Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Не только трубы

25 Августа 2023

Сегодня исполняется 30 лет ПАО "Транснефть". В преддверии юбилея в интервью журналу "Историк" президент компании Николай Токарев рассказал о ее истории и перспективах развития. 

DSC01892.jpg
Николай Токарев

Длина экватора – чуть более 40 тыс. км, длина нефтепроводов ПАО «Транснефть», по которым в круглосуточном режиме прокачивается добываемое в стране черное золото, в полтора раза больше – свыше 67 тыс. км. Уже одного этого достаточно, чтобы оценить масштаб решаемых компанией задач. Однако Николай Петрович Токарев уверен: трубопровод – это не только трубы.

logo_TN_g_color_RUS.png

 

«Транснефть» в цифрах

– Вы возглавляете уникальную компанию, другой такой в мире нет, и это не фигура речи…

– Вы правы, «Транснефть» обладает уникальным производственным потенциалом. Три года назад известная международная консалтинговая фирма KPMG провела исследование, в рамках которого сравнивала ключевые показатели деятельности «Транснефти» с аналогичными показателями 62 крупнейших зарубежных нефтепроводных компаний (среди них – 44 американских и 11 европейских). Анализ проводился по более чем 30 индикаторам, и результаты, конечно, впечатляют: ни одна из ведущих зарубежных нефтепроводных компаний даже близко не соотносима с «Транснефтью» – ни по грузообороту, ни по протяженности нефтепроводов, ни по объемам транспортировки, ни по эффективности. По всем показателям расхождения примерно в семь-десять раз в пользу нашей компании. Я уж не говорю о том, что у нас показатели аварийности в два раза ниже международных норм…

– Что такое «Транснефть» сегодня?

– Прежде всего это наш трудовой коллектив – высококвалифицированная команда, 125 тыс. человек, работающих в 64 регионах страны. «Транснефть» – это 67 тыс. км магистральных нефтепроводов (я подчеркиваю, именно магистральных, потому что они оцениваются по особым техническим параметрам, в отличие от промысловых или каких-либо других). Конечно, представление о том, что нефтепровод – это только трубы, в корне неверно, потому что нефтепровод – это серьезные производственные и технологические объекты, которые обеспечивают круглосуточную транспортировку нефти и на внутренний рынок, и на экспорт. «Транснефть» – это 500 нефтеперекачивающих станций, это четыре нефтеналивных порта. Как я уже сказал, мы представлены в 64 регионах нашей страны – от Балтики до Тихого океана. Больше 80% добываемой в России нефти транспортируется по нашей нефтепроводной инфраструктуре. Только за последние пять лет по системе «Транснефти» было прокачано более 3 млрд тонн. Мы – крупнейший налогоплательщик. За последние пять лет в бюджеты разных уровней «Транснефть» перечислила полтриллиона рублей налогов. Эти цифры говорят сами за себя.

Приумноженное богатство

– Существует расхожее мнение, что вся инфраструктура нам досталась в наследство от СССР. Но все эти 30 лет компания не стояла на месте. Развитие, насколько я понимаю, продолжается даже в нынешних достаточно непростых условиях? 

– Конечно, в советское время был заложен мощный фундамент, но вы правы: все эти годы мы не стояли на месте. Вы знаете, что в связи с процессами распада СССР на момент создания «Транснефти» у России осталась только половина нефтепроводных мощностей Советского Союза – примерно 45–48 тыс. км. Все наши экспортные терминалы, кроме Новороссийского порта, в то время оказались за рубежом – в Латвии, Эстонии, Литве. В результате неизбежно возникали риски, связанные с транзитом по территории других стран. 

На этом фоне добыча нефти росла, и недостаточность мощностей по ее транспортировке диктовала необходимость выхода на новые экспортные направления и строительства новых терминалов. В этом смысле за прошедшие годы компания сильно изменилась, планомерно создавая новые возможности и для наращивания экспорта, и для развития внутреннего рынка. Особенно много было сделано за последние 15 лет – построено 20 тыс. км новых нефтепроводных магистралей: это и грандиозный 5000-километровый маршрут Восточная Сибирь – Тихий океан (1-я и 2-я очереди), и нефтепровод на Китай Сковородино – Мохэ, и Балтийская трубопроводная система (1-й этап с выходом на Приморск, 2-й – с выходом на порт Усть-Луга на Балтике). Это и магистральные нефтепроводы Заполярье – Пурпе – Самотлор, Куюмба – Тайшет, которые позволили нашим добывающим компаниям выйти на новые нефтяные провинции, и расширение нефтепроводного маршрута в направлении Балтийского (проект «Север») и Черного (проект «Юг») морей.

– То есть фактически на треть увеличилось то, что осталось после распада Союза?

– Именно так. Плюс к этому построили три новых порта – два на Балтике и один на Тихом океане в районе Находки. У нас сегодня 11 своих производственных предприятий, которые выпускают специализированную продукцию для всей отрасли. Создан научно-исследовательский институт, призванный развивать отраслевую науку. Только при строительстве нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор инженерные решения, которые были разработаны и внедрены нашими специалистами, получили 25 международных патентов на изобретения, большой коллектив специалистов был удостоен премии Правительства РФ. Очень серьезно мы продвинулись в плане диагностических технологий: сегодня наше дочернее предприятие «Диаскан», производящее диагностическое оборудование, – одно из лучших в мире, его услуги востребованы на международных рынках. Сейчас у нас идет системная работа по цифровизации всех процессов – на ближайшие годы на эти цели выделено 32 млрд рублей. В общем, много чего сделано, прогресс налицо, компания развивается. 

Shamukov_Sheskharis_1401_low.jpg
«Транснефть» обладает уникальным производственным потенциалом, оставляя далеко позади все без исключения зарубежные нефтепроводные компании

 

История с импортозамещением

– В связи с введенными в отношении России санкциями вопрос об импортозамещении – один из ключевых. В какой мере удается добиться импортозамещения в отрасли? И насколько сложна эта задача сама по себе?

– Программа импортозамещения была утверждена у нас еще 12 лет назад – до всех этих ограничений и санкций со стороны Запада. Уже тогда мы решили, что надо переходить на собственное производство и обеспечивать себя самостоятельно. Была утверждена программа из 29 пунктов по наиболее критичным для нас позициям, и на сегодня все эти 29 пунктов полностью реализованы. В итоге 96% потребностей системы «Транснефти» обеспечиваются за счет отечественной продукции.

– Почему уже тогда компания занялась этим?

– Чтобы гарантировать стабильную и надежную работу по поставкам нефти, требуется вовремя реагировать на вызовы. Те, с которыми мы столкнулись уже тогда, были достаточно серьезными – они несли потенциальные риски для всей отрасли. Судите сами: все магистральные насосы, которые эксплуатировались в системе «Транснефти», со времен Советского Союза выпускались на Украине, в городе Сумы. Владела производством компания, среди бенефициаров которой были американские пенсионные фонды. Продукция поступала к нам с большими сбоями, из-за этого замедлялся ввод в эксплуатацию наших новых объектов. Мы не могли долго мириться с такой ситуацией. В итоге, я считаю, мы приняли единственно правильное решение, когда в 2014 году построили в Челябинске предприятие, производящее сегодня всю линейку магистральных насосов, необходимых «Транснефти». Там же вместе с итальянскими партнерами и компанией «КОНАР» был возведен второй крупный завод – «Русские электрические двигатели», изготовляющий приводы для этих магистральных насосов. Сейчас даже представить немыслимо, что было бы с отраслью в нынешних условиях, если бы у нас не было этих предприятий. 

Причем завод «Русские электрические двигатели» создает не только приводы для насосов. Сегодня в результате диверсификации производства совместно с группой «Синара» начался выпуск приводов и двигателей для локомотивов. Первые модели уже проходят испытания, и в ближайшей перспективе – работа над двигателями для «Сапсана» и «Ласточки». То есть мы выходим за рамки нефтетранспортной отрасли. Помимо железнодорожников сейчас еще и судостроители заинтересовались нашими возможностями, и с «Росатомом» у нас налаживается кооперация.

Долгое время мы покупали у американских компаний противотурбулентную присадку, которая позволяла увеличить объемы прокачки нефти. Теперь же ее производит наше предприятие в Татарстане. Мы полностью обеспечиваем себя этим продуктом, а сейчас им пользуется и Каспийский трубопроводный консорциум. 

 

GUR_7200.jpg
Головной офис компании находится в башне «Эволюция» – самой изящной в «Москва-Сити»

Поворот на Восток

– Сегодня Россия вынуждена переориентировать экспорт энергоносителей на Восток. Как вы в целом оцениваете эти рынки и в какой мере они могут компенсировать потери, возникающие в результате той политики, которую проводит в отношении нас Запад?

– Вопреки ожиданиям наших недоброжелателей, оказалось, что у нас очень большой резерв гибкости в плане диверсификации направлений экспорта. В том числе благодаря новым маршрутам, своевременно запущенным или адаптированным под эти задачи. Конечно, на первых порах у нас были проблемы – и у нефтяников, и у грузоотправителей. Но за счет того, что мы имели возможности быстро переориентировать объемы с одного направления на другое, больших потерь не случилось. Скажу лишь, что за 2022 год, несмотря на все ограничения и разного рода санкционные проблемы, в систему «Транснефти» поступило на 4,5% больше нефти, чем в 2021-м. В то же время экспорт увеличился на 20% – это о чем-то говорит. 

– Это очень серьезные цифры!

– Да. В итоге рынки Азиатско-Тихоокеанского региона стали получать больше нефти. К этому времени у нас были увеличены мощности по перевалке в порту Козьмино на Тихом океане. И сегодня реализуется ряд проектов, позволяющих очень быстро компенсировать сокращение объемов по нефтепроводу «Дружба» для Польши и Германии. Вообще, если поляки и немцы считали, что они нам создадут большую проблему, отказавшись от этой нефти, то мы вынуждены их разочаровать. Я еще раз напомню: объемы экспорта только увеличились и мы не пострадали от таких необдуманных решений. Рынки, на которые мы вышли, очень перспективные, наша нефть востребована и в Индии, и в Китае, и в ряде других стран. 

 

Гуманитарная миссия

– Огромный резонанс имеют социальные и гуманитарные проекты, которые поддерживает «Транснефть». Что вы считаете наиболее значимым в этой работе? И в чем в данном случае состоит мотивация компании?

– Прежде всего мы исходим из того, что все 125 тыс. наших специалистов, работающих в разных регионах (особенно это касается территорий за Уралом – Восточной Сибири, Приморского края, Якутии), должны получить такие же возможности, которые имеют специалисты в крупных промышленных центрах. Это досуг, образование, медицина. Если мы не будем обеспечивать их всем необходимым для нормальной жизнедеятельности, не создадим условий, мы получим текучесть кадров, низкое качество работы, а это неизбежно повлечет проблемы производственного характера. 

Я могу сказать, что, допустим, в Козьмине (там расположен наш нефтеналивной терминал, это примерно в 50 км от порта Находка) в школе не хватало преподавателей русского языка, химии, детям негде было заниматься спортом. Мы все это взяли в свои руки, построили жилье для преподавателей, создали специальные зарплатные гранты, вложились в инфраструктуру.

В отдаленных улусах Якутии мы начали внедрять новую практику: закупали так называемые мобильные поликлиники на базе КамАЗов, снабженные всем необходимым медицинским оборудованием, приборами, препаратами. Теперь медики выезжают по специальным маршрутам, проводят диспансеризацию и наших сотрудников, и местного населения. И не только в дальних регионах – в Тульской области два таких медицинских комплекса приобрели и передали на баланс администрации. Это вроде бы мелочи, но они очень серьезно облегчают жизнь людям.

– Отдельный приоритет компании – образование…

– За прошедшие пять лет мы оказали поддержку более 700 общеобразовательным учреждениям на общую сумму три с лишним миллиарда рублей. Это капитальный ремонт либо строительство новых зданий, оснащение их современной техникой. Школы, лицеи, гимназии, интернаты – сотни объектов. Это серьезный вклад в развитие системы образовательных учреждений, что особенно важно в отдаленных местах. Кроме того, у нас есть семь опорных вузов, в которых существуют наши кафедры, готовящие специалистов для компании. Конечно, мы поддерживаем их, развиваем, стараемся, чтобы уровень подготовки соответствовал современным стандартам – для этого выделяются гранты и для преподавателей, и для студентов.

Отдельная тема – массовый спорт. Не так давно возведен целый ряд спортивных и оздоровительных объектов в Новом ренгое, стадион в Саратове, спортивно-оздоровительный комплекс сооружается в Самарской области. За последнее время мы построили десятки ФАПов – фельдшерско-акушерских пунктов. Этим летом завершаем капитальный ремонт одного из корпусов Морозовской детской клинической больницы в Москве, который осуществлялся при финансовой поддержке «Транснефти».

– А еще музеи, выставки, Успенский собор…

– Уже много лет компания является одним из генеральных спонсоров Государственной Третьяковской галереи – и выставок, и технической реконструкции музейных площадей. Также мы поддерживаем Музеи Московского Кремля, в частности помогаем с реставрацией кремлевского Успенского собора. «Транснефть» софинансировала возведение знаменитого Ржевского мемориала Советскому солдату. Мы участвуем в создании серьезных и нужных стране художественных фильмов, таких как «Ильинский рубеж» про подвиг подольских курсантов, «Нюрнбергский процесс» и так далее. 

Мы переиздали порядка 10 тыс. комплектов советско-американского документального фильма «Неизвестная война». Он вышел в 1976 году на русском и английском языках – 18 часов уникальной хроники. После распада СССР его тихо-тихо убрали под сукно. Мы сделали копии этого фильма и разослали по нашим и зарубежным посольствам. В свое время даже из штаб-квартиры НАТО запросили 600 комплектов, и мы их туда отправляли. 

Десять с лишним лет мы помогаем изданию уникальной книжной серии «Литературные памятники». Вышел в свет Лицевой летописный свод Ивана Грозного – у нас получилось 40 томов. Эти книги мы передали в 93 национальные библиотеки мира. Мы поддержали выпуск шеститомной академической «Всемирной истории». В настоящее время при участии ПАО «Транснефть» ведется масштабная работа по созданию историко-археологического парка при музее-заповеднике «Херсонес Таврический». В общей сложности за последние пять лет на поддержку науки и культуры нами направлено порядка 60 млрд рублей. Я считаю, что эта серьезная гуманитарная сторона нашей работы крайне важна: раз мы можем сделать что-то полезное в этом направлении, значит, надо делать. И конечно, мы поддерживаем журнал «Историк». Я уже говорил о том, что каждый материал вашего издания читается с большим интересом. Все темы глубоко проработаны, основаны на тщательном научном анализе фактов. Это очень важно для популяризации научного знания и для исторического просвещения, ориентированного на самую широкую аудиторию.

RIA_6154822.HR.jpg
ПАО «Транснефть» помогает в реставрации Успенского собора – главной святыни Московского Кремля

TRN_pochetnui_znak.png
В апреле 2023 года указом президента России Владимира Путина «Транснефть» награждена почетным знаком «За успехи в труде»

 

Журнал «Историк» от всей души поздравляет ПАО «Транснефть», всех сотрудников компании с замечательным юбилеем. Дорогие друзья, мы желаем вам новых побед!

Беседовал Владимир Рудаков