Мы будем думать о Вас...
11 Января 2024
Ушёл из жизни народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин.
Если можно цельную натуру охарактеризовать тремя словами, то для Юрия Соломина это будут талант, верность и мужество. На сцену Малого театра он впервые вышел в 1953 году – восемнадцатилетним студентом училища имени Щепкина и служил alma mater верой и правдой до последнего вздоха, отстаивая право родного театра, который он возглавлял тридцать пять лет, оставаться бастионом русского психологического театра и великой русской культуры, противостоящим гибельным водоворотам самого тёмного безвременья. Время доказало, что борьба не была напрасной.
Любовь к театру родилась в нём с первого взгляда на сцену, когда их первый класс привели на «Снежную королеву». Зима 1943 года выдалась в Чите суровой и снежной. В плохо протопленном зале юные зрители сидели в шубах и валенках, но холода не замечали. «Это я сейчас понимаю, – с улыбкой вспоминал тот день Юрий Мефодьевич, – что ни декорации, ни костюмы роскошью не блистали. Но это не имело никакого значения – атмосфера волшебства наполняла и сцену, и зал. Я до сих пор помню, каким удивительным, по-настоящему сказочным был Добрый волшебник. И какой озорной – маленькая разбойница. Когда удалая шайка со свистом и улюлюканьем шла на сцену через зал, чтобы захватить карету Герды, актриса прошла рядом со мной, и у меня перехватило дыхание – такой настоящей она была. Разбойники вели на поводках собак. Псы оглушительно лаяли, а мы визжали от восторга! Вот с той поры во мне и осталась неколебимая вера в то, что театр должен быть подлинным и вызывать в душе зрителя восторг».
Юрий вырастет, а убежденность останется. В массовке – вторым конвойным, зрителем в суде, бальным гостем – он, по меркам того времени, будет бегать не так уж и долго, около пяти лет. В нём не будет «обиды на судьбу». Юрий Мефодьевич всегда оценивал то время как школу, не имеющую себе равных: «Когда вокруг тебя корифеи – Пашенная, Гоголева, Жаров, Царёв – ты ловишь каждый жест, взгляд, интонацию, анализируешь, отбираешь то, что подходит тебе по темпераменту и природной органике и ежедневно пополняешь свою тайную «копилочку», хотя не знаешь, что и когда тебе пригодится». Соломин дождался своего часа, каждая его большая роль вызывала у зрителя тот же восторг, какой в детстве испытал он сам.
На сцене - Хлестаков
Пылкий Хлестаков в легендарной постановке «Ревизора» Игоря Ильинского не врал, точнее – не пытался обмануть окружающих. Он – мечтал. Мечтал о несбыточном. Так искренно, так страстно, до полного самообмана, как это мало кому удаётся, даже в детстве. Благородный гордец Сирано в спектакле, который поставил в Малом Рачья Капланян, тоже мечтал о невозможном – и неутолённая страсть, которой нельзя было дать выхода, снедала его изнури, переплавляясь в высокую поэзию, неподвластную времени. И трагический Тригорин из чеховской «Чайки» не мог не поддаться обманчивой мечте о свободе, убеждая себя в том, что ему хватит сил начать всё с начала. Была своя потаённая мечта и у почтенного Павла Афанасьевича Фамусова. Мечта о покойной старости в почёте и уважении. И даже у Мольера – одной из последних ярких работ артиста в спектакле по пьесе Михаила Булгакова. Великий комедиант мечтал о любви. Со всей обречённостью таланта и печального опыта.
О, как умел играть любовь Юрий Мефодьевич Соломин! Даже в той блистательной плеяде, к которой он принадлежал, этим талантом обладал далеко не каждый артист. Впрочем, «играл» - глагол неправильный. Соломин не играл – творил её на сцене и на экране, буквально выдергивая по нитке из собственной судьбы, в которой и случилась именно такая Любовь – с большой буквы, одна и на всю жизнь.
Романтическая сцена таинственного «ужина у господина градоначальника» в «Адъютанте его превосходительства» снята предельно целомудренно. Чуть более откровенный эпизод в окончательный монтаж не вошел, и Юрий Мефодьевич, смеясь, признавался, что очень был этому рад: «Мы не боялись, что картину из-за этого могут положить на полку. Тут другое. То, что происходит между двумя любящими людьми в самые высшие моменты, принадлежит только им. Непозволительно вмешивать в это кого бы то ни было ещё, даже во имя искусства. Мы с Таней Иваницкой всё рассказали о чувствах наших героев без слов. И ничего к этому не добавишь». О, этот высокий зал с колеблющимися от ветра белыми занавесами. Не было у экрана ни одной женщины, не мечтавшей оказаться там хотя бы на несколько мгновений. Время шло, но это повторялось снова и снова, сколько бы раз картину ни показывали. Если бы мне тогда кто-нибудь сказал, что настанет время, когда адъютант Кольцов уже в ранге Его Превосходительства будет рассказывать мне о том, как снимался один из любимейших фильмов моего детства, ни за что бы не поверила.
В роли капитана Кольцова
Памятных встреч с Юрием Мефодьевичем профессия подарила мне немало. И пускай основной темой беседы всегда оставался какой-нибудь важный злободневный вопрос – вроде затянувшейся на годы реставрации-реконструкции исторического здания Малого театра или идеи реформировать «нерентабельные» театры, под занавес нам всегда удавалось хоть немного поговорить о фильмах, которые и спустя десятки лет смотрят и пересматривает огромная армия ценителей – «Дерсу Узала» и «ТАСС уполномочен заявить», «Блокада» и «Мелодия белой ночи», «Квартет Гварнери» и «Берег его жизни».
Но одна картина занимала в творчестве Соломина особое место – его режиссёрская киноработа «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Джона Пристли. «Пристли, – размышлял Юрий Мефодьевич, – философ, но при этом драматург очень жёсткий, стремящийся вывести своих героев на грань необратимости. Одно неверное слово и назад пути уже не будет. Он мне, как и всем режиссёрам, обращавшимся к его творчеству, интересен разнообразием способов, которыми можно заставить человека взять на себя ответственность не просто за принятое решение, за собственную судьбу, но и за судьбу другого человека». В этой истории, случившийся в дождливый ноябрьский понедельник, любовь по-английски строга, почти чопорна. Мистер Кэттл и миссис Мун, люди из приличного общества, доверяют взглядам то, чего не имеют права высказать словами. И снова перед нами страсть высшего накала, высоковольтная дуга от сердца к сердцу, и ни одного лишнего движения, даже жеста. То, что происходит между любящими…
В фильме "Скандальное происшествие в Брикмилле"
Актёры старой школы предпочитали не признаваться в любви к своим ролям и редко делали исключения. У Юрия Соломина такое исключение было. Даже два – Генрих Айзенштайн из «Летучей мыши» и Эмиль, трактирщик из «Обыкновенного чуда». Артист не раз сожалел о том, что режиссёры, хоть и разглядели в нем комическую жилку, не поспешили ею воспользоваться в полной мере. Солидный финансист, понимая, что это всего лишь бал-маскарад, тем не менее, бросается на колени перед пленившей его «летучей мышью», рискуя всем, включая репутацию. Да юный воздыхатель Розалинды и в подмётки ему не годится! Не зря же обольстительная красавица, лукаво приподняв край маски, признается: «Теперь я понимаю, почему я вышла за него замуж!»
Трактирщик в "Обыкновенном чуде"
В «Обыкновенном чуде», при всей сказочности сюжета, большинство персонажей философы. Романтик там, по существу, только один. И это не Медведь, а именно Трактирщик (Волшебник не в счёт – он на свою беду бессмертен). Помните, как Эмилия, выйдя на лестницу, почти как Джульетта на балконе, сетует, что свеча в её комнате всё время гаснет? А постаревший юноша, продолжавший любить её все эти годы, еле слышно, почти одними глазами отвечает: «Это неудивительно, ведь я думал о вас…» Сегодня во многих домах будут гаснуть свечи, потому, что мы будем думать о Вас, Юрий Мефодьевич…
Виктория Пешкова