Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Почти на равных

11 Июля 2023

Курская битва потребовала колоссального напряжения сил с обеих сторон: в ней участвовали в общей сложности почти 4 миллиона человек, на вооружении которых было около 8 тысяч танков, свыше 36 тысяч орудий и чуть менее 5 тысяч самолетов.

Танки и самоходные орудия

К началу сражения на Курской дуге немецкие танкисты получили на вооружение спроектированные и построенные уже после начала Великой Отечественной тяжелый танк T-VI «Тигр» и средний танк T-V «Пантера». Кроме того, в распоряжении панцерваффе были тяжелые САУ «Фердинанд», выполнявшие роль истребителей танков.

пантер.png

Танк Т-V "Пантера"

На Курской дуге «Тигров» насчитывалось порядка 150 единиц, «Пантер» – около 200 штук, а «Фердинандов» не более девяти десятков. И все равно встреча с этим «зверинцем» стала неприятным сюрпризом для советских танкистов. В их распоряжении были исключительно машины, спроектированные и принятые на вооружение перед началом Великой Отечественной войны. Это средние танки Т-34 и тяжелые КВ-1 обеих модификаций — КВ-1 и «скороходный» КВ-1с. Плюс множество легких танков типа Т-60 и Т-70. Максимальный калибр советских танковых пушек — 76 мм, к тому же они были довольно короткоствольными. А новые немецкие машины имели длинноствольные пушки калибра 75 мм («Пантера») и 88 мм («Тигры» и «Фердинанды»). Наши танкисты могли эффективно поражать немецкие машины только с близких дистанций и в основном в борта или корму, поскольку лобовую броню им почти не удавалось пробить. На равных наши танки могли сражаться разве что с германскими средними T-III и T-IV, которые оставались самыми массовыми в немецкой армии.

Неудивительно, что потери советских танков в Курской битве оказались заметно выше. Из этого командование сделало необходимые выводы. Ускорилась доводка, принятие на вооружение и запуск в серийное производство новых машин: Т-34-85 с длинноствольной пушкой калибра 85 мм, а также КВ-85, ИС-1 и особенно ИС-2 со 122-мм орудием. Последние стали достойными противниками «Тигров» и «Пантер».

Артиллерия

Обе стороны готовились противостоять бронированной лавине противника с помощью артиллерии. В этой сфере ни советские, ни германские артиллеристы не могли похвастаться особыми новинками. Вермахт продолжал пользоваться пушками и гаубицами, с которыми начал вторжение в СССР. Исключение составляли спешно разработанные уже после начала вторжения противотанковые пушки Pak-40 и Pak-41. Это были отличные для своего времени орудия, но их было немного. Из-за технологической сложности и дороговизны их не удалось выпустить в затребованном военными количестве.

Зато советская промышленность отлично справлялась с насыщением армии современными артиллерийскими системами. Самой массовой из них была принятая на вооружение в 1941 году дивизионная пушка ЗиС-3. Она стояла на вооружении как артиллеристов из состава стрелковых соединений, так и в истребительно-противотанковых частях. Это было первое в мире орудие, пригодное для конвейерной сборки, потому его и выпускали высокими темпами и в очень больших количествах.

зис3.jpg

Дивизионная пушка ЗиС-3

Несомненным преимуществом советских артиллеристов были реактивные системы залпового огня — «Катюши». В распоряжении РККА были как пусковые установки на автомобильном шасси, способные быстро сменить позицию, так и буксируемые. Ничего подобного у вермахта не было: шестиствольный миномет «Небельверфер» отличался меньшей скорострельностью и дальностью выстрела.

Авиация

К началу сражения на Курской дуге советские летчики еще не получили полного господства в воздухе, но были к нему близки. Наши асы к тому времени не только выбили заметную часть опытных пилотов люфтваффе, но проверили в бою несколько новых тактических приемов. Именно они обеспечили советской авиации преимущество в воздушных боях на Курской дуге.

К тому времени на вооружение ВВС РККА поступили несколько новых моделей истребителей. По своим боевым возможностям они были как минимум равны немецким, а то и превосходили их. Речь идет прежде всего о самолетах Ла-5 и Ла-5ФН, а также Як-9. Последние существовали в нескольких модификациях, среди которых были противотанковые Як-9Т с пушкой калибра 37 мм и Як-9Д, то есть дальние, использовавшиеся для сопровождения наших бомбардировщиков.

Бомбардировочную авиацию Красной армии составляли в основном принятые на вооружение перед самой войной пикирующие бомбардировщики Пе-2, полученные по ленд-лизу американские А-20 «Бостон» и ночные По-2. Массово применялись и штурмовики Ил-2. Их главным оружием на Курской дуге стали кумулятивные противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5. Каждый штурмовик мог брать в вылет до 192 таких бомб! Они сбрасывались почти одновременно, создавая полосу поражения длиной до 70 метров. Нескольких бомб было достаточно, чтобы уничтожить «Тигр».

Немецкие истребители воевали на отлично зарекомендовавших себя «Мессершмиттах», в том числе новых модификаций с более мощным вооружением, и «Фокке-Вульфах». А вот бомбардировочная авиация Люфтваффе состояла в основном из морально уже устаревших «Юнкерсов» Ю-87 и Ю-88, которые наши летчики научились отлично сбивать. Зато в распоряжении германских пилотов был неплохой противотанковый штурмовик «Хеншель»-129 с мощным пушечным вооружением, превосходивший имевшиеся на тот момент Ил-2.

 

Стрелковое вооружение

Пехота по обе стороны фронта держала в руках проверенные временем винтовки Мосина образца 1891/30 годов и Маузера образца 1898 года. Это было основное оружие советских и немецких пехотинцев. Правда, РККА к лету 1943 года сумела заметно увеличить количество в войсках пистолетов-пулеметов ППШ-41, принятых на вооружение в декабре 1940 года. Простое и технологичное, это оружие выпускалось в огромных количествах. Полностью вытеснить винтовки ему не удалось, но оно позволило существенно повысить плотность огня. Ту же задачу решали и станковые пулеметы. Основным оружием пулеметных подразделений Красной армии был старый добрый «Максим». К началу Курской битвы на вооружение уже приняли более современный станковый пулемет Горюнова СГ-43, однако его не успели поставить в войска в большом количестве.

Советская пехота активно использовала ручные пулеметы Дегтярева ДП-27, стоявшие на вооружении с конца 1920-х годов. Увы, по своим боевым возможностям они заметно уступали немецким ручным пулеметам МГ-34 и их более новой на тот момент модификации МГ-42. Последний за свою высокую скорострельность, позволявшую создать плотную огневую завесу, получил у солдат прозвище «циркулярная пила».

Зато немецкие пехотинцы не могли похвастаться большим количеством пистолетов-пулеметов (их в обиходной речи называли автоматами). Принятые на вооружение перед войной MP-38 и MP-40 выдавались в основном пехотным офицерам и унтер-офицерам, а также танкистам, водителям и десантникам. Они не были столь массовыми, как ППШ, а потому постепенно немецкая пехота стала уступать советской в огневой мощи.

Антон Трофимов