Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

История «голодомора»

№58 октябрь 2019

Кто и зачем изобрел концепцию, согласно которой Иосиф Сталин сознательно уничтожал украинцев, и как получилось так, что во всем оказалась виновата Россия? Об этом в интервью «Историку» рассказал доктор исторических наук, заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории Украины НАН Украины, профессор Георгий Касьянов

«Целили в коммунизм, а попали в Россию». Этой известной формулой философа Александра Зиновьева вполне можно описать причины того, почему родившаяся за океаном в годы холодной войны концепция голода на Украине 1932–1933 годов как геноцида украинского народа стала одним из действенных механизмов нагнетания антирусских настроений на территории граничащего с нами постсоветского государства.

«Версия Конквеста – Мейса»

– Когда и при каких обстоятельствах возникла концепция «голодомора» и что вкладывается в это понятие?

– Версия голода 1932–1933 годов как целенаправленного уничтожения этнических украинцев в УССР стала складываться в начале 80-х годов прошлого века. Она появилась в украинской диаспоре, прежде всего в Америке и Канаде. Изначально это было сочетание двух компонентов. Первый – желание сообщить миру о трагедии (следуя примеру распространения памяти о Холокосте). Второй – политический смысл, который вписывался в концепцию «СССР – империя зла», возникшую как раз в начале 1980-х. Идея была подхвачена украинскими диаспорными историками, работавшими в американских университетах (которые, кстати, не были специалистами по советской истории). Затем к этой деятельности подключились политики, те, кого можно назвать диаспорной номенклатурой. Например, руководство Всемирного конгресса свободных украинцев. Слово «голодомор» тогда еще не употреблялось.

В качестве образца, как уже упоминалось, был выбран Холокост. Как раз к тому времени появились результаты деятельности комиссии конгресса Соединенных Штатов о Холокосте. Успех работы этой комиссии был взят за основу для формирования идентичного подхода к событиям 1932–1933 годов в Украинской ССР. В 1984 году была создана комиссия конгресса, директором научной части которой стал Джеймс Мейс, к тому моменту защитивший диссертацию по истории украинского национал-коммунизма 1918–1933 годов. Он же помогал собирать материал англо-американскому историку и писателю Роберту Конквесту (автору получившего широкое распространение термина «Большой террор») для книги «Жатва скорби» (The Harvest of Sorrow), в которой версия получила «академическое» обоснование.

– Работа этой комиссии развернулась еще в годы холодной войны?

– Да, в самом ее финале. И конечно, в тех условиях в Советском Союзе на эту версию решили ответить контрпропагандой. В середине 1980-х в Институте истории Академии наук Украинской ССР, в котором я тогда учился в аспирантуре, был создан специальный сектор, целью которого стала контрпропаганда. В своей работе он опирался на тезис, что никакого голода не было вообще…

– А потом началась перестройка…

– В 1986 году вышла книга Конквеста, в подготовке и публикации которой большую поддержку оказал Украинский исследовательский институт Гарвардского университета. Она создавалась также при активнейшем участии организаций украинской диаспоры (которые и финансировали работу историка). К 1988 году подоспели выводы комиссии конгресса США, признавшей голод 1932–1933 годов геноцидом украинского народа. Впрочем, тогда советско-американские отношения потеплели, и на какое-то время политическая составляющая работы комиссии стала не нужна. Стоит обратить внимание на то, что диаспора долгие годы добивалась официального признания голода в УССР геноцидом конгрессом и сенатом США и лишь в октябре-декабре 2018-го, то есть спустя 30 лет, эти институты признали соответствующий вывод комиссии 1988 года.

– Но тогда, в 1988-м, это была уже инерция холодной войны?

– Да, конечно. При этом в среде украинской диаспоры, помимо чисто политического, имел значение упомянутый гуманитарный компонент. Там было большое количество людей, которые пережили голод и потом ушли с немцами на Запад, оказались в эмиграции, и они действительно стремились как-то обозначить это поворотное для них и для их семей событие – голод начала 1930-х годов. Они хотели, чтобы об этом знал весь мир.

Местная специфика

– Однако холодная война закончилась. Что было дальше?

– Как я уже сказал, к концу 1980-х политическая составляющая проекта «Голод = геноцид» потеряла значение, но именно в это время на него обратили внимание на самой Украине.

И здесь динамика была такая: сначала отрицание голода вообще, как такового; затем признание голода и объяснение его ошибками в «ленинской аграрной политике», как тогда это формулировали; а потом уже оценка голода как преступления сталинского режима. Наконец, финальная часть этого процесса – признание голода 1932–1933 годов как геноцида украинского народа. Интересно, что те люди, которые еще совсем недавно отрицали сам факт голода и приводили научные аргументы в пользу того, что голода не было вообще, к концу 1980-х – началу 1990-х без всякого критического переосмысления приняли прямо противоположную версию – «версию Конквеста – Мейса» о том, что это был геноцид, специально направленный против украинцев (кстати, сам Конквест впоследствии изменил свое отношение к этой концепции).

Стоит вспомнить и другой крупный проект, получивший финансовую поддержку политически активной украинской диаспоры. В 1988-м была создана Международная комиссия по расследованию голода на Украине (процесс ее формирования продолжался много лет), которая к 1990 году подготовила свои выводы. Большая часть членов комиссии утверждала, что геноцид был, меньшая же ее часть зафиксировала особое мнение, отмечающее, что оснований для того, чтобы говорить о наличии геноцида, недостаточно.

– Когда возникло само слово «голодомор»?

– Впервые в публичном пространстве оно появилось в газете «Лiтературна Україна» в феврале 1988 года. Это слово, сразу же подхваченное журналистами, произнес писатель Олекса Мусиенко, критикуя «штурмовщину» в проведении коллективизации. А уже в 1990-е годы, во времена президента Леонида Кучмы, оно стало частью украинского официального дискурса, вошло в язык президентских указов и решений парламента. Финальная часть этой истории – легализация слова «голодомор» в качестве официального термина – относится к 2006 году, когда Верховная рада Украины приняла закон «О Голодоморе», где первым пунктом значится, что «Голодомор 1932–1933 годов на Украине является геноцидом украинского народа».

На пути к независимости

– В какой мере тема «голодомора» актуализировалась в связи с активизацией усилий по выходу Украины из состава Советского Союза? Как тогда обыгрывалась эта тема?

– В этом процессе тема «голодомора» сыграла очень важную роль и, можно сказать, равноценную той, которую сыграла тема Чернобыля. Если Чернобыль компрометировал союзный центр как нечто антигуманное, бесчеловечное (взять хотя бы известный тезис, что на Украине построили больше всего атомных электростанций на густонаселенных территориях), то тема голода 1932–1933 годов оказалась очень значимой с точки зрения дискредитации коммунистического режима и советского общественного строя в целом. Именно трагические события стали центральными для аргументации, почему Украина должна получить независимость, поскольку, говорили сторонники независимости, если у украинцев будет свое суверенное государство, то оно такого больше никогда не допустит.

Так что в годы перестройки тема «голодомора» являлась одной из ключевых для украинского общественного движения, связанного с демонстрацией самых страшных черт советского строя и обоснованием тезисов о необходимости достижения независимости.

– Какое участие в этом процессе приняло научное сообщество Украины?

– В конце 1980-х – 1990-е годы фактически все научные исследования сводились к тому, чтобы найти доказательства, что это был геноцид. Например, искали какие-то документы, которые бы подтверждали, что Иосиф Сталин напрямую распорядился уморить голодом украинцев. Таких документов не нашли. Поэтому стали в нужном ключе интерпретировать имеющиеся материалы, в том числе наиболее часто цитируемый документ – письмо Сталина Лазарю Кагановичу, написанное в августе 1932 года. Из письма было надергано небольшое количество цитат, которые пересказывались тысячи раз. При этом игнорировались другие документы из переписки Сталина с Кагановичем того же периода, где вождь большевиков прямо говорит о том, что нужно уменьшить хлебозаготовки на Украине (другим регионам он послабления не предлагал). Это была стандартная процедура: ищешь только то, что должно подтвердить заранее известный вывод. В результате к концу 1990-х – началу 2000-х годов сформировалась официальная украинская историография «голодомора» как геноцида.

Писатель и историк Роберт Конквест, много сделавший для утверждения концепции геноцида украинцев со стороны Москвы, получил заслуженную награду из рук президента США Джорджа Буша-младшего

– Став в определенный момент главным рычагом борьбы с коммунизмом, тема «голодомора» по факту оказалась основным аргументом в борьбе с Москвой? По логике «коммунизм – это Москва», «Сталин – это Москва», а значит, и «голод – это Москва».

– Совершенно верно. Эта тема с самого начала имела идеологическую направленность, которая была завязана на неприятии «чужой власти». С этой точки зрения Москва и есть «чужая власть». Но русофобские элементы проявились тут чуть-чуть позже. А сначала основным источником зла представлялся союзный центр в Москве, и, следовательно, требовалось как можно скорее от него избавиться.

Часть исторической политики

– Когда появилась антирусская составляющая?

– Уже после распада Советского Союза. Она не могла не появиться, поскольку сама концепция «голодомора» основана на этническом понимании истории. Ведь в соответствии с этой трактовкой уничтожали украинцев, а если уничтожали украинцев, то по определению должен был возникнуть некий этнос, который всеми этими зверствами занимался. Если украинцы – этнос пострадавший, то непременно есть какой-то вражеский этнос. И тут выбор был невелик: либо впасть в антисемитизм (такие идеи тоже звучали), либо в русофобию…

– Первый вариант особо «не продашь» ни в ООН, ни в ОБСЕ… Кто из президентов Украины внес наибольший вклад в развитие темы «голодомора»?

– Безусловно, наибольший вклад внес Виктор Ющенко. При нем был принят упомянутый закон. Кроме того, он очень активно продвигал саму тему «голодомора-геноцида»: тогда началось достаточно интенсивное финансирование исследований, которые должны были подтвердить этот тезис. При нем имели место первые попытки криминализировать отрицание «голодомора» как геноцида (так, было подготовлено три проекта о внесении соответствующих изменений в Уголовный кодекс Украины, в статью под названием «Геноцид»). Всего в общей сложности Ющенко издал около 50 указов, распоряжений, постановлений, поручений, связанных с продвижением темы «голодомора».

Впрочем, нужно сказать и о том, что «голодомор» стал частью исторической политики государства еще при Кучме. Именно Кучма ввел День памяти жертв голодоморов в 1998 году. При нем в 2001-м была совершена первая попытка через ООН провести тезис о том, что голод 1932–1933 годов был геноцидом украинского народа. Безуспешная попытка, но именно тогда слово «голодомор» появилось в официальных документах международных организаций. Так что Кучма сыграл важную роль в политической легитимации идеи «голодомора-геноцида». Какие у него были мотивы – это другой вопрос.

– Как современное украинское общество относится к концепции «голодомора»?

– Начиная с 2006 года об этом можно судить по данным соцопросов. Количество респондентов, которые признают тезис о том, что «голодомор – это геноцид украинцев», с того времени вырос с 56 до 80% в 2015-м. Потом эта цифра немного уменьшилась, но все равно речь идет о подавляющем большинстве.

 

Лента времени

1984 год

В США создана правительственная комиссия во главе с Джеймсом Мейсом, которая позже заявила, что «Иосиф Сталин и его окружение совершили геноцид против украинцев в 1932–1933 годах».

1986 год

В США опубликована книга Роберта Конквеста «Жатва скорби», содержащая этническую и политическую интерпретацию голода в СССР.

18 февраля 1988 года

В газете «Лiтературна Україна» опубликован доклад заместителя секретаря по идеологии парторганизации киевского отделения Союза писателей УССР Олексы Мусиенко, где впервые прозвучало слово «голодомор».

1990 год

Опубликован доклад Международной комиссии по расследованию голода на Украине, члены которой не пришли к единому мнению о том, имел ли место геноцид украинцев в начале 1930-х годов.

26 ноября 1998 года

Указом президента Украины Леонида Кучмы установлен День памяти жертв голодоморов (отмечается каждую четвертую субботу ноября).

28 ноября 2006 года

Верховная рада Украины приняла закон «О Голодоморе 1932–1933 годов на Украине», квалифицирующий события как геноцид украинского народа и предполагающий уголовное преследование за публичное отрицание этого.

2009 год

В Киеве создан Национальный музей голодомора-геноцида.

13 января 2010 года

Апелляционный суд Киева признал руководителей Советского государства виновными в геноциде на Украине в 1932–1933 годах.

27 апреля 2010 года

Президент Украины Виктор Янукович заявил, что массовый голод в 1930-х годах был общей трагедией народов, входивших в Советский Союз, и его нельзя считать геноцидом украинцев.

28 апреля 2010 года

Парламентская ассамблея Совета Европы большинством голосов отказалась признать голод 1932–1933 годов в СССР геноцидом украинского народа.

2018 год

Конгресс и сенат США признали выводы комиссии 1980-х годов о голоде как геноциде против украинцев.

 

Беседовала Раиса Костомарова