Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в феврале

№62 февраль 2020

Добренко Е.А. 

Поздний сталинизм. Эстетика политики. В 2 т. 

М.: Новое литературное обозрение, 2020 

В своем двухтомном фундаментальном исследовании филолог и историк культуры Евгений Добренко обратился к послевоенному периоду советской истории – к эпохе «позднего сталинизма», как он ее определяет. По его мнению, это один из наименее изученных периодов истории СССР. «Послевоенная эпоха всегда находилась в тени куда более бурных и потому интересных для историков эпох – революционной (1920-е), эпохи террора (1930-е) или оттепели (1956–1964)», – пишет он. Эпоха позднего сталинизма, считает автор книги, «затерялась среди исторических всплесков как какой-то исторический провал». 

Евгений Добренко категорически не согласен с подобным отношением, поскольку «именно в эти годы – не в 1920-е, не в эпоху террора, не во время войны, но именно после нее – завершалось формирование советской нации». Однако он понимает, почему в исторической науке сложилась традиция не замечать этот период: после десятилетий войн, революций и террора последние восемь лет правления Иосифа Сталина оказались удивительно спокойными, а значит, кажущимися скучными для исследователей. Но именно «в такие стабильные периоды рождаются нации и совершается история». «Эпоха позднего сталинизма была, по сути, итоговой точкой полувекового процесса, называвшегося Русской революцией», – полагает автор. 

В исследовании рассматривается связь между послевоенной советской культурной политикой и политической культурой, фактически книга отражает культурную и интеллектуальную историю эпохи. Евгений Добренко сделал попытку рассмотреть прошлое через анализ его культурных текстов – будь то литература, кино, театр, музыка, живопись, архитектура или массовая культура. Обращаясь к основным культурным и политическим вехам послевоенной эпохи, он показывает, как политика сталинизма фактически следовала основным эстетическим конвенциям соцреализма. Эта связь позволила создать новую советскую нацию, основные фобии, травмы, образ врага и весь ментальный профиль которой, окончательно сложившись после войны и пережив не только сталинскую, но и советскую эпоху, определили лицо сегодняшней России. 

Структура книги задана девятью основными принципами соцреализма, реконструируемыми автором: принципом преобразования действительности, историзма, идейности, партийности, народности, революционного романтизма, реализма, изображения жизни в формах самой жизни и правдивости. С помощью этого композиционного приема автор постарался продемонстрировать, что политика в период позднего сталинизма была выстроена по законам эстетики соцреализма: «Эта политика потому оставалась столь успешной, что была, по сути, художественной». Он поясняет: «Речь не идет о внешней, бросающейся в глаза установке на эстетизацию, но о подчинении логики этой политики определенной эстетической программе, совпадающей по основным параметрам и принципам с модусами и тропами соцреализма». И подчеркивает, что эпоха позднего сталинизма стала не только концом эпохи, но и началом новой. Вся позднейшая история СССР и современность России, взаимодействуя с продуктами политической культуры этого времени, использовали их как инструментарий, объект или субъект. 

При написании книги автор старался создать «такой историко-критический нарратив, который позволял бы хронологически проследить основные события культурной и интеллектуальной жизни позднего сталинизма в их связи с политической историей сквозь призму основных принципов эстетики соцреализма». 

 

Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. 

«Се яз раб Божий…» Многоименность как фактор и факт древнерусской культуры 

СПб.: Евразия, 2020 

Книга посвящена описанию такого малоисследованного явления средневековой русской культуры, как многоименность. Каким образом у одного и того же человека за жизнь могло накопиться несколько личных имен, употреблялись ли они все вместе или попеременно; каковы были их функции; какими были правила подбора имен и менялись ли они со временем? Эти и некоторые другие вопросы рассмотрели доктора филологических наук Анна Литвина и Федор Успенский в связи с одним из загадочных древнерусских документов – завещанием великого князя Московского Семена Гордого, составленным в охваченной чумой столице. 

 

Флоря Б.Н. 

Россия и восточнославянские земли Польско-Литовского государства в конце XVI – первой половине XVII в. Политические и культурные связи 

М.: Индрик, 2019 

Монография представляет собой итог всестороннего исследования контактов между Россией и восточнославянскими землями Речи Посполитой конца XVI – первой половины XVII века. Доктор исторических наук Борис Флоря показал ошибочность однобоких и идеализированных представлений о характере таких взаимоотношений и продемонстрировал, какое значение имели они для обеих сторон, какие факторы им содействовали, а какие препятствовали. Книга также отвечает на вопрос, почему перелом в развитии этих связей, приведший к воссоединению Украины с Россией, пришелся на конец 1640-х годов. 

 

Артамонов В.А. 

Турецко-русская война 1710–1713 

М.: Кучково поле, 2019 

К началу XVIII века Османская империя, несмотря на поражения под Веной (1683) и при Зенте (1697) и потерю многих своих европейских владений, все еще оставалась великой державой. В реальную угрозу для власти османов превратилась усилившаяся после разгрома шведской армии Карла XII под Полтавой Россия. Стамбул решил вырвать из-под ее контроля ослабленную Речь Посполитую и отвоевать Азов, что и стало главными целями войны 1710–1713 годов. В ходе боевых действий туркам удалось захватить Азов и Таганрог, отрезать Россию от моря, ослабить ее влияние в южнославянских и северокавказских землях. Для Российского государства это означало еще и несколько лишних лет Северной войны. Но, несмотря на неудачи, походы Петра I стали предвестниками поражений Османской империи в войнах следующих ста лет. 

 

Колеров М.А. 

Петр Струве: революционер без масс. 1870–1918 

М.: Книгократия, 2020 

Биография известного русского общественного деятеля Петра Струве (1870–1944) изложена вплоть до периода Гражданской войны в России. Это история политической и идейной борьбы вождя русского марксизма 1890-х, автора первого «Манифеста» РСДРП, одного из отцов кадетской партии, идеолога и редактора важнейших журналов и сборников того времени. Историографическое введение суммирует итоги исследования и публикации наследия Струве. 

 

Эпоха революции и Гражданской войны в России. Проблемы истории и историографии 

Отв. ред. В.В. Калашников; под ред. Д.Н. Меньшикова 

СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019 

Авторы сборника предлагают читателям познакомиться с материалами и докладами, представленными участниками международной конференции «Эпоха революции и Гражданской войны в России. Проблемы истории и историографии». В создании проекта приняли участие ученые из России, США, Великобритании и Японии, что позволило выявить историографические тренды и точки расхождения в трактовках проблем русской революции и Гражданской войны. Особое внимание было уделено процессам, проходившим в регионах бывшей Российской империи, что и обусловило структуру сборника. 

 

Давыдов А.Ю. 

Третий фронт Гражданской войны в России: мешочничество 

СПб.: Евразия, 2019 

В книге рассказывается о российском мешочничестве – популярной в начале XX века форме народного самоснабжения. Доктор исторических наук Александр Давыдов знакомит читателя с формами и этапами эволюции этого социального явления. Основное внимание он уделяет периоду Гражданской войны 1918–1920 годов. «Скрытое от государства теневое хозяйство определяло в изучаемый период повседневную жизнь десятков миллионов людей», – пишет автор. Им предпринята попытка «исследовать проблемы становления нелегальной экономики в России при военном коммунизме, а также определить, как взаимодействовали ее многочисленные представители с советской властью». 

 

Лобанов В.В. 

«Обновленческий» раскол в Русской православной церкви (1922–1946 гг.) 

СПб.: Петроглиф, 2019 

Историк Вячеслав Лобанов на основе широкого круга источников рассмотрел причины, динамику развития и последствия так называемого обновленческого раскола в Русской православной церкви в контексте реалий церковно-государственных отношений и государственной антирелигиозной политики. Работа охватывает период начиная с образования протообновленческих церковных групп в годы Первой русской революции и заканчивая ликвидацией раскола в послевоенном 1946 году, совершенной при активном участии и давлении со стороны государственной власти. 

 

Иванов В.В. 

Глава субъекта Российской Федерации. Историческое, юридическое и политическое исследование (история губернаторов). В 2 т. 

М.: Издание книг.ком, 2019 

Новая книга известного российского политолога Виталия Иванова – результат десятилетнего исследования института главы субъекта Российской Федерации. Опираясь на множество источников, в том числе редких и эксклюзивных, автор детально проанализировал политические реформы, проводившиеся при Михаиле Горбачеве, Борисе Ельцине и Владимире Путине, практику назначения и выборов глав регионов в период 1990–2010-х годов. Это первая и пока единственная подобная работа о российском губернаторском корпусе: до сих пор тему затрагивали очень однобоко или обращались к слишком краткому периоду. В книге, написанной на стыке политической истории, политологии и юриспруденции, разобраны все без исключения назначения и отставки глав регионов, все избирательные кампании, много внимания уделено механизмам принятия кадровых решений, указаны их инициаторы и интересанты. Автор книги – последовательный противник выборности глав регионов, в его исследовании приводится обширная аргументация, обосновывающая эту позицию в контексте конституционного права, российской политической традиции и практической целесообразности. 

 

28 января – 25 марта 

Сальвадор Дали. Магическое искусство 

Центральный Манеж 

Москва, Манежная площадь, 1 

В Манеже открылась крупнейшая в России выставка работ Сальвадора Дали (1904–1989). В экспозицию вошло более 180 произведений классика сюрреализма, которые позволяют проследить весь его творческий путь – от юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х до последних абстрактных холстов 1980-х годов. Живопись дополняют рисунки 1930−1940-х годов и полная серия гравюр, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте. Важной частью экспозиции стали иллюстрации художника к книге «50 секретов магического мастерства». Большинство работ прибыло из собраний фонда «Гала – Сальвадор Дали» и Национального музея «Центр искусств королевы Софии». Также показаны работы из частных европейских коллекций. 

 

12 февраля – 10 мая 

Александр III. Император и коллекционер 

Русский музей, Михайловский замок 

Санкт-Петербург, Садовая улица, 2 

К 175-летию со дня рождения Александра III (1845–1894) Русский музей открывает выставку, рассказывающую о нем не только как об императоре, но и как о коллекционере, оказавшем серьезное влияние на развитие музейного дела в России. Еще будучи наследником престола, великий князь Александр Александрович начал увлеченно коллекционировать предметы живописи и прикладного творчества. Став государем, он оказывал покровительство передвижникам, способствовал реформированию Академии художеств, созданию художественных школ и новых музеев в столицах и провинции. Символично, что выставка пройдет в Русском музее, созданном на основе богатейших коллекций императора: именно поэтому открывшийся через год после его кончины, в 1895-м, музей получил имя Александра III и носил его вплоть до революции. Юбилейная экспозиция представит около 300 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. 

25 декабря 2019 года – 29 февраля 

Мир! Дружба! Дизайн! История российского промышленного дизайна 

Новая Третьяковка 

Москва, улица Крымский Вал, 10 

Выставка «Мир! Дружба! Дизайн!» стала результатом сотрудничества двух музеев – Третьяковки и Московского музея дизайна. Посетители могут увидеть дизайнерские разработки, выполненные на советских предприятиях: макеты самолетов и транспортных средств, снегоходы, прототипы радиоаппаратуры, фото- и кинотехнику, бытовые приборы, игрушки и многое другое. Экспозиция, в которой представлено более 300 объектов дизайна, состоит из 12 разделов – от авиации и космонавтики до оптики и спортивного инвентаря. 

 

13 февраля – 24 мая 

Юрий Анненков. Революция за дверью 

Музей русского импрессионизма 

Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11 

Творчество знаменитого художника Юрия Анненкова (1889–1974) – иллюстратора поэмы Александра Блока «Двенадцать», блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, – впервые будет представлено в таком объеме: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции. Зрители увидят работы живописца, художника театра, книжного иллюстратора – неутомимого экспериментатора, в творчестве которого отразился бурный и сложный период русской истории первой половины XX века. 

 

18 января – 16 февраля 

Повесть о царице и львице. Миниатюры лицевого сборника первой половины XIX века 

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 

Москва, Андроньевская площадь, 10 

Сюжет «Повести о царице и львице» восходит к средневековому рыцарскому роману об Оттоне и Олунде: в XVII веке он был переработан русскими книжниками в соответствии с канонами древнерусской литературы. В России «Повесть» пользовалась большой популярностью на протяжении нескольких веков. Многие сюжетные линии нашли отражение в «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина. На выставке впервые демонстрируются иллюстрации к «Повести» из сборника, выполненного старообрядческим мастером начала XIX столетия.

Варвара Рудакова