Дионисий Радонежский и преодоление Смуты
03 Ноября 2023
При крещении будущий архимандрит, сын слободского старосты получил имя Давид. Став иереем, служил в одном из храмов при Свято-Успенском монастыре в Старице. Потеряв жену и двоих сыновей, священник о. Давид стал в 1602 году иноком Дионисием. Было ему тогда за тридцать. Рослый, плечистый богатырь в рясе, он скоро получил должность настоятеля старицкой обители. А в стране уже начались смутные времена. Самозванец Лжедмитрий I заточил в Свято-Успенском монастыре «низложенного» патриарха Иова (кстати, уроженца Старицы). Дионисий вопреки указаниям из Москвы помогал святейшему чем мог, по-прежнему оказывал ему высокие почести.
Череда шатаний-нестроений сотрясала Московское царство. Дионисий в ту грозную пору — когда русскую землю топтали иноверцы, бояре предавали и продавали все и вся, когда целые волости оказались под властью воровских шаек — не стал отсиживаться в келье. Церковь возглавила борьбу за национальную независимость. Государственные структуры деградировали, но приходы и обители продолжали объединять православный народ. Монастыри — прежде всего Троица (так с давних пор именуют у нас в устной речи Троице-Сергиеву лавру) — стали центрами сопротивления не только внешней агрессии, но и внутреннему распаду.
Троице-Сергиев монастырь
В 1610 году патриарх Гермоген вверил приближенному архимандриту главную твердыню православия — Троице-Сергиев монастырь, который вскоре стал в генеральным штабом сопротивления. В смутные годы в его стенах и окрестностях нашли приют тысячи больных и увечных, вдов и сирот. Далеко не у каждого имелась крыша над головой. Дионисий не жалел сил и средств на строительство богаделен для раненых и беженцев. «Любовь христианская во всякое время помогает нуждающимся, тем более надобно помогать в такое тяжкое время», — говорил архимандрит в те дни.
Дионисий рассылал по монастырям и городам грамоты с горячими призывами: «Вспомните, православные, что все мы родились от христианских родителей, знаменались печатью, святым крещением, обещались веровать во Святую Единосущную Троицу. И, возложив упование на силу Животворящего Креста, Бога ради покажите свой подвиг: молите своих служилых людей, чтобы всем православным христианам быть в соединении и стать сообща против наших предателей и против вечных врагов Креста Христова — польских и литовских людей. Сами видите, сколько погубили они христиан во всех городах, которыми завладели, и какое разорение учинили в Московском государстве».
Виктор Васнецов. Архимандрит Дионисий диктует инокам Воззвание к народу
18 августа 1612 года ополчение Пожарского остановилось возле горы Волкуши, неподалеку от Троицкого монастыря. Навстречу выехал архимандрит, его благословение воины запомнили навсегда. «Бог с вами и великий чудотворец Сергий на помощь постояти и пострадати вам за истинную, за православную християнскую веру». Каждый ратник приложился ко кресту Дионисия, по проповедям многие знали о том, как в незапамятные времена Сергий Радонежский благословлял воинство перед Куликовской битвой.
Неудивительно, что в ноябре 1612 года именно о. Дионисий совершал молебен на Лобном месте перед вступившим в Москву воинством. Его фигура возвышалась над переполнявшей Красную площадь толпой, а голос звучал торжественно и мощно. Пастырь возглавлял крестный ход к освобожденным от поляков кремлевским соборам. Лихолетье завершалось. И во многом – благодаря таким подвижникам.
Александр Орлов