Наследие академика Ферсмана
14 Апреля 2023
100 лет назад, 14 апреля 1923 года, в Петрограде было основано Издательство Российской академии наук. На вопросы «Историка» ответил директор издательства «Наука» Николай Федосеенков.
- В каком историческом контексте создавалось издательство?
- Времена были нэповские, для серьезной науки – полуголодные. О будущем фундаментальной науки в нашей стране в то время задумывались всерьез. И многое вызывало тревогу у академических ученых. Реформаторский пыл большевиков подчас заходил слишком далеко. Существовал проект ликвидации академии наук и создания вместо нее новых структур, в перспективу которых трудно было поверить. Эта была авантюра, которая не получила практического воплощения, главным образом, благодаря Анатолию Луначарскому и Владимиру Ленину, которые понимали, как важна для науки академия, и охладили слишком неистовых поборников новаций. Ну, а вторая важнейшая проблема – острая нехватка денег, а также – дефицит во всех областях, от научного оборудования до продовольствия, без которого, как известно, и ученым существовать невозможно. В этой ситуации очень важной оказалась позиция академии и ее самых ярких ученых. Мягко говоря, далеко не все среди них были сторонниками советской власти. Скорее – преобладали кадетские настроения. Но к 1923 году большевики оказались несомненными победителями в военно-политическом отношении. Надолго ли? Никто не мог дать точного ответа. Но стало ясно, что академии нужно налаживать с ними деловые отношения. И многое удалось. Это был обоюдный процесс. Наука пошла навстречу новой власти, а Совнарком шел навстречу академической науки – в меру своих достаточно скромных на тот момент бюджетных возможностей. Так и возникло издательство.
- Кого можно считать его истинным основателем?
- Самой важной фигурой в этом процессе стал Александр Евгеньевич Ферсман – выдающийся минералог, геохимик, который много сил отдавал издательской и журналистской работе. Ведь он был основателем и главным редактором журнала «Природа», который наше издательство выпускает и ныне. Он возглавлял несколько академических институтов, даже в самые трудные годы собирал важнейшие геологические экспедиции, но у Ферсмана хватало сил и на организацию издательства, и на решение многочисленных проблем, которые возникают в типографии – при крайне небольшом поначалу штате. К счастью, во властных структурах никто не сомневался в необходимости этого выдающегося ученого для страны. Он, что называется, «уважать себя заставил». Просто удивительно, что Александр Евгеньевич не просто подарил издательству свое имя, но, будучи первым директором, действительно вникал во все дела. Фантастический человек!
Наш собеседник - Николай Федосеенков
- Для вас эта историческая дата – начало начал?
- Для нас, для «Науки», важны и те традиции академической печати, которые своими корнями уходят в первые послепетровские времена. Типография академии наук существовала с 1727 года. Там издавались уникальные книги. Но, безусловно, решение столетней давности придало импульс развитию не только научной прессы и книгоиздания, но и науки в целом. По тем временам это был прорыв, важная веха в истории. С ней многое связано – и уникальные издательские проекты советского и постсоветского времени, и появление в 1938 году знаменитой «Академкниги», сети распространения продукции издательства. И закономерно, что мы празднуем этот юбилей и ощущаем преемственность с теми, кто сто лет назад работал над «Известиями Российской академии наук», первенцем издательства. А в том, что сегодня академическое издательство в России выполняет важную, необходимую миссию, мы не сомневаемся. И, по мере сил, развиваем лучшие традиции «Науки», многие из которых идут со времен академика Ферсмана и его коллег.
Беседовал Арсений Замостьянов