Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Музыкальная весна мира

18 Марта 2023

Международному конкурсу имени П.И. Чайковского исполняется 65 лет. В этом году семнадцатый раз в Москве и Петербурге соберутся молодые музыканты и вокалисты из многих стран мира, чтобы побороться за лавры одного из самых престижных исполнительских конкурсов, который выдающаяся французская пианистка Маргерит Лонг в свое время назвала музыкальной весной мира. Сегодня конкурс Чайковского переживает непростые времена, но сдавать своих позиций не намерен. В этом абсолютно убежден известный музыкальный критик, кандидат искусствоведения Сергей Бирюков.

- В конце 50-х международная обстановка тоже была весьма напряженной. Насколько важна была роль искусства в том, чтобы взаимопонимания в мире стало больше?

- Роль эту трудно переоценить. Мировые державы, при всех противоречиях, понимали, что без взаимопонимания сосуществовать невозможно. Достаточно вспомнить Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года – сколько света и радости он тогда принес в нашу жизнь. И конкурс имени Чайковского, впервые проведенный в следующем году, стал естественным продолжением этого праздника. Музыка – язык, не нуждающийся в переводе. Жюри было абсолютно звездным, в него входили Генрих Нейгауз, Лев Оборин, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер – величайшие пианисты всех времен и народов, и абсолютно беспристрастным. Победу американскому пианисту Вану Клиберну присудили единодушно. Никита Хрущёв проявил к нему самое доброе отношение, Ванечкой называл, даже нашел время, чтобы показать гостю Красную площадь. Хрущёву хватило мудрости понять, что конкурс Чайковского – это прекрасный шанс для прорыва в международном положении нашей страны.

10101.jpg

- Конкурс стал событием не только для профессиональных музыкантов?

- Это был грандиозный праздник для всей страны. Не будем забывать, что в те времена благодаря радио серьезное искусство входило в каждый дом. Приемники работали от рассвета и дотемна. Транслировали и концерт лауреатов конкурса. До сих пор помню, как Ван Клиберн играл си-минорную (третью) сонату Шопена. Идет медленная часть, музыка словно улетает в небеса, и вдруг прямо на трансляцию накладываются сигналы точного времени: бип-бип-бип… Тогда это было непреложно. Мы записывали тот концерт на домашний магнитофон, и потом драгоценную пленку затерли буквально до дыр. А я с тех пор всегда в этом месте сонаты внутренним слухом слышу те злополучные сигналы.

- История конкурса не всегда складывалась гладко?

- Жизнь любого конкурса неравномерна, всплески чередуются со спадами. Шлейф первого конкурса тянулся долго. На втором сенсацией стала победа Владимира Ашкенази. На третьем кипели страсти вокруг американского пианиста Миши Дихтера – до сих пор жива легенда о том, как филармонические дамы чуть не побили зонтиками Гилельса, который был тогда председателем жюри, за то, что Дихтеру дали лишь вторую премию. В 70-м первую премию пришлось делить между Еленой Образцовой и Тамарой Синявской – вы представляете себе уровень соревнования? В 78-м оглушительную победу одержал Михаил Плетнев. В 90-е авторитет конкурса снизился, но причина была в финансах, а не в профессиональном уровне жюри или участников. В 1996 его даже временно исключили из Всемирной федерации музыкальных конкурсов за неуплату взносов. Но даже в смутные времена конкурс открывал новые яркие имена, получавшие впоследствии мировую известность, как Денис Мацуев и Вадим Руденко – лауреатов первой и второй премии 1998 года.

- В 2022 году конкурс снова исключили из Федерации – на сей раз из-за событий на Украине. Насколько это фатально?

- Можно сожалеть о том, что приедет меньше музыкантов из других стран, но для них это куда большая потеря, чем для конкурса, давшего путевку в жизнь такому количеству талантливых исполнителей. А ведь именно продвижение лауреатов, помощь им в становлении карьеры и является важнейшим приоритетом для Валерия Гергиева, который с 2009 года является председателем оргкомитета соревнования. Подорвать авторитет конкурса Чайковского в музыкальном мире невозможно, как невозможно отменить русскую культуру. Рано или поздно все вернется на свои места.

Редакция журнала "Историк"