Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

"И Небеса следят за нашею игрой"

27 Марта 2024

27 марта отмечается Международный день театра, объединяющий всех причастных – от актёров и режиссёров до монтировщиков, капельдинеров и гардеробщиков. Но, если согласиться с Шекспиром и Ронсаром, этот праздник объединяет всех обитателей планеты Земля.

театр.jfif

«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?..»

Мог ли предположить «неистовый Виссарион», что слова, сказанные в 1834 году столетиями будут на все лады повторяться юношами и девушками, надеющимися вступить на театральное поприще? Что ими будут перебрасываться стоящие в длинных очередях к билетным кассам больших и малых, причем не только императорских театров? И не есть ли это лучшее доказательство того, что День театра – наш общий праздник?

Инициатива в его учреждении принадлежала Международному институту театра (МИТ). Эта организация была создана в 1948 году по предложению первого генерального директора ЮНЕСКО Джулиана Хаксли и выдающегося писателя и драматурга Джона Бойнтона Пристли с надеждой на то, что театр, являясь искусством универсальным, будет содействовать взаимопониманию между народами. После Второй мировой люди мира искали любые средства, способные предотвратить новую войну. Сегодня МИТ является самой крупной международной организацией деятелей исполнительских искусств с представительствами в 90 странах мира.

Идея Международного дня театра получила реальные очертания в 1961 году, когда на IX конгрессе МИТ в Вене её озвучил президент финского центра МИТ Арви Кивимаа. С 1962 года этот праздник отмечается практически во всех странах, в культуре которых театр занимает одно из ключевых мест. На конгрессе было решено, что каждый год к мировому театральному сообществу будет обращаться некая значимая в мире искусства фигура, делясь своими размышлениями о театре и его роли в мировой культуре. Предполагалось, что это обращение будет не только публиковаться в прессе, но и зачитываться перед началом спектакля.

Первым, к кому обратился МИТ, штаб-квартира которого тогда располагалась в Париже, стал Жан Кокто. Поэт и художник, драматург, писатель, хореограф, кино- и театральный режиссёр считал театр «живительнейшей вещью». Не зря ключевой фигурой его творчества стал Орфей – певец, умеющий подчинять своему искусству всё живое. «Можно без страха обратиться к толпе, пусть даже невежд, – писал Кокто, – поскольку у толпы есть тело, а у тела – сердце. Каждый в отдельности, может, и посмеивался бы, но все вместе охвачены волнением. Это любопытная особенность и позволяет гению творить искусство».

Давние творческие отношения связывали Кокто с легендарным парижским Театром Наций. 27 марта 1962 года здесь открылся Парижский сезон Всемирного театрального фестиваля Театра Наций. В этот день со сцены и было прочитано обращение Жана Кокто. Эта дата  стала первым Международным днём театра.

За свою долгую жизнь этот театр не раз менял имя. Вначале его называли Лирическим, потом – Лирико-драматическим, затем Историческим, пока в 1879 году не стал театром Наций. Правда, ненадолго.

Через двадцать лет его приобрела Сара Бернар, дав театру своё имя. «Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях», - утверждала Великая Сара. На его сцену она, шокируя публику, вышла в роли Гамлета; здесь, уже после операции по ампутации ноги (её отняли чуть выше колена), в возрасте далеко за 70, бесподобно играла Федру в трагедии Расина. Прославленная актриса трижды – в 1881, 1892 и 1908 годах – приезжала с гастролями в Россию. Ей рукоплескали не только Петербург и Москва, но и Киев, Одесса и Харьков. В её парижском театре проходили триумфальные выступления «Русского балета» Сергея Дягилева. А 21 мая 1929 года здесь состоялась мировая премьера балета «Блудный сын», поставленного Джорджем Баланчиным на музыку Сергея Прокофьева. Так что подмостки старинного театра на площади Шатле не чужие для русского искусства.

театр2.png

Михаил Царёв

В Советском Союзе представительство МИТ было открыто в 1959 году, возглавил его народный артист СССР Михаил Иванович Царёв. Затем на этом посту его сменил Михаил Александрович Ульянов, а с 2007 года Российским центром МИТ руководил Юрий Мефодьевич Соломин. «Русский театр – огромная сокровищница, которую наши предшественники начали собирать три века назад, а нам надлежит беречь и пополнять по мере сил и отпущенного нам таланта, – считал Юрий Соломин. – Этими богатствами мы щедро делимся со всем миром. Времена для мировой культуры сегодня непростые, но мы не имеем права опускать руки. Островский, наш великий драматург, утверждал, что без театра нет нации. И если продолжить его мысль в сегодняшний день, то справедливо будет сказать, что без культуры не будет человечества». За всю историю Международного дня театра с традиционным посланием к коллегам обращались четверо выдающихся деятелей отечественной культуры. В 1970 году – Дмитрий Шостакович, в 1984 – Михаил Царёв, в 1990 – Кирилл Лавров и в 2016 – режиссёр Анатолий Васильев.

 

С лёгкой руки неизвестного острослова, спрятавшегося за имя Станиславского, мы считаем, что театр начинается с вешалки. И что за беда, если Константин Сергеевич ничего подобного никогда не говорил – гениальный реформатор сцены, обладавший тонким вкусом и чувством стиля, не стал бы в таком контексте употреблять слово «вешалка». Но фраза, ставшая крылатой, достаточно точно передает суть «первоисточника» – его письма к сотрудникам мхатовского гардероба с благодарностью за поздравление с 70-летием: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей; вы можете подготовить их как в благоприятную, так и в неблагоприятную сторону для восприятия впечатлений, идущих со сцены. Если зритель рассержен, он не в силах отдаваться впечатлению и делается рассеянным и невосприимчивым; если же, войдя в театр, он сразу почувствовал к нему уважение, – он смотрит спектакль совсем иначе. Вот почему я считаю вашу работу чрезвычайно важной, и приветствую, и благодарю вас за поздравление как своих сотрудников по созданию спектакля».

 

Неумолимая статистика свидетельствует, что в любом населённом пункте, независимо от масштаба, театр – разумеется, если он там имеется – посещает не более 5-7 процентов жителей. В крупных городах, которым повезло стать театральной Меккой, эта цифра увеличивается в 2-3 раза. Но тех, кто в театре ни разу не был, тоже можно поздравить с Международным днём театра, если привлечь авторитет Вильяма нашего Шекспира, уверявшего, что

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

 

Ну, а если мнения одного лишь Шекспира недостаточно, сошлёмся на того, у кого неутомимый «стратфордский лебедь» позаимствовал эту мысль. Считается, что комедию «Как вам это понравится», где этот пассаж звучит из уст некоего вельможи с французским именем Жак, он написал в 1599 году. Гениального французского поэта Пьера де Ронсара, в молодости сочинившего стихотворение «На окончание комедии», к этому времени уже пять лет как не было в живых.   

Вот вам комедия – образчик преотличный

Земного бытия. На наш уклад привычный

С вниманьем пристальным как поглядишь порой:

Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,

Всесильная Судьба распределяет роли,

И Небеса следят за нашею игрой.

 

С Международным днём театра!

Виктория Пешкова