Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Михаил Ульянов. История страны в истории кино

18 Ноября 2022

         Театральный критик Александр Свободин однажды заметил: «По ролям Михаила Ульянова можно изучать историю». Сам актёр, комментируя это высказывание, очень удивлялся: ведь это действительно так. На днях исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося советского и российского актёра театра и кино Михаила Александровича Ульянова, и это очень хороший повод вспомнить о его поистине «исторических» ролях в кино и на сцене.

Ульянов.jpg

         XX столетие стало временем великих потрясений для нашего Отечества. Перед глазами поколений прошли русская революция, Гражданская война, строительство новой Страны Советов, Великая Отечественная война, невероятно насыщенные событиями годы «оттепели» и позднего СССР, «перестройка» и появление новой России. И для каждого из этих периодов нашей истории найдётся какая-то роль Михаила Ульянова. 

ульянов2.jpeg

         Это будет, несомненно, Митька Карамазов из культовой экранизации великого русского классика Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» - слепок с человека эпохи «Великих реформ», мятущейся души высвободившегося из-под опеки власти сословного общества, подобные которому приведут страну к потрясениям. Егор Булычов, герой Максима Горького, промышленник, в канун революционных событий 1917 года ясно ощущающий не только распад огромной империи, но и трагедию разрушения собственной семьи и даже самого себя («Егор Булычов и другие», 1971 г.); надзиратель Степан Филимонов, препровождающий в острог арестованного большевика и вступающий с ним в острую идейную схватку, показывающую столь разные и столь близкие друг другу две правды жизни прямо накануне Февральской революции («Февральский ветер», 1981 г.). 

         Это будет, возможно, один из лучших кинематографических образов, воплощающих в себе эпоху Гражданской войны в нашей стране, - генерал Чарнота в масштабной постановке Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» 1970 года выхода, который, не принимая большевистской России, даже босым идя по Парижу всё-таки горячо и по-настоящему любит свою Родину. Человек поколения, на чью судьбу выпала очень нелёгкая доля. 

         Это будет, разумеется, метростроевец Николай Кайтанов из «Добровольцев» (1958 г.), с энтузиазмом встретивший первые ударные пятилетки сталинской эпохи, прошедший через войну с немцами и сохранивший, несмотря на испытание судьбой, человечность и способность дружить и любить. 

         Это будет, несомненно, маршал Г. К. Жуков, которого Ульянов сыграл бесчисленное количество раз, начиная с киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение», вышедшей на рубеже 1960-1970-х гг., и заканчивая сериалом «Звезда эпохи», показанном на телеэкранах в 2005 г., буквально за пару лет до смерти актёра. Человек, которому верили, в которого верили и которого считали Жуковым едва ли не больше, чем самого настоящего маршала. В истории отечественного кино было уже несколько актёров, сыгравших Жукова, однако всё-таки нужно признать, что всю сложность, бескомпромиссность, порой жестокость, а порой — человеколюбие самого знаменитого маршала в годину страшной Великой войны сумел передать именно Михаил Александрович. Образ, созданный им, невозможно повторить или сыграть «так же». 

3222.jpg

         Это будут, конечно, транжирящий свои силы на заказные пьесы, «прислуживающий» писатель Ким Есенин из «Темы» Глеба Панфилова (1979 г.), который внезапно открывает в себе новые силы и способность жить иначе; давно закрывший для себя дверь в настоящую жизнь бывший директор социалистического предприятия Сергей Абрикосов из «Частной жизни» Юлия Ройзмана (1982 г.), впервые после увольнения столкнувшийся с реальным, а не кабинетным окружающим миром людей; московский архитектор Владимир Багров, застрявший на далёкой сибирской станции перед вылетом на очередной крупный проект и совершенно случайно открывший для себя другую жизнь и другую женщину («Транзит», 1982 г.). И, разумеется, человек, когда-то бросивший жену с сыном ради академической карьеры и разных благ, за одну ночь рядом с бывшей женщиной осознавший всю тщетность своего суетного бытия («Без свидетелей» Никиты Михалкова, 1983 г.). Всё это — герои брежневской эпохи, успешно живущие присущими ей условностями, двойной моралью, сытостью и материальным благополучием, но не видящие — до какого-то момента — настоящей, живой жизни: только сам момент прозрения в их случае не просто велик, пронзителен, но порой невероятно страшен, необратим. 

         Наконец, это будут герои эпохи развала старой и становления новой страны. Пытающийся избавиться от алкоголизма, смешной и грустный одновременно пенсионер Александр Кирпиков из фильма «Сам я — вятский уроженец», поставленного в 1992 г. по повести Владимира Крупинина «Живая вода»; дедушка-инвалид, не проронивший ни одного слова, но говорящий всё своим проницательным взглядом в постановке «Всё будет хорошо» Дмитрия Астрахана (1995 г.) и, разумеется, Иван Фёдорович, тот самый «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, отчаянно пытающийся восстановить справедливость самочинным «правосудием».  Здесь герои Ульянова — люди старшего поколения, переживающие крушение великой державы, в которую они искренне верили, и пытающиеся жить или приспосабливаться к жизни в новой России. 

         Конечно, список можно продолжать. В театре тоже было сыграно немало выдающихся ролей исторических и социальных, показывающих свою эпоху, как Владимир Ленин в «Брестском мире» (1987 г.), Константин Гулевой в «Конармии» (1975 г.), фронтовик Виктор из «Варшавской мелодии» (1969 г.) и многие другие. Поэтому, несомненно, изучать — а  ещё правильнее сказать, ощущать — историю нашего Отечества очень хорошо через фильмы и спектакли, роли в которых нам оставил Михаил Александрович Ульянов. 

Илья Стрекалов