Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Твердыни русского духа

17 Февраля 2024

Древние монастыри на Руси строились как настоящие крепости. При нападении врагов за их каменными стенами скрывалось всё окрестное население, а монахи порой становились плечом к плечу с воинами, защищая не только человеческие жизни, но и свою веру

Кирилло-Белозерский монастырь

В черте небольшого северного городка Кириллова в 130 км от Вологды находится Кирилло-Белозерский монастырь. Его основали два инока Московского Симонова монастыря Кирилл и Ферапонт в 1397 году. На берегу Сиверского озера иноки установили крест из дерева и выкопали пещеру — так было заложено основание будущей обители.

Первым каменным сооружением монастыря стал Успенский собор, возведённый ростовскими мастерами. Вскоре монастырь уже слыл самым крупным в Европе. На 12 га разместились Успенский собор, Большие больничные палаты, церкви, трапезная, монашеские кельи, настоятельский корпус, Святые ворота, церковь Иоанна Лествичника и Казённая палата. Обитель была окружена каменными стенами с огромными башнями — настоящий город-крепость!

Монастырь владел немалыми земельными наделами, рыбным промыслом. Здесь имелась обширная библиотека, трудились талантливые резчики, иконописцы. В XVI веке обитель поставляла по всей России различную посуду, украшенную искусной резьбой. В 1776 году из монастырской слободы образовался город Кириллов.

Во многом процветание обители было заслугой благодетелей — московских князей. Иоанн Грозный верил, что на свет он появился благодаря молитвам здешней братии. Царь трижды посещал монастырь и всегда оставлял щедрые дары. В нач. XVII века Кирилло-Белозерская обитель состояла из двух монастырей: Успенского и Иоанновского.

Обитель эта также служила местом ссылки. Условия пребывания для разных узников весьма различались: от собственных хором, личных слуг, хорошего питания до строжайшего заточения.

К 1924 году вследствие последовательного искоренения веры большевиками монастырь пришёл в упадок. На его территории устроили краеведческий музей, позднее преобразованный в историко-художественный. Иноков иных расстреляли, иных отправили в лагеря. При этом обитель избежала горестной участи многих северных монастырей — её не превратили в концлагерь или сумасшедший дом.

С 1957 года начались работы по реставрации Кирилло-Белозерского монастыря: восстанавливались здания, внутренний декор, стенопись, иконостасы. С конца 1990-х монастырь и вовсе воспрянул: в год празднования 600-летия Кирилло-Белозерского монастыря в его стенах возродилась монашеская жизнь.

 

Архангельское подворье Соловецкого монастыря

Знаменитое Архангельское подворье Соловецкого монастыря исторически связано с основанием города Архангельска в конце XVI — нач. XVII веков. В те времена Архангельск представлял собой старинную древнерусскую крепость. В 1637 году случился страшный пожар: выгорели все крепостные строения, а подворье переместилось из детинца на Юрьев звоз — в торговый центр города. Соловецкий монастырь получал доход от рыбных промыслов, солеварения, отправляя свою продукцию в Архангельск на продажу. Здесь построили склады, торговые лавки и келейные корпуса для братии. В 1667 году в состав подворья уже входили четыре больших деревянных амбара, кельи и монастырский двор. В 1729 году подворье расширилось: возникли настоятельские хоромы, административные здания, амбары, погреба, баня и семь торговых точек. В 1797 году у купца Александра Христиана Беккера был приобретён большой каменный дом. В XIX веке на Архангельском подворье построили каменные здания, были куплены несколько городских участков. В 1820 году появилась часовня во имя преподобных Савватия и Зосимы. В 1851–1853 годах возведено каменное здание миссии в Банковском переулке. В 1865-м устроено помещение «на погребах», с востока примкнувшее к зданию управленческих служб. Трёхглавый храм во имя преподобных Германа, Савватия и Зосимы освятили осенью 1898 года. Стены и потолок церкви искусно расписали монастырские иконописцы — сценами событий из жизни соловецких угодников.

В 1920 году Соловецкое подворье закрыли и национализировали большевики. Осенью 1922-го полностью прекратились богослужения.

Только ровно через 70 лет по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Архангельское подворье начало своё возрождение.

 

Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь

Этот монастырь на Верхней Вычегде основал в конце XIV века преподобный Стефан Пермский с миссионерскими целями. А в 1660-е годы московский священник Фёдор Тюрнин (в иночестве Филарет) с четырьмя своими сыновьями (Никоном, Гурием, Иваном, Стефаном) поставил тут Спасскую Ульяновскую пустынь. Ими была возведена деревянная церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа, иконы и колокола для которой привезли из Москвы. Монастырь в основном посещали крестьяне Усть-Сысольского, Печорского, Яренского уездов. В первой пол. XIX века обветшавшую деревянную церковь заменили на каменную — с престолами в честь Нерукотворного Образа Христа и иконы «Похвала Пресвятой Богородице». Слухи о чудесных исцелениях по молитвам в этом монастыре привлекали множество богомольцев. 10 лет, с 1886 по 1876 год, шёл сбор пожертвований по всей Руси — и монастырь процвёл!

Трудолюбивые монахи стали разводить холмогорскую породу коров. Во владении обители находились две мельницы, кирпичный завод, мастерские по пошиву обуви и одежды. Монахи ловили рыбу и обрабатывали огороды. В 1878 году установили водокачку на паровом двигателе. Под руководством архитектора-самоучки отца Феодосия шла активная работа по обустройству монастыря. В 1869–1875 годах выстроили каменный двухэтажный в пять глав Троицкий собор по проекту архитектора Александра Иваницкого. На верхнем этаже — бронзовый престол во имя Святой Живоначальной Троицы. Иконы писал придворный художник Василий Пошехонов. В 1872–1878 годах возвели здесь церковь-колокольню с 17 колоколами. В 1877-1879 годах обитель обнесли каменной стеной с крытой галереей и угловыми башнями. В 1886 году построили каменную кладбищенскую церковь Успения Богородицы и каменную часовню. В 1878 году у монастырских стен началось строительство гостиницы, был поставлен дом для рабочих монастыря. В 1882 году в монастыре открыли мужскую церковно-приходскую школу, в 1907-м  — богадельню. К 1889 году в двух братских корпусах обитало 70 монахов и послушников. По числу насельников монастырь уступал лишь Горницко-Успенскому монастырю, а по площади угодий в Вологодской епархии он занимал 4-е место.

После революции деятельность монастыря свернули, церкви опечатали. На куполе колокольни водрузили красное знамя. В 1930-е годы Троицкий собор и почти вся монастырская стена были уничтожены.

Во время Великой Отечественной войны в Ульяновском монастыре находился госпиталь, позднее — дом для душевнобольных. В 1960-е уничтожили первый этаж Троицкого собора.

В 1969 году монастырские здания взяли под охрану государства как памятник церковного зодчества. Это была фикция: никто и не думал ничего сохранять, монастырь разрушался.

Однако в 1994 году в Ульяново прибыла группа монахов во главе с иеромонахом Питиримом и снова открыла монастырское служение. Вывезенные из Ульяновского монастыря в прошлом веке ценные реликвии, хранившиеся в фондах Национального музея, торжественно возвратили монастырю. Среди уникальных вещей — посох архимандрита Матфея, именной крест митрополита Филарета, деревянная фигура Иисуса Христа в темнице.

На сегодняшний день в состав монастыря входит шесть действующих храмов и одна часовня, здесь проживают 24 монаха, пять священников, два диакона, около 20 трудников. У монастыря во владении 550 га земли, на которых выращиваются картофель и овощи. Монахи содержат домашний скот,  занимаются сбором грибов и ягод. При монастыре есть гостиница, где туристы и паломники могут остановиться на несколько дней.

 

Трифонов Печенгский мужской монастырь

Этот монастырь Русской православной церкви не сидит на месте, можно сказать!

Он был основан в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области, где река Мана впадает в Печенгу. В 1548 году после вынужденного ухода Трифона из монастыря братия самовольно перенесла монастырь ближе к устью Печенги — так было удобнее для промысла и торговли. Преподобный Трифон скончался за шесть лет до этого, оставив братии грозное пророчество о грядущей страшной беде — разорении монастыря — и о том, что многие из них примут «лютую кончину от острия меча». В декабре 1589-го на монастырь напали финны, подданные шведского короля. Вся братия явила истинное, идущее даже до смерти послушание своему игумену, запретившему устраивать побоище в церкви: они не сопротивлялись, а в молитве на коленях приняли страшную смерть. Обитель была сожжена...

Монастырь перевели на территорию Кольского острога, к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако после пожара в 1619 году его снова переместили — за реку Кола, где построили соборную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

В 1765 году монастырь указом императрицы Екатерины II упразднили. А  указом Святейшего Синода от 1886 года возобновили! Причём на месте его основания и гибели печенгских мучеников от рук финских разбойников, где монастырь и просуществовал аж до 1919 года.

Большевики закрыли обитель. А в 1944 году в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции весь монастырский комплекс был стёрт с лица земли.

Очередное возрождение монастыря состоялось только в 1997 году. Была принята концепция крепости-острога XVI века. Здания и храмы монастыря решили сделать деревянными. Это дань традициям древности: Русский Север не ассоциируется с белокаменными храмами юга и средней полосы России. Первое каменное здание на Кольском Севере появилось лишь в нач. XIX века — это Благовещенская церковь в Колах. План-чертёж монастыря (их, как известно, утверждал лично царь Иоанн Грозный) до наших дней не сохранился. При строительстве новой Трифоново-Печенгской мужской обители монахи руководствовались сохранившимися изображениями схожих деревянных монастырей севера Руси. Перед началом строительства специальная комиссия провела археологические освидетельствования местности. Был обнаружен фундамент монастырской церкви, под которой, по преданию, захоронили самого преподобного Трифона и его учеников — монахов-мучеников Иону и Германа. При раскопках в центре церковного фундамента обнаружили гигантскую братскую могилу наших воинов, погибших при освобождении Печенги в 1944 году. Они были захоронены ровными рядами, головами на восток. Так мощи святых мучеников XVI века смешались с останками воинов — героев XX века.

Когда монастырь достроят, он будет состоять из 16 объектов, куда войдут храм, трапезная, банно-прачечный комбинат, гостиница для паломников, кухня, жилые корпуса наместника и братии и прочие необходимые для жизнедеятельности помещения.

Наталья Лясковская