомбы к юбилею

Параллельно шел разогрев общественного мнения стран Запада: руководство и народ небольшой европейской страны подвергались расчеловечиванию по классическим стандартам военной пропаганды, создавались мифические образы мирных албанцев, ставших жертвами сербских боевиков. Интеллектуалы требовали от политиков «гуманитарной интервенции», и руководители НАТО «нехотя» и «вынужденно» приняли концепцию «ответственности за защиту», наделяя себя правом применять силу в другой стране для «пресечения нарушения прав человека». Такая правозащитная аргументация помогала завуалировать очевидное нарушение основ международного права – суверенитета и территориальной целостности независимого государства.

В этот раз международный контекст для НАТО осложнила позиция Москвы и Пекина, уже неготовых согласиться со столь вопиющим нарушением международного права. Несмотря на все попытки Запада, одобрение СБ ООН на применение силы против Югославии получить не удалось. Тем не менее президент США Билл Клинтон дал отмашку, и в ночь на 24 марта 1999 года авиация НАТО начала бомбить Югославию. Соотношение сил сторон можно описать кратко: 19 стран мира, включая богатейшие, наиболее развитые и располагавшие передовой тогда военной техникой четвертого поколения, обрушились на маленькую страну с населением менее 10 млн человек, истощенную десятилетием жесточайшей международной блокады и вооруженную техникой второго поколения. На территории Косова в качестве пехоты альянса выступали боевики АОК.

Европейская страна стала полигоном для отработки новых систем вооружения и методов ведения боевых действий. Управляемые планирующие бомбы и графитовые боеприпасы для поражения объектов энергосистемы, снаряды с обедненным ураном, новые поколения беспилотников, передовые модели самолетов и ракет, сетецентрические методы ведения военных операций, новейшие подходы к информационно-психологическим операциям – все это обрушилось на армию и мирных жителей Югославии.

Примечательно, что сама военная кампания готовилась к юбилейному саммиту НАТО в апреле 1999 года. Ее творцы явно рассчитывали украсить 50-летие альянса образцово-показательной «маленькой победоносной войной», но неожиданно сербы уперлись, и планировавшийся триумф не удался. Югославия сопротивлялась 78 дней, агрессия вызывала все более широкое осуждение в мире. Постоянно расширялся список целей, уничтожались объекты гражданской инфраструктуры – мосты, заводы, энергетика, СМИ. Все это оправдывалось необходимостью сокрушить «непослушный режим».

KMO_096855_05277_1_t210_112658.png
Осенью 2000 года Запад опробовал в Белграде сценарий «цветной революции», в результате которой президент Югославии Слободан Милошевич был свергнут со своего поста

 


«Разворот над Атлантикой»

Нападение на Югославию стало шоком для России и фундаментально подорвало моральный престиж Запада как эталона справедливости и соблюдения прав человека. Символом этого шока оказался «разворот над Атлантикой» премьера Примакова, в знак протеста против натовских бомбардировок прервавшего уже почти начавшийся визит в США. В Югославию отправились сотни добровольцев из России. Серьезный след агрессия НАТО оставила и в Китае: в мае 1999 года американцы «по ошибке» нанесли удар по посольству КНР в Белграде, в результате которого погибло трое его сотрудников, 21 человек получил ранения.

Под угрозой перехода натовской авиации к ковровым бомбардировкам Белград был вынужден согласиться на вывод из Косова армии и полиции и передачу края миротворцам под эгидой альянса. Ценой отчаянного сопротивления сербы добились отказа НАТО от проведения наземной операции и планов полной оккупации страны. Однако уже в 2000 году организованная Западом «цветная революция» привела к падению власти Милошевича. Сам свергнутый лидер вскоре был арестован и предан суду Гаагского трибунала. В 2006-м он умер в тюрьме, обвинения против него остались недоказанными, приговор трибуналом вынесен не был. Югославия без Милошевича просуществовала недолго – до 2003-го.

Оккупация Косова силами НАТО в рамках операции ООН заложила основание для отделения этой территории от Сербии и создания там в феврале 2008 года самопровозглашенной Республики Косово, превратившейся в европейский рассадник преступности и находящейся при этом под плотным патронажем США и их союзников. В Сербии же агрессия НАТО сформировала прочные антизападные настроения.

Для Запада «война 1999 года» стала неоспоримой победой, достигнутой при незначительных потерях, что стимулировало дальнейшую активную экспансию – прежде всего на Ближнем Востоке и в Центральной Азии (Афганистан и Ирак). В других странах, включая Россию, нападение на Югославию было воспринято как опасный прецедент, наглядно продемонстрировавший тщетность надежд на авторитет международных организаций при разрешении возникающих кризисов, а также иллюзорность представлений о приверженности Запада международному праву.

GettyImages-110149652.png
В 2001-м, через год после свержения, Слободан Милошевич оказался на скамье подсудимых в Гааге, а еще через пять лет – в марте 2006-го – умер в тюрьме

 

Что почитать?

Югославия в XX веке. Очерки политической истории. М., 2011

Никифоров К.В. Сербия на Балканах. ХХ век. М., 2012

Валецкий О.В. Война в Косово и Метохии в 1999 году. М., 2019

Георгий Энгельгардт, кандидат исторических наук