Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Дом путешественника

16 Января 2022

В Центральной России, на границе Липецкой и Рязанской областей, на берегу небольшой речки Рановы, несущей свои воды в Волгу, среди русских полей, разделённых могучими оврагами, по склонам которых колышутся на ветру заросли степного ковыля, рядом с маленькой деревушкой Рязанка, стоит скромная усадьба, в которой 195 лет назад, 2 (14) января 1827 года, в семье отставного капитана лейб-гвардии Измайловского полка Петра Семёнова родился сын, названный в честь отца Петром. Позже Пётр Петрович Семёнов стал первым европейцем, в 18561857 годах исследовавшим горную систему Тянь-Шань и положившим начало славной эпохе научного завоевания русскими исследователями Центральной Азии. Через 50 лет после своего отважного путешествия Пётр Семёнов императорским указом получил право присоединить к родовой фамилии почётное дополнение «Тян-Шанский». И далее, начиная с 23 ноября 1906 года, он и его потомки стали именоваться Семёновыми-Тян-Шанскими.

Детство для Пети Семёнова сложилось непросто. Вот как описывал этот период жизни Петра Петровича его соратник, секретарь Императорского Русского географического общества Александр Григорьев: «5-летним мальчиком Семёнов лишился отца; к этому времени он умел уже читать и писать и мог болтать по-немецки и по-французски. Осиротевшее семейство переехало в Москву, где воспитание Петра Петровича до 8-летнего возраста велось в духе богатых русских дворянских семей. После того как старший брат Семёнова поступил в Императорский Александровский лицей в Царском Селе, а сестра — в Екатерининский институт в Петербурге, 8-летний мальчик переехал в родную деревню вместе со своею матерью, страдавшей душевным расстройством. В деревне он прожил 7 лет, предоставленный самому себе. В богатой отцовской библиотеке, которая заменяла ему учителей, обрёл способный мальчик пищу для ума и сердца, обогащая их неутомимым чтением на лоне деревенской тишины. Его любимым чтением была "История России" Карамзина и географические сочинения на английском языке. (Этому языку он выучился от своей матери, высокообразованной женщины.) Зимою он предавался изучению географических карт различных стран, летом же будущий географ с таким же удовольствием занимался собиранием всевозможных растений и цветов».

Именно тогда и проснулся у Пети азарт исследователя и путешественника. Близлежащие к Рязанке овраги и леса, долина реки Рановы были первыми объектами для изучения. Пётр Петрович вспоминал: «Манили меня к себе те крутые скаты и обрывы глубоких ложбин и оврагов, где снега таяли особенно быстро… Налюбовавшись на два или три водопада, заглянув на русла текущих в лабиринте оврагов ручьёв, приблизившись по возможности к пересекавшим временную реку порогам и, наконец, увидев "зеркала" главной долины, я пришёл в такой неописанный восторг, что уже с тех пор ежедневно повторял свои экскурсии в течение целой недели. Мне казалось, что я открыл на окраине нашего поместья местность, никем не виданную и никому не доступную, но превосходящую красотой своей природы всё, что я когда-либо видел до своего десятилетнего возраста…»

В сентябре 1841 года Пётр Семёнов отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в августе 1845 года «с наименованием отличнейшим». Семёнов мог бы сделать блестящую военную карьеру, но юноша с детства бредил наукой. Против воли родственников он поступает на естественно-научное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончание учёбы в 1848 году было ознаменовано первым путешествием, которое Пётр Семёнов совершил вместе со своим другом, будущим известным естествоиспытателем и философом Николаем Данилевским.

В феврале 1849 года Петра Семёнова приняли в Императорское Русское географическое общество. Это событие стало определяющим в дальнейшей научной карьере молодого учёного. Поначалу ему поручили разобрать и систематизировать накопившиеся за несколько лет книги и журналы, поступавшие в научную библиотеку общества. Знакомство с новейшими публикациями мировой географической науки стало очередной ступенькой в формировании интересов Петра Семёнова.

Весной 1853 года Пётр Семёнов на два года отправился в Европу. В Берлинском университете он прослушал курс лекций по географическим и геологическим дисциплинам, а летом путешествовал по горным системам Европы, исследовал Гарц, Альпы в Швейцарии и Италии, 17 раз поднимался на Везувий, доходя до кромки извергающегося кратера вулкана. К тому времени у Семёнова уже созрел план его будущего путешествия в неизведанные на то время горы Тянь-Шаня. И всё, что им предпринималось в это время, было подчинено осуществлению этой грандиозной мечты.

В апреле 1856 года Пётр Семёнов подал прошение о снаряжении экспедиции «для изучения Алтая и некоторых районов Средней Азии» и уже в мае выехал из Санкт-Петербурга. 30 августа путешественник прибыл в недавно основанное русское укрепление Верное (сейчас — г. Алматы, Казахстан). Отсюда начинался неисследованный край. Для молодого учёного наступило время открытий. В 1856 году из Верного Пётр Семёнов совершил две поездки на озеро Иссык-Куль. Путешествие было сопряжено с серьёзным риском для жизни.

Весной 1857 года работа в экспедиции возобновилась. На этот раз главной целью было осуществление заветного желания путешественника — проникнуть в сердце «Небесных гор». Во время восхождения на Тянь-Шань Пётр Семёнов шёл по неизведанному ещё никем из европейцев пути к горной группе Хан-Тенгри, где он открыл обширную систему ледников. Один из них впоследствии будет назван именем первооткрывателя. Этим же летом Пётр Семёнов успел исследовать Заилийский и Джунгарский Алатау, Илийскую равнину, озеро Алаколь и Тарбагатай.

Ледник Петра Семёнова в Тянь-Шане. Рисунок Николая Хлудова

 

«Благодаря путешествиям и исследованиям П.П. Семёнова, его геологическим и биологическим коллекциям, топографическим и минералогическим наблюдениям географическая наука обогатилась чрезвычайно важными и значимыми исходными данными о практически неизвестных районах Центральной Азии», — пишет историк науки Алексей Постников. Семёнов опроверг гипотезу Александра фон Гумбольдта о вулканическом происхождении Тянь-Шаня. Он обследовал 23 горных перевала, определил высоту 50 вершин, собрал более 300 образцов горных пород, более 1000 видов растений, большую коллекцию насекомых и ископаемых моллюсков.

Ещё один важнейший результат путешествия Петра Семёнова — начало проникновения русских в этот регион. «Экспедиционные дневники П.П. Семёнова весьма чётко формулировали стратегию расширения владений Российской империи, которая была реализована на практике в последующие три десятилетия», — отмечает Алексей Постников.

Пётр Петрович вспоминал: «Была у меня и другая заветная мечта, это была мысль о том, что Россия не может более оставаться в тех окаменелых формах, которые стесняли её свободное развитие. Казалось мне, что узел этих пут заключается в крепостном праве». В нач. 1859 года Александр II принял решение о создании «Редакционных комиссий по выработке законопроекта об отмене крепостного права». Руководство ими император поручил Якову Ростовцеву. Первым в состав комиссий в качестве эксперта председателем был приглашён Пётр Семёнов. Кроме этого, Ростовцев предложил ему ключевой пост управляющего делами комиссий.

На склоне лет в своих мемуарах Семёнов писал: «Когда я через полвека вспоминаю, из чего слагалась моя деятельность в эпоху освобождения крестьян, я часто сам недоумеваю, откуда почерпал я силы для исполнения всех обязанностей, которые принимались мною на себя с таким беззаветным увлечением».

19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест и Положение об отмене крепостного права. Начиналась эпоха Великих реформ, в которой Семёнов продолжал играть одну из ведущих ролей.

В 1863 году он становится директором вновь образованного Центрального статистического комитета и затем более 30 лет возглавляет отечественную статистику. Без преувеличения можно говорить о том, что именно Пётр Семёнов стал основателем отечественной административной статистики на научной основе. Главной целью на поприще статистики для Семёнова стали подготовка и проведение первой Всероссийской переписи населения, которая прошла 28 января 1897 года. В 1882 году Пётр Петрович был избран в Правительствующий сенат, в 1897 году становится членом Государственного совета. За общественную и государственную деятельность Семёнова-Тян-Шанского наградили всеми орденами Российской империи (исключая военный орден Святого Георгия) и 16 орденами стран Европы, Азии и даже Африки.

Но главным и любимым полем деятельности для Петра Петровича всегда оставалось Географическое общество. Во второй пол. 60-х годов XIX века бурное развитие получает экспедиционная деятельность. Для большинства экспедиций Пётр Семёнов пишет инструкции, приискивает средства, подбирает снаряжение, а по их возвращении старается издать материалы исследований. Благодаря своей неутомимой деятельности на поприще географии его имя становится широко известно в научных кругах Европы.

Бюст путешественника в здании Русского географического общества

 

Именно в этот период происходит знакомство Петра Петровича со штабс-капитаном Николаем Пржевальским. В никому не известном в научном мире офицере Семёнов смог после первой же беседы рассмотреть те черты характера, которые Николай Михайлович впоследствии с блеском проявил в своих знаменитых азиатских путешествиях.

Более 40 лет Семёнов возглавлял Русское географическое общество. За это время было снаряжено более 170 экспедиций, внёсших огромный вклад в изучение Евразии. Несмотря на свою исключительную загруженность, Пётр Петрович продолжал лично составлять инструкции для экспедиций и координировать их работу. Все наиболее грандиозные предприятия ИРГО были совершены во время его руководства. Это выдающиеся исследования Азии Григорием Потаниным, Николаем Пржевальским, Григорием и Владимиром Грум-Гржимайло, Михаилом Певцовым, Всеволодом Роборовским, Петром Козловым, путешествия по другим частям света Андрея Краснова, Николая Миклухо-Маклая, Николая Зарудного и многих других, сопровождавшиеся выдающимися научными результатами.

В знак признания огромной роли Петра Семёнова в становлении и развитии отечественной географической науки в 1898 году в честь 25-летия его пребывания на посту вице-председателя ИРГО учредило золотую медаль имени П.П. Семёнова «...для поощрения трудов преимущественно русских путешественников и учёных по географическому изучению России и стран, с ней сопредельных».

Пётр Петрович обладал разносторонними дарованиями. Он внёс свой вклад не только в развитие статистики и географии, но и других научных дисциплин, таких как ботаника, энтомология, геология. Где бы ни находился Пётр Петрович, он везде охотился за жуками и бабочками. Коллекция одних жёсткокрылых, собранная Петром Петровичем и его сыном Андреем, составляла 701 тыс. экземпляров. В 1889 году Пётр Семёнов был избран президентом Русского энтомологического общества.

Значителен вклад Петра Семёнова в, казалось бы, такую далёкую от его рода деятельности область, как искусствоведение. Однако элементарное собирательство для Семёнова было делом неестественным! Он занялся одновременно и изучением истории живописи. Основу коллекции, собираемой Петром Семёновым-Тян-Шанским в течение полувека, составили так называемые малые голландцы. В 1885 и 1890 годах Пётр Семёнов выпустил «Этюды по истории нидерландской живописи» в двух томах. Этим трудом он положил начало научному картиноведению в России. Итогом же коллекционерской деятельности Семёнова-Тян-Шанского стала передача уникального собрания из 704 картин и 3639 гравюр Императорскому Эрмитажу.

Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский скончался 26 февраля (11 марта) 1914 года и был похоронен на Смоленском кладбище Васильевского острова. Память о славном сыне России жива и поныне. Свой посильный вклад в это вносит музей, что расположен в родовой усадьбе, где в холодную зимнюю ночь в нач. 1827 года родился мальчик, которому судьба уготовила долгую и плодотворную жизнь на благо любимого им Отечества.

В страшные революционные годы усадьба уцелела, и там в ХХ веке размещались коммуна, правление совхоза, пионерский лагерь, база пединститута. Дважды старая деревянная усадьба была на грани исчезновения, но имя Семёнова-Тян-Шанского каждый раз спасало дом от гибели. В 1997 году после реставрации здесь открыли мемориальную экспозицию краеведческого музея, посвящённую знаменитому земляку.

Новый импульс развития музея начался в 2018 году, когда он получил региональный статус. За последнее время в музее стали традиционными фестиваль «Тайны усадьбы», летние молодёжные научно-исследовательские школы, экспедиции исследователей из научных учреждений Центрального Черноземья. Частыми гостями родовой усадьбы являются потомки знаменитого учёного и путешественника не только из России, но и из Франции. Вместе с Семёновыми-Тян-Шанскими, живущими в Санкт-Петербурге, липецкие музейщики провели несколько интересных выставок, рассказывающих о членах этой большой и интересной фамилии. Наиболее ярким событием стала выставка «Война. Блокада. Семёновы-Тян-Шанские», повествующая о судьбах трёх поколений рода, оказавшихся в блокадном Ленинграде.

Сейчас Музей-усадьба П.П. Семёнова-Тян-Шанского — значительный туристический, культурный и научный центр Липецкой области с большим потенциалом развития. В ближайшее пятилетие, предшествующее 200-летнему юбилею Петра Семёнова-Тян-Шанского, властям региона, сотрудникам и партнёрам музея предстоит сделать многое, чтобы память о знаменитом учёном, путешественнике, общественном и государственном деятеле жила в следующих поколениях благодарных соотечественников.

Александр Богданов