Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Призрак коммунизма

№41 май 2018

Загадочный человек этот Карл Маркс: прошло уже  200 лет со дня его рождения, а споры о том, кем он был – неистовым фанатиком или веселым жизнелюбом, освободителем человечества или создателем нового рабства, не утихают до сих пор

Фото: LEGION-MEDIA

В России, где почти весь ХХ век прошел под сенью Марксовой бороды, отец научного социализма сегодня явно обделен вниманием. В этом нет ничего удивительного: за семь десятилетий советской власти обывателя буквально «перекормили» Марксом. Марксизм-ленинизм, созданный в СССР и навязываемый гражданам в качестве «единственно верного» учения, надолго отбил охоту изучать наследие и Маркса, и Ленина, а заодно еще и третьего основоположника – Фридриха Энгельса.

Между тем автор новейшей биографии Маркса, видный французский экономист Жак Аттали признает: «Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс». По данным Библиотеки конгресса США, о Марксе написано больше, чем о любом другом историческом деятеле. Тиражи его собственных книг, особенно знаменитого «Капитала», год от года растут, а события последних лет, когда один экономический кризис следует за другим, лишь укрепляют веру в то, что в марксизме многое было верно.

Карл из Трира

Помимо самой теории (в СССР любили повторять ленинский постулат: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно») Маркса делает привлекательным еще и его человечность: он, в отличие от многих революционеров, не только корпел над книгами и боролся с врагами (хоть это и были его главные занятия), но и сочинял стихи, пускал на ветер деньги, напивался, влюблялся.

Еще в юности его прозвали Мавром за буйную черную шевелюру и такой же буйный характер. Родившийся 5 мая 1818 года в Трире Карл принадлежал к почтенному роду раввинов, представители которого явились на берега Рейна из Италии. Когда город захватил Наполеон, давший евреям равноправие, отец Карла получил должность адвоката. После передачи Трира Пруссии, чьи законы запрещали иудеям судить христиан, он принял лютеранство, став из Гершеля Генрихом. Такое равнодушие к вере предков было неудивительно для вольнодумца, поклонника Вольтера и Руссо, внушавшего своим детям любовь к просвещению.

Карл Маркс – студент. Рисунок И.Х. Гринштейна

Карл, второй по старшинству после сестры Софи, рос веселым, общительным мальчиком. Ему нравилось играть со сверстниками, но еще больше – рыться в обширной отцовской библиотеке, читая все подряд. В гимназии учили по старинке, и любознательный юноша донимал вопросами отца, а потом и соседа – барона Людвига фон Вестфалена, который всегда охотно рассказывал о новостях литературы и политики.

Карл часто посещал богатый дом Вестфаленов, подружился с сыном барона Эдгаром и дочкой Женни – она была на четыре года старше нового приятеля, но уважала его за ум и знания. Правда, в учебе Карл не блистал: ему, конечно, давались гуманитарные науки, особенно языки (их он за свою жизнь выучил восемь, включая русский), но к математике или географии способностей не проявлял. Пятерку молодой человек получил за выпускное сочинение, в котором писал, что каждый должен приносить жертвы ради общего блага.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс среди социалистов в Париже осенью 1844 года. Рисунок А. Ванециана (Фото: РИА Новости)

Отец был рад, когда старший сын, окончив гимназию, поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, покинув родительский дом, Карл словно сорвался с цепи: он чуть ли не ежедневно напивался, попадал в полицию за буйство, дрался на дуэлях. А вдобавок влез в долги, постоянно выпрашивая деньги у родителей. Потеряв терпение, Генрих Маркс добился перевода сына из веселого Бонна в строгий чиновный Берлин. По дороге Карл заехал в Трир и обомлел: его подруга детства превратилась в настоящую красавицу, темно-рыжую и зеленоглазую. Он влюбился со всем пылом юности, и Женни ответила ему взаимностью. Они тайно обручились, скрыв это от Вестфаленов, которые ни за что не благословили бы этот брак. Карл решил убедить их, добившись положения в обществе, а Женни преданно ждала его, отказывая многочисленным женихам.

«Женни достойна лучшего…»

В Берлине Маркс фанатично взялся за учебу – снова к огорчению отца. Прежде тому не нравилось, что сын пьет и буянит, теперь – что он сидит над книгами, забывая о сне и еде. Молодой правовед штудировал не только пухлые своды законов, но и классику на разных языках, а попутно написал три сборника плохих стихов, посвященных Женни (позже он хотел сжечь их, но его возлюбленная заявила, что это лучшая поэзия, какую она читала в жизни).

Увлечение Гегелем сблизило его с учениками великого мыслителя – младогегельянцами, многие из которых исповедовали радикальные идеи. Философский уклон Карла еще больше расстроил его отца, который писал: «Женни достойна лучшего, она не должна ютиться в прокуренной комнате, пропахшей керосином, в компании безумного ученого». В 1838 году Генрих Маркс умер от туберкулеза, но его старший сын, погруженный в науку, даже не приехал на похороны. Три года спустя Карл защитил диссертацию, получив степень доктора философии, однако работы для себя так и не нашел. Для властей и университетских консерваторов он был подозрителен дважды – как смутьян-младогегельянец и как еврей.

Портрет Женни фон Вестфален, будущей жены Карла Маркса. 1830-е годы (Фото: РИА Новости)

В конце концов ему удалось отыскать место в редакции либеральной «Рейнской газеты», выходившей в Кёльне. После этого Женни, которой было уже 28 лет, наконец соединилась с любимым, но браку еще долго мешал ее сводный брат Фердинанд – высокопоставленный прусский чиновник, называвший Маркса не иначе как «негодяем». Карл и Женни смогли пожениться только в 1843 году.

Она мечтала об уютном доме, о большой дружной семье, но политика опять все испортила. Став главным редактором «Рейнской газеты», Маркс регулярно печатал в ней статьи, вызывавшие негодование правительства и восторги радикалов (одним из них был 22-летний сын богатого промышленника Фридрих Энгельс, познакомившийся с Марксом как раз в то время). Незадолго до свадьбы Карл уволился, надеясь, что это спасет газету, но ее все равно закрыли. Чтобы свободно писать то, что он считает нужным, молодой революционер решил уехать в единственный город, где это позволялось, – в Париж.

Карл Маркс, Фридрих Энгельс и дочери Маркса – Женни, Элеонора и Лаура (Фото: FAI/LEGION-MEDIA)

В доме Марксов на улице Ванне собирались немецкие эмигранты – журналист Арнольд Руге, поэты Георг Гервег и Генрих Гейне, ценившие не только ум главы семьи, но и красоту и рассудительность хозяйки. Основанный Марксом и Руге «Немецко-французский ежегодник» скоро прогорел: первый из них утверждал, что это произошло из-за коммерческой бездарности партнера, второй видел причину в ужасном стиле Маркса, характеризующемся длинными запутанными фразами и неуклюжими шутками. Старший из основателей ежегодника жаловался и на то, что Марксы живут не по средствам: Женни, привыкшая к роскоши, заказывала наряды у лучших портных, а Карл купил антикварный хлыст для верховой езды, ни разу при этом не сев на лошадь.

Лишившись работы, Маркс снова погрузился в чтение и политические споры. Молодой философ общался с изгнанниками из разных стран, включая русского гегельянца Михаила Бакунина – еще большего радикала, чем он сам. Возобновил и общение с приехавшим из Англии Энгельсом, который начал с ним сотрудничать, а заодно помогать ему деньгами.

«Союз коммунистов»

В 1845 году, устав от «подозрительных сборищ» на квартире Маркса, полиция выдворила его из Парижа: по слухам, ради этого прусский король подарил французскому антикварную фарфоровую вазу. Супруги с маленькой дочкой перебрались в Брюссель, где в их жизни появился еще один важный человек – присланная матерью Женни служанка Хелен Демут, или Ленхен, как ее звали в семье. Много лет она преданно служила Марксам, подолгу не получая жалованья, а иногда даже подкармливая их на свои деньги. Ленхен делала все – готовила, стирала, нянчила детей. Пришла на помощь хозяину и тогда, когда постоянно беременная Женни отказала ему в близости. Родившийся у Ленхен сын Фредерик Демут был усыновлен Энгельсом, но вырос в приемной семье, став простым рабочим. В доме Марксов, куда он пару раз являлся за деньгами, его не пускали дальше передней: великому революционеру и его жене были не чужды социальные условности.

По приглашению Энгельса – и на его деньги – Маркс приезжал в Лондон. Там тоже хватало немецких эмигрантов, из которых друзья в 1847-м сколотили «Союз коммунистов». К тому времени будущий автор «Капитала» окончательно решил, что капитализм должен быть заменен в результате революции рабочих новым справедливым строем – коммунизмом.

Чтобы сплотить сторонников этой идеи, Маркс и Энгельс сочинили знаменитый «Манифест Коммунистической партии», хотя до создания такой партии было еще далеко. А вот предсказанная соавторами революция разразилась очень скоро: в 1848-м во многих странах Европы начались выступления за реформы, против нищеты и бесправия. Когда прусский король под давлением народа объявил амнистию, друзья поспешили в Кёльн, чтобы издавать «Новую Рейнскую газету».

Впрочем, оттепель длилась недолго: к лету 1849 года революция в Германии была подавлена, а газета закрыта. В отличие от Энгельса, сражавшегося на баррикадах и даже получившего за это дружеское прозвище Генерал, Маркс понимал, что его главное оружие – перо и чернила. Он решил создать научный труд, доказывающий, что капитализм может и должен быть уничтожен.

А пока ему, снова (и уже навсегда) покинувшему родину, пришлось уехать в Париж, а оттуда из-за безденежья перебраться в Лондон. Семья обосновалась в маленькой квартирке на Дин-стрит, где впала в жестокую нужду. Маркс жаловался в одном из писем Энгельсу: «Моя дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8–10 дней семья питалась только хлебом и картофелем – диета не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника – все не оплачены». При этом Женни-старшая продолжала рожать почти каждые полтора года: из семерых детей Марксов выжили только три дочери, остальные умерли от голода, холода и лондонского смога (в доме еще и постоянно курили – и сам хозяин, и его гости). Умер в восемь лет и любимый сын Эдгар по прозвищу Муш, уморительно распевавший на революционных сходках «Марсельезу». Женни-старшая подолгу болела, сам Маркс страдал фурункулезом (неудивительно, поскольку он был так нечистоплотен, что его воротнички даже отказывались брать в стирку). Болезнь делала его еще более резким и совершенно непреклонным в спорах, но товарищи восхищались им и терпели все выходки этого «демократического диктатора».

Das Kapital

Устав от тесноты и шума, он убегал в библиотеку Британского музея работать над своим сочинением. Дело продвигалось медленно, потому что ему хотелось досконально изучить природу капитализма, а это требовало познаний во множестве наук – от экономики до почвоведения. Домой Маркс возвращался поздно вечером, но всегда находил силы поиграть с детьми, которые его обожали.

Любимой игрой были «лошадки», когда дочки садились папе на спину и ездили по комнате; позже Маркс даже купил своей любимице Элеоноре (Тусси) настоящего пони. Все три его дочери выросли убежденными революционерками, но судьба их оказалась печальной. Женни вышла замуж за Шарля Лонге, соратника Маркса, и умерла в 38 лет от рака. Модница Лаура, прозванная в семье Какаду, стала женой другого товарища отца – Поля Лафарга, всю жизнь боролась за права трудящихся и вместе с мужем покончила с собой в старости, поняв, что уже не может быть полезной рабочему движению. Особенно не повезло Элеоноре, мужем которой стал английский социалист Эдвард Эвелинг: он третировал жену, изменял ей и даже бил, доведя в конце концов до самоубийства. Надо сказать, что Маркс лично подбирал дочкам женихов, проявляя и здесь свои диктаторские замашки.

Иногда основоположнику международного коммунизма удавалось заработать сочинением газетных статей, хотя «стипль-чез троих маленьких детей» вынуждал писать по ночам. Чтобы не заснуть, он курил дешевые папиросы: на любимые сигары денег не было, как и на многое другое. Однажды Маркс понес в ломбард фамильное серебро Женни и был арестован: полицейские решили, что обтрепанный иностранец украл ценную посуду.

Деньги в семье появлялись только после смерти родственников. К самому факту их ухода из жизни Маркс относился весьма цинично. «Вчера нам сообщили о смерти 90-летнего дяди моей жены, – писал он Энгельсу. – Моя жена получит приблизительно 100 фунтов стерлингов. Могло бы быть и больше, если бы старый пес не оставил часть денег своей экономке». Когда умерла гражданская жена Энгельса Мэри Бёрнс, Карл утешил друга такой фразой: «Жаль, что умерла она, а не моя мать».

После «долгожданной» смерти Генриетты Маркс в 1863 году Карл и Женни получили наследство, позволившее им наконец зажить в достатке. На радостях они арендовали трехэтажную загородную виллу с парком, где у каждого члена семьи была своя спальня, а глава семейства впервые завел себе кабинет с бюстом очень похожего на него Зевса-громовержца. Однако через пару лет он снова просил деньги у Энгельса: автор «Капитала» и капитал были несовместимы.

Мавр сделал свое дело?

Между тем начатая 15 лет назад книга все еще не была закончена. Автор дал ей громоздкое название «Критика политической экономии», но Женни, переписывая рукопись (только она могла разобрать чудовищный почерк мужа), предложила более простое – Das Kapital. Договорившись об издании своего труда с гамбургским типографом Отто Мейснером, Маркс тянул до последнего, и лишь в 1867 году жена и друзья буквально силой отобрали у него и отправили в печать первый том.

Книга, вышедшая тиражом в тысячу экземпляров, вызвала интерес лишь у социалистов, сразу начавших переводить это марксистское откровение на разные языки. Французский и английский переводы сделали зятья автора – Лафарг и Эвелинг, но первым был опубликован русский перевод, дозволенный цензурой в России с формулировкой: «Немногие прочтут, а еще менее поймут это».

Переводить «Капитал» на русский взялся Бакунин, хотя к тому времени они с Марксом уже стали врагами (позже перевод первого тома продолжил Герман Лопатин). В созданном в 1864 году 1-м Интернационале – Международном товариществе рабочих – Бакунин оппонировал Марксу, выступавшему за сохранение после революции государства в форме «диктатуры пролетариата». Русский революционер считал, что государство нужно сразу же упразднить, заменив анархией – свободным объединением трудящихся.

Идейные споры кипели до 1871 года, когда в Париже образовалась Коммуна. Социалисты приняли это событие за начало всемирной революции, и поражение коммунаров вызвало в их движении глубокий кризис. На очередном конгрессе 1-й Интернационал раскололся, бакунисты увели за собой немалую часть делегатов, а остаток товарищества, переехавший в Америку, тихо почил некоторое время спустя. Маркса утешало только то, что благодаря брошюре «Гражданская война во Франции» он впервые стал знаменит – буржуазная пресса объявила его тайным организатором революций во всем мире.

В те годы «опасный заговорщик» уже с трудом выходил из дома: его здоровье подорвали работа на износ и жизнь взаперти. К его фурункулезу добавились гастрит и хронический бронхит, у него отекали ноги, знаменитая борода висела клочьями – и ее пришлось сбрить. За ним преданно ухаживала Женни, но потом у нее самой обнаружилась тяжелая болезнь – рак желудка. Боясь за здоровье Маркса, его долго не пускали к жене, которую от страшной боли спасали лишь уколы морфия. Их последнее свидание Тусси вспоминала так: «Вместе они снова были молоды – цветущая девушка и обаятельный юноша… Но не бессильный старик и умирающая старуха!» Женни умерла два дня спустя, 2 декабря 1881 года. На ее похороны Маркс не пошел по настоянию врачей. Он скончался от абсцесса правого легкого 14 марта 1883 года. Его похоронили рядом с женой на Хайгейтском кладбище в Лондоне; шел дождь, и на похороны явилось всего 11 человек, включая верного Энгельса.

Популярность Маркса и его учения росла, и через год на его могилу пришло уже больше тысячи человек. В самых разных странах молодые мечтатели вчитывались в непонятный «Капитал» и бережно хранили фотокарточки бородатого пророка, по заповедям которого они собирались строить новый счастливый мир. Через 34 года после смерти основоположника учения это строительство началось в стране, которую он не любил и не считал достойной зажечь факел всемирной революции. Может быть, поэтому воплощение марксизма в жизнь и закончилось так плачевно. Или еще не закончилось? Ведь многие до сих пор верят в то, что «учение Маркса всесильно, потому что оно верно»…

 

1818

5 мая

Родился в городе Трир на западе Германии в семье адвоката Генриха (Гершеля) Маркса, происходившего из раввинского рода.

1843

19 июня

Его женой стала Женни Маркс, урожденная баронесса фон Вестфален.

1844

28 августа

В парижском «Кафе де ля Режанс» состоялась встреча Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, положившая начало их дружбе и сотрудничеству.

1846

Август

Написана первая совместная с Энгельсом работа «Немецкая идеология», которая полностью была опубликована только в 1932 году.

1848

21 февраля

В Лондоне издан «Манифест Коммунистической партии», составленный Марксом и Энгельсом по поручению подпольной немецкой эмигрантской организации «Союз коммунистов».

1849

16 мая

Маркса выслали из Германии за революционную пропаганду в ходе событий 1848–1849 годов.

1864

28 сентября

В Лондоне по итогам митинга в поддержку польского восстания организовано Международное товарищество рабочих, вошедшее в историю как 1-й Интернационал.

1867

14 сентября

Тиражом в тысячу экземпляров вышла в свет книга «Процесс производства капитала» – первый том фундаментальной работы Маркса «Капитал».

1872

Весна

В Петербурге впервые опубликован первый том «Капитала» на русском языке.

1883

14 марта

Скончался в Лондоне в возрасте 64 лет.

Вадим Эрлихман