Фаберже. Имя, которое обязывает
29 Мая 2021
175 лет назад родился Карл Густавович Фаберже — непревзойдённый ювелир, из мастерских которого выходили не только роскошные диадемы для царственных особ, но и простенькие брошки для гувернанток.
Служить не роскоши, но красоте
В случае с Карлом Фаберже поверье, что имя определяет судьбу человека, сработало на все сто процентов: одно из значений латинского слова faber — искусный ремесленник, а karol на одном из древнегерманских наречий означало «сильный властитель». Что ж, титул короля ювелиров принадлежит Фаберже по праву. Добавим к этому, что его полное имя — Петер Карл, а Πέτρος на древнегреческом — «камень». Его предки бежали из Франции в Германию ещё во времена гугенотских войн, а впоследствии переселились в Лифляндскую губернию Российской империи и стали подданными русской короны. В 1842 году Густав Фаберже открыл в Петербурге ювелирную мастерскую. Первенец появился на свет через четыре года, а когда подрос, отец, заботясь о процветании семейного дела, отправил его в Европу совершенствовать мастерство. Во главе фирмы Карл Густавович встал в 1870 году.
Нередко приходится слышать, будто Фаберже своими руками не сделал ни одной запонки, ни одной брошки. Это чистой воды миф: на первых порах Карл сам трудился, не покладая рук. К примеру, он возродил забытую к тому времени технику лиможских эмалей, доведя число оттенков с исходных восьми до 140.
Но, будучи настоящим художником, придумывать вещи ему было интереснее, чем работать над их воплощением, да и амбиции заставляли расширять семейное дело. Он умел искать и находить таланты. Чего стоил один только Михаил Перхин — крестьянин-самородок, ставший впоследствии главным ювелиром и получивший право ставить на свои изделия именное клеймо. В период расцвета на фирму Фаберже работало более 600 мастеров самых разных национальностей.
В советские времена культивировалось представление о том, что Фаберже — это «игрушки для сытых, богатых и знаменитых». Классовая идеология с лёгкостью фабриковала требуемые мифы. Однако основной доход фирма получала вовсе не от уникальных шедевров, а от предметов, которые предназначались для, говоря современным языком, рядового покупателя. Средний класс приобретал письменные и туалетные приборы, инкрустированные драгоценными камнями, посуду из серебра, а люди попроще — запонки, галстучные булавки и броши из полудрагоценных камней или цветных эмалей, рамочки для фотографий. По случаю важных событий в жизни, скажем, свадьбы или юбилея, что-то «от Фаберже» могли себе позволить люди и вовсе небогатые. Скромный набор столового серебра на шесть персон — ложки, ножи, вилки — стоил порядка 50 рублей. Пресс-папье, украшенное фигуркой из серебра, — от 10 до 20, серебряный портсигар — порядка 30 рублей.
Как писали в каталогах фирмы, её ювелиры «своим творчеством выражают стремление эпохи сделать быт искусством, а искусство ввести в быт». За всё время существования фирмы Фаберже её мастерами было создано 250 000 различных изделий. Это сегодня при этом имени первое, что всплывает в памяти, — знаменитые императорские пасхальные яйца, несмотря на то что их доля в наследии этого ювелирного дома ничтожна. Но золотой век фирмы начался именно с них.
Дорого яичко ко Христову дню
В Дании, на родине принцессы Марии Софии Фредерики Дагмары, будущей супруги Александра III, существовал обычай дарить на Пасху искусно украшенные «яйца» из различных материалов — между прочим, не обязательно драгоценных, — внутри которых был спрятан миниатюрный цыплёнок. Одно из таких яиц, созданное ещё в XVIII столетии, хранилось в сокровищнице датского королевского дома. Император решил порадовать горячо любимую жену милой безделушкой, которая напоминала бы ей о покинутой родине, и заказал её Фаберже. Никаких точных указаний относительно «яичка» Александр не давал. Но Фаберже, обладавший необычайным чутьём, смог реализовать и невысказанные мечты монарха.
Это первое яйцо так и назвали — «Куриное». Выполненное из золота, оно было покрыто белой эмалью. Когда половинки разъединялись, внутри оказывался «желток» из матового золота, открыв который можно было обнаружить золотую же курочку. Внутри у неё была спрятана крошечная корона, украшенная бриллиантами. Восхищённый император присвоил Фаберже звание поставщика двора и право ставить на своих изделиях соответствующее клеймо с изображением императорской короны.
Так появилась традиция, просуществовавшая до самой гибели Российской империи. Александр III каждый год заказывал жене пасхальный подарок, сын, последовавший его примеру, дарил два яйца: одно — матери, другое — супруге. Всего по царским заказам было изготовлено 52 яйца и ещё два, про которые нет достоверных сведений, когда и для кого они были сделаны. До наших дней дошло 46. Размеры некоторых существенно превосходят «оригинал»: высота вместе с подставкой доходит до 20 см. На изготовление одного такого яичка — от разработки и утверждения эскиза до воплощения — у мастеров фирмы Фаберже уходил почти год. Впрочем, всего через несколько лет венценосные заказчики перестали вмешиваться в творческий процесс и сами с нетерпением гадали, чем же удивит их на этот раз искусный мастер. Самым дорогим считается яйцо 1904 года, заказанное к десятилетию свадьбы Николая II и Александры Фёдоровны. Из-за начала Русско-японской войны было решено не предавать огласке такой дорогой подарок, несмотря на то что заказан он был в ещё мирном 1903-м, и о его существовании долгое время было известно лишь очень ограниченному кругу лиц.
У каждого яйца всегда была своя «тема», никогда не повторявшаяся: миниатюрные портреты, копии великих статуй и зданий, царских экипажей и яхт, цветы, растения и животные — фантазия Карла Густавовича не знала предела. Последняя императорская чета считала его своим другом и отвела в Зимнем дворце особую кладовую для его шедевров. Вслед за российскими монархами к услугам Фаберже стали прибегать королевские дома и знатные семейства всей Европы. Николай II преподнёс кайзеру Вильгельму изготовленную фирмой Фаберже 17-сантиметровую точную копию Царь-пушки из нефрита с золотым декором. В 1910 году Леопольд Ротшильд, один из самых богатых людей того времени, преподнёс английскому королю Георгу V по случаю восшествия на престол оправленную в золото вазу из горного хрусталя.
Когда говорят пушки, ювелиры молчат
В 1900 году фирма переехала в новое четырёхэтажное здание на Большой Морской улице, построенное специально по заказу главы фирмы: на первом этаже размещался магазин, над ним — мастерские, а на верхнем — 15-комнатные апартаменты его многочисленного семейства. В том же году работы мастерской получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а сам Карл Фаберже удостоился ордена Почётного легиона. Филиалы фирмы располагались в Москве и Одессе, а магазины — в большинстве крупных городов империи.
Всё стало катиться под откос в августе 1914 года, но тогда ещё никто об этом даже не подозревал. С началом Первой мировой войны фирма освоила новое поприще, изготавливая военные награды, знаки отличия и утварь для полевых кухонь, начиная с простых котелков и чайников до хитроумных походных самоваров, в которых можно было сварить и чай, и кашу, и даже суп. Отложив до лучших времён пинцеты и лупы, ювелиры превращали гильзы от снарядов в керосиновые лампы и ставили на стекло то же клеймо, что ещё недавно украшало броши и пепельницы. Впрочем, до 1916 года Фаберже продолжал придумывать пасхальные яйца, причём в духе времени. Последним стало минималистичное «Стальное», напоминавшее формой артиллерийский снаряд.
После революции фирма была закрыта, а её имущество национализировано. Чутьё не подвело старика-ювелира и на этот раз. В ноябре 1918 года он вместе со своим семейством покинул Россию. Через Ригу они добрались до исторической родины, но в Германии тоже вспыхнула революция, и в итоге свой последний приют Карл Густавович нашёл в Швейцарии. Лишённый любимого дела, он умер в Лозанне. Четверо его сыновей пытались возродить семейное дело за границей, но организаторскими талантами отца они, увы, не обладали. Со смертью последнего из сыновей Карла Фаберже Евгения в 1960 году фирма юридически прекратила существование. Права на товарный знак ныне принадлежат акционерному обществу Faberge Limited, зарегистрированному на Каймановых островах.
Виктория Пешкова