Иллюзии недопустимы
№112 апрель 2024
Блок НАТО был создан 75 лет назад, как тогда считали, в ответ на реальный вызов со стороны Советского Союза, у которого было очень значительное превосходство в обычных, неядерных видах вооружения и которому в годы правления Иосифа Сталина удалось установить контроль над Восточной Европой. При этом послевоенная Западная Европа была весьма нестабильной: там существовали (прежде всего в Италии и во Франции) сильные коммунистические партии, располагавшие, казалось, реальными шансами прийти к власти. В этих условиях американцы пошли на создание альянса, который должен был обеспечить безопасность Старого Света под эгидой США.
То, что происходит с НАТО сейчас, – совершенно другая история. Хотя президент США Джо Байден и некоторые европейские лидеры и говорят о том, что если Украина проиграет войну, то дальше Россия начнет тотальное наступление на Европу, мне трудно представить, что они сами в это верят. Мне также трудно представить, что нынешнее НАТО мотивировано соображениями обороны. Сегодня совершенно очевидно, что это наступательная организация. Это не значит, что она имеет планы на данный момент завоевывать или раскалывать Россию, но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Несомненно, НАТО настроено на то, чтобы определять свои правила игры в Европе, чтобы диктовать России, как она должна строить свою внешнюю и в значительной мере внутреннюю политику, и для этого держать ее под постоянным силовым давлением.
Кроме того, альянс превратился в своего рода «военный зонтик» над теми соседями России, которые, не обладая собственным военным или сколько-нибудь серьезным экономическим потенциалом, демонстрируют при этом максимальную враждебность по отношению к ней. Я имею в виду поведение Литвы, Латвии, Эстонии, которые постоянно испытывают терпение Москвы, вводя все новые и новые экономические санкции, издеваясь над памятниками и могилами российских солдат, делая самые необузданные и оскорбительные заявления в отношении России, унижая и выдавливая со своей территории русскоязычное население. Они позволяют себе это потому, что интерпретируют пятую статью устава НАТО как мандат делать все что угодно, полагая, что если Россия попытается им ответить, то тогда ей не поздоровится. Но пятая статья устава НАТО говорит лишь о том, что один за всех, все за одного. В ней нет упоминания, что Соединенные Штаты должны идти на ядерный конфликт, потому что так вздумалось абсолютно бредовому руководству современной Эстонии. Тем не менее это создает для России постоянное напряжение.
По сути, сегодня речь идет о настоящем крестовом походе против России. Она сталкивается на своих западных границах с почти монолитной коалицией враждебных стран, большинство из которых – члены альянса, а другие либо тяготеют к нему, либо даже находятся под фактическим контролем НАТО, как, например, Украина. При этом такая страна, как Австрия, формально нейтральная, входит в Евросоюз, который является аффилированной с НАТО организацией, также работающей против России. К счастью, у России сегодня есть и финансовые, и военные ресурсы, чтобы достойно на этот вызов отвечать. Однако расслабляться тут не приходится. Речь идет об угрозе, с которой можно справиться (или по крайней мере поставить ее под контроль), но иметь какие-то иллюзии насчет того, кто и зачем эту угрозу создал, явно не стоит.
Сейчас многие связывают надежды с приходом в Белый дом Дональда Трампа. Что ж, надежда – нормальное чувство. Однако мне кажется, что нужно надеяться на лучшее, но готовиться к любым вариантам. И тут весьма важно, чтобы в столицах альянса – в первую очередь в Вашингтоне – понимали, что односторонняя эскалация – это не дорога к победе. Односторонняя эскалация – дорога к тому, что Россия на эту эскалацию ответит, причем ответит не только на территории Украины, но и, если понадобится, таким образом, что противникам России мало не покажется.
Дмитрий Саймс, политолог, ведущий программы «Большая игра» (Первый канал)