Недобрая старушка
№134 февраль 2026
Сто двадцать пять лет назад в своей приморской резиденции, находящейся на острове у южного побережья Англии, в возрасте 81 года умерла британская королева Виктория. Как писал поэт и публицист Уилфрид Блант, к тому времени «публика стала видеть в этой старой даме нечто вроде фетиша или идола». То же самое касается и самой Британии: даже часто звучавшее в России выражение «англичанка гадит» постепенно стало забываться. А зря!

Считается, что со смертью королевы Виктории ушла в прошлое целая эпоха, а вместе с ней и «старая добрая Англия», о чем говорилось в последней части известного советского фильма про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Эта блестящая экранизация произведений Артура Конан Дойла, которую режиссер Игорь Масленников снимал в 1979–1986 годах, стала настоящим признанием в любви Британии, да и просто английскому стилю как таковому. Стоит ли после этого удивляться тому дружескому расположению, коим проникся к тогдашней британской премьерше Маргарет Тэтчер и к Англии вообще первый и последний президент СССР, а заодно с ним и все позднесоветское общество?! Ведь даже в махровые застойные времена никому из партийных пропагандистов не пришло в голову напомнить создателям прекрасного фильма и всем совгражданам, что доброй Англия не была никогда. Да и сами англичане так не считали: в выражении Dear old Blighty ни о какой особой британской доброте речь не шла.
А было вот что: империя, над которой никогда не заходит солнце, лучший в мире флот, самая развитая промышленность – список свершений «старушки Британии» можно продолжать долго. Добавим сюда передовую науку, великую литературу, яркие изобретения – и это не только механизмы, но также идеи и социальные практики.
Из идей, между прочим, нельзя не отметить расовую теорию, создание которой после Второй мировой войны стало принято приписывать нацистам. Но это не совсем так: сын британского адмирала Хьюстон Стюарт Чемберлен многое сделал до них. Его книга «Основы XIX века» (вышла в 1899 году) на четверть столетия опередила опусы Адольфа Гитлера. «Некоторые антропологи с жаром учат нас, что все расы одарены талантами в равной степени, – писал Чемберлен. – В ответ на это мы указываем на историю и говорим: "Это ложь!" Человеческие расы весьма различны как по своей природе, так и по степени своей одаренности, а германские расы относятся к наиболее одаренной группе, в отношении которой обычно используется термин "арийская"… Физически и умственно арийцы превосходят все народы, и по этой причине они по праву… являются владыками мира».
Кстати, метод измерять черепа, определяя таким образом принадлежность человека к «полноценной» расе или к «неполноценным», тоже оттуда. По словам Чемберлена, «череп символизирует целый мир; кто умеет правильно взвесить его массу, правильно объяснить его линии, тот может многое сказать об индивидууме: он увидит возможности, которые осознаются данной расой только через поколения, и барьеры, которые сразу отделяют одного человека от другого». А уж пятая глава его книги («Вхождение евреев в историю Запада») по понятным причинам пользовалась в Третьем рейхе особым спросом.
Впрочем, когда Чемберлен еще даже не родился, Британия уже смогла себя зарекомендовать соответствующим образом. Знаменитые «опиумные войны», ставшие мощным инструментом закабаления китайской империи Цин, – классика колониализма. Заставить при помощи военного флота другое государство не мешать продаже на его территории сильнодействующих наркотиков лишь потому, что это приносит бешеную прибыль «старой доброй Англии», – чисто английское ноу-хау. А концентрационные лагеря для мирного населения, чтобы то не смогло развернуть партизанскую войну против завоевателей? Именно Британия впервые массово применила эту «социальную технологию» во время Англо-бурской войны 1899–1902 годов. Расовая теория была ни при чем: в концлагеря заключали буров – потомков голландских переселенцев, обосновавшихся в Южной Африке задолго до появления там англичан. И много чего еще.
Отношения с Россией не стали исключением из правила. Всегда, когда наша страна была сильна, «старушка Англия» с энтузиазмом участвовала в попытках низведения «Московии» до уровня империи Цин. И только слабая, расколотая внутри самой себя Россия нравилась Британии и восхищала ее во все времена. До сих пор в этом смысле ничего не изменилось.
Словом, есть что вспомнить в связи с юбилейной датой. И прав Сергей Лавров: «…нужно Британию называть Британией, потому что Великобритания – это единственный пример, когда страна сама себя называет великой».
Владимир Рудаков, главный редактор журнала «Историк»
-1.png)

