Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Восемнадцать против

08 Декабря 2021

Решение о ликвидации СССР, принятое лидерами России, Украины и Белоруссии, поддержали парламенты этих некогда союзных республик. Проголосовавших против были считаные единицы.

Народный депутат РСФСР Сергей Бабурин. 1991 год

 

Уже через два дня после подписания Беловежских соглашений, 10 декабря 1991 года, вопрос об их ратификации рассмотрел Верховный Совет Белорусской ССР. Против ратификации проголосовал только один депутат. Считается, что это был будущий глава Конституционного суда РБ Валерий Тихиня. Однако доподлинно это неизвестно, поскольку голосование было тайным и никто не объявил этот голос своим. В тот же день собственное отношение к роспуску СССР и созданию СНГ выразил Верховный Совет Украинской ССР. Против Беловежских соглашений проголосовали 10 депутатов: Екатерина Завадская, Ирина Калинец, Борис Марков, Борис Мокин, Владимир Московка, Тарас Стецькив, Валентин Тризна, Степан Хмара, Николай Шкарбан и Иван Григорьевич Бойко. Мотивы голосования, вероятно, были разные. Депутаты от восточных областей Украины, скорее всего, голосовали против роспуска СССР, а депутаты от западных областей — против создания СНГ, так как не хотели иметь никакой связи с Москвой.

Еще через два дня, 12 декабря, рассмотрением Беловежских соглашений занялся Верховный Совет РСФСР, который, впрочем, по Конституции РСФСР не имел полномочий решать такие вопросы. Из 247 депутатов Верховного Совета 201 принял участие в поименном голосовании по Беловежским соглашениям. Ратификацию поддержали 188 депутатов, против проголосовали лишь 7: Владимир Исаков, Сергей Бабурин, Виктор Балала, Илья Константинов, Павел Лысов, Николай Павлов и Сергей Полозков. Как рассказал журналу «Историк» Сергей Бабурин, «мне как лидеру фракции "Россия" была дана возможность выступить с трибуны парламента. Тяжело было чувствовать себя изгоем, но я выступил против ратификации. К счастью, при голосовании меня поддержали еще шесть человек». Однако высказаться удалось далеко не всем. «С первой минуты заседания я встал у микрофона и попытался обратить на себя внимание, — вспоминал Владимир Исаков. — Напрасно: Хасбулатов [председатель Верховного Совета РСФСР. — «Историк»] меня не видел. Моя фамилия светилась на электронном табло, слово получали депутаты выше по списку, ниже по списку, но до меня очередь так и "не дошла". Хасбулатов сделал все, чтобы избежать каких бы то ни было "сюрпризов"».

Предсказуемо за ратификацию соглашений проголосовали почти все депутаты поддерживавших Ельцина фракций «Демократическая Россия», «Радикальные демократы», «Рабочий союз России», «Свободная Россия», «Левый центр», «Объединенная фракция РПРФ-СДПР» и группа «Беспартийные депутаты». Примечательно, что свои голоса в поддержку соглашений отдали 15 из 22 членов фракции «Коммунисты России». 7 коммунистов участия в судьбоносном голосовании не приняли. «После высвечивания результатов голосования все — демократы, либералы, коммунисты — стоя аплодировали итогам», — вспоминает Бабурин.

Олег Назаров, доктор исторических наук

Олег Назаров, доктор исторических наук