Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Леонид Куравлёв. Путешествие по эпохам

07 Октября 2021

Наверное, самым ярким воплощением исторической личности в карьере артиста можно считать светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, известного сподвижника Петра I, в картине «Демидовы» (1983). В этом образе Куравлёв воплотил свой яркий драматический талант: его Меншиков — это и великая персона, знатный вельможа с собственным пониманием чести и достоинства и в то же время жертва обстоятельств, интриг, разговоров. Он свято верит в свою преданность России, но в глазах многих других — в том числе, например, и промышленника Акинфия Демидова, у которого он проездом остановился по пути в ссылку в Берёзов, — предатель государственных интересов, казнокрад и стяжатель. Однако Меншиков Куравлёва как будто не слышит и не видит этого жёсткого укора: он до конца верен себе, своим убеждениям и, видимо, своей стране.

Леонид Куравлёв в роли Александра Меншикова

 

Буквально противоположный образ из совершенно другой исторической эпохи — времён нацистской Германии — Леонид Куравлёв воплотил в Айсмане из «Семнадцати мгновений весны». Этот способный гестаповец готов пойти по чьим угодно головам, на какую угодно подлость и подставу ради того, чтобы выслужиться перед начальством и удовлетворить свои мелкие, мещанские карьеристские интересы. Штирлицу придётся приложить немало усилий ради того, чтобы сорвать все планы дерзкого противника и раболепного слуги шефа гестапо Мюллера. Неслучайно он и выглядит как «одноглазый пират». Хотя ему не чужды и некоторые представления о чести... Интересно, что сам артист очень благодарен режиссёру Татьяне Лиозновой за то, что она дала ему возможность сыграть отрицательного персонажа, которого зритель просто не привык видеть в Куравлёве. Своего рода исторический «предок» Айсмана — фон Борк, немецкий шпион времён, предшествующих Первой мировой войне, из фильма «Двадцатый век начинается» (завершившего эпопею приключений с участием Шерлока Холмса и доктора Ватсона) — не менее мрачен и опасен. Сколько «ненужных» свидетелей «убрал» его мощный гидравлический пресс — не хочется даже и задумываться об этом! И какой у него взгляд... Да, только великому английскому сыщику с Бейкер-стрит удалось нейтрализовать его.

Таким предстал Леонид Куравлёв в роли Айсмана

 

Другой исторический образ вырос, очевидно, из привычного амплуа простого парня, не раз успешно воплощённого актёром на киноэкране. Речь идёт о семинаристе по имени Хома Брут — герое единственного советского фильма ужасов «Вий» 1967 года выпуска по одноимённому произведению Николая Васильевича Гоголя. С виду развесёлый и лёгкий молодой человек, не чурающийся горилки с салом, волею обстоятельств попадает в маленькую церковь одной, казалось бы, неприметной украинской деревушки, а на самом деле — с головой окунается в мистическую атмосферу мира мертвецов, которым правит страшное чудовище. Картина с успехом погружает своего зрителя в самобытный мир Малороссии XIX столетия с присущими ему обычаями и традициями. И потом столь же резко выворачивает его сознание буквально наизнанку, открывая зловещие старинные легенды и поверья. До сегодняшнего дня просмотр этой кинокартины, в том числе и благодаря абсолютно натуральной, абсолютно естественной игре Леонида Куравлёва, может сопровождаться чувством страха за происходящее на экране.

Примерно из той же, имперской, эпохи отечественной истории человек наивысшего сословия — дворянин Григорий Иванович Муромский из «Барышни-крестьянки» (1995). В его доме говорят по-английски, одеваются богато, имеют распорядок дня, но Муромский даже не подозревает, что его дочка влюбилась в соседского барина, человека совершенно другой семьи и другого дома Берестовых (хозяина которого играет Василий Лановой). И тем не менее, несмотря на все условности своего статуса, на желание сохранить некое благообразие в семье, Муромский оказывается способным понять свою дочь Лизу, уважать её чувства и договариваться с соседом, которого, казалось бы, просто терпеть не может. Совершенно редкая и непривычная для Леонида Куравлёва роль дворянина, однако, вносит свой вклад в картину, которую так приятно посмотреть зрителю даже спустя более чем четверть века.

В роли Григория Муромского

 

Возможно, ещё более неожиданным было появление артиста в последней картине культового советского режиссёра Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода...», вышедшей в 1992 году. Гайдай имел, можно сказать, целую «колоду» любимых актёров, которых так или иначе постоянно снимал в своих шедеврах. Одной из «козырных карт» в ней был и Куравлёв. И в этом фильме он сыграл не кого-нибудь, а... советского лидера Михаила Горбачёва! На тот момент этот образ должен был воплотить в себе, очевидно, некий идеал международного консенсуса и сотрудничества в борьбе за гуманизм с преступным злом. И в присущей гайдаевским фильмам иронично-комедийной манере это было сделано! Поразительно то, что выбор пал на Куравлёва. Позднее исполнитель главной роли Дмитрий Харатьян признавался, что поначалу не узнал известного актёра в образе руководителя СССР, чуть было не подумал, что сам Горбачёв приехал на съёмки, настолько хорошо Леонид Куравлёв попал в изображение этого человека на экране.

Конечно же, рассказ об «исторических» ролях великого артиста не был бы полным без упоминания, возможно, одной из самых культовых советских кинолент за авторством всё того же Леонида Гайдая. Речь идёт о картине «Иван Васильевич меняет профессию», с оглушительным успехом прошедшей на советском экране в 1973 году. Вор-рецидивист Жорж Милославский вместе с инженером Тимофеевым и управдомом Буншей буквально проскальзывает сквозь ленту времени российской истории и оказывается в Москве эпохи царя Ивана Грозного. Проявляя максимум присущей ему смекалки и находчивости, Милославский не оставляет своего преступного инстинкта и крадёт у шведского посла медальон, однако остаётся, как бы это ни было удивительно, патриотически сознательным гражданином — Кемскую волость чужакам, которые так и хотят полакомиться этим стратегически важным кусочком земли Русской, отдать не посмеет. Как сложилась судьба афериста после возвращения в советскую Москву 1970-х, мы точно не знаем, впрочем, вряд ли Жоржа поймают за просто так, ведь «сесть» он, по собственному признанию, всегда успеет...

Когда оглядываешься на насчитывающую более чем две сотни ролей кинокарьеру Леонида Куравлёва, понимаешь, какой огромный путь он проделал в кинематографе. И какой путь в истории, попадая то и дело в разные эпохи и играя порой диаметрально противоположных персонажей. Думается, все мы должны испытывать чувство гордости, что являемся современниками этой большой фигуры отечественного кино, и оттого от всей души хочется пожелать Леониду Вячеславовичу всего самого доброго, светлого и наилучшего в его день рождения!

Илья Стрекалов