История про Сталина
№134 февраль 2026
Прав был Черчилль, сказавший однажды, что «Хрущев начал борьбу с мертвецом и сам вышел из нее побежденным»

Сергей Степашин, председатель Императорского православного палестинского общества, в 1999 году – председатель правительства РФ
У меня сложное отношение к ХХ съезду. Я не адепт Иосифа Сталина: то, что в годы его правления были уничтожены сотни тысяч безвинных людей, отрицать невозможно. Он сыграл в этом свою роль, безусловно. Но давайте не забывать и об общем революционном настрое той поры, состоявшем в том, что «если враг не сдается – его уничтожают». И это не Сталин сказал, а Максим Горький. Отсюда – массовые доносы, стремление перевыполнить план по арестам и расстрелам «врагов народа». У нас часто встречается мнение, что революция закончилась то ли уже в 1917-м, то ли в 1922 году, но это не так. В головах она продолжалась, и революционное сознание, в том числе и самого Сталина, во многом предопределяло условия того времени. Такова была плата общества за революцию, которая всегда «пожирает своих детей».
Что же касается 1956 года, то, как мне представляется, все можно было сделать по-другому: отказаться от репрессивных практик, освободить и реабилитировать невиновных, но не наносить такого удара по стране. Ведь доклад Никиты Хрущева прежде всего ударил по высочайшей на тот момент репутации СССР как страны, спасшей мир от нацизма. То, почему он так поступил со Сталиным (сначала прилюдно осудил его культ, а затем снес все памятники ему и вынес его тело из Мавзолея), для меня очевидно. Хрущев решил отмыться от собственных грехов, все свалив на умершего вождя. У него самого руки были в крови: будучи первым секретарем ЦК КП(б) Украины, он активно участвовал в репрессиях; по его указанию, согласно некоторым подсчетам, было репрессировано более 360 тыс. человек, из них 160 тыс. расстреляно. Эта цифра сопоставима с числом жителей довоенного Николаева. Начав борьбу с культом личности, Хрущев тем самым сыграл на опережение против своих конкурентов по Президиуму ЦК КПСС, и в итоге уже в 1957-м, через год после ХХ съезда, их всех – Вячеслава Молотова, Георгия Маленкова, Лазаря Кагановича – выгнали из руководства партии.
При этом в докладе Хрущева многие факты были перевраны. Во-первых, это касалось роли Сталина в годы Великой Отечественной войны. То, что Верховный, как выразился Хрущев, «планировал военные операции по глобусу», – прямая ложь. Сегодня мы знаем с точностью до минуты, как работал Сталин в то время, и понимаем, что его вклад в Победу огромен. Во-вторых, Хрущев придумал историю, что Сталин якобы был организатором убийства Сергея Кирова. Я сам видел архивные документы, когда в начале 1990-х возглавлял управление органов безопасности по Санкт-Петербургу: это было не политическое, а бытовое убийство, Сталин не имел к нему никакого отношения.
Конечно, отменять решения ХХ съезда, как это сделала недавно КПРФ, неправильно: юридически ее постановление ничтожно. Но урок из этой ситуации, вне всякого сомнения, извлечь стоит: некрасиво говорить гадости о своем предшественнике, тем более если его уже нет на свете. Ведь все возвращается, как бумеранг: Хрущев, которого потом топтали его бывшие соратники, в этом сам смог убедиться. Вспомните, что сказал по поводу культа личности Сталина Михаил Шолохов: «Да, был культ, но была и личность». И писатель понимал, о чем говорил: они с вождем были хорошо знакомы. Сохранились его очень жесткие письма Сталину, в которых он бесстрашно писал правду о жутких проявлениях коллективизации, о кровавых «перегибах на местах».
Сейчас то и дело возникают инициативы по воссозданию памятников Сталину. Моя позиция такова: не надо было их столько возводить в свое время, а раз уж поставили, не надо было их потом ломать. Сносить памятники – последнее дело, но теперь возвращать их обратно – лишнее. Однако если и ставить памятник Сталину, то на Поклонной горе в Москве – как Верховному главнокомандующему, приведшему нашу страну к Победе. И было бы правильно, на мой взгляд, вернуть на карту имя «Сталинград». Не потому, что это «город Сталина», а потому, что именно там мы сломали немцам хребет. И об этом знает весь мир.
Сергей Степашин, председатель Императорского православного палестинского общества, в 1999 году – председатель правительства РФ
-1.png)

