Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

История благородного преступления

№87 март 2022

В Музеях Московского Кремля открывается уникальная экспозиция, посвященная средневековым дуэлям. О том, как сложилась традиция защищать дворянскую честь с оружием в руках, в интервью журналу «Историк» рассказал куратор выставки, кандидат исторических наук Василий Новоселов

Выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» открывается 4 марта. «Слово "дуэль" происходит от латинского duellum – это то же самое, что война (bellum), сражение, бой, только между двумя», – говорит Василий Новоселов. По его словам, на протяжении Средних веков понятие duellum использовалось для обозначения всех без исключения поединков. Но «дуэль» – это именно поединок чести, и появилась она в Италии в конце XV века.

 

Поединок двух

– Почему у выставки такое название? При чем здесь Божий суд?

– В Средние века существовал обычай, который вошел в законодательство многих государств, – использовать поединок как одну из разновидностей ордалий, то есть судебного испытания. Такие испытания необходимы были для того, чтобы установить истину в тех случаях, когда при наличии серьезных подозрений ни свидетельскими показаниями, ни прямыми уликами нельзя было доказать виновность того или иного лица в преступлении. Это и был своего рода Божий суд: божественное вмешательство должно было помочь оправдать невиновного или покарать преступника.

– Но это еще не дуэль?

– Нет. На дуэли решался вопрос исключительно о защите чести.

– Почему эта традиция появляется именно в Италии?

– Столкновение двух родов, как в «Ромео и Джульетте», – распространенная ситуация для итальянских городов-государств того времени. Там была своя городская знать – патрицианские роды, которые, как и дворянство, были весьма щепетильны в вопросах чести. Может быть, даже более щепетильны, поскольку для торгового человека понятие о чести было напрямую связано с его репутацией: можно ли ему доверять деньги, товары, полагаться на слово и так далее. Кроме того, не будем забывать, что на юге Средиземноморского региона был очень сильно распространен обычай кровной мести. Сочетание этих двух обстоятельств, видимо, и повлияло на появление поединков чести. Хотя изначально никакого отношения к нашему представлению о дуэлях такие поединки не имели. Партии двух родов устраивали на улицах и площадях города самые настоящие баталии – бои без каких-либо правил, с нарушением общественного порядка. Но постепенно в Италии выработался новый способ решения конфликтов. В переводе на русский язык это называлось «бой в кустах». Смысл его состоял в том, что два противника без свидетелей удалялись в безлюдное место и честно, при помощи равного оружия решали свои разногласия. По правилам таких поединков в живых должен был остаться только один…

 

Дело чести

– Но страной дуэлей и дуэлянтов все-таки считается Франция…

– Потому что французы этот итальянский обычай восприняли с большим энтузиазмом. Это была эпоха так называемых Итальянских войн, конец XV – первая половина XVI века, когда Италия стала проходным двором для армий многих государств. Французы охотно перенесли обычай к себе на родину. Сначала дуэли были там не очень распространены, но постепенно вошли в моду.

Для распространения дуэлей очень важным стал отказ от какого-либо вмешательства в вопросы, связанные с защитой чести, со стороны внешних арбитров, в первую очередь суверенных сеньоров, обладавших правом разрешать судебные поединки. В этом смысле огромное значение имел поединок между Ги де Жарнаком и Франсуа Ла Шатеньере, состоявшийся в 1547 году в Париже. Шатеньере был другом Генриха II и заслуженно считался первым фехтовальщиком Франции. Никто не ожидал его поражения, и, когда Жарнак нанес удар, после которого противник не смог встать, король долго не мог поверить в происходящее и не прекращал поединок. Эта история показала, что король более не может судить вопросы чести. Тот же самый Жарнак перед боем осмелился бросить слова, ставшие потом девизом всего французского дворянства: «Моя жизнь и имущество принадлежат королю, душа – Богу, а вот моя честь принадлежит только мне, ни у кого, в том числе и у короля, нет над ней власти».

Рукописный кодекс П. Г. Майра «Сочинение на немецком языке об искусстве атлетическом и гладиаторском, а также о поединках, украшенное фехтовальными приемами и цветными рисунками, разделенное на четыре книги». Около 1542–1550 годов

– Честь тут ключевое слово?

– Честь начинает восприниматься дворянством как индивидуальное качество благородного человека. Дворянин обязан был продемонстрировать всему обществу, что он человек чести, что он держит свое слово, что у него есть доблесть. Тот, кто боится посмотреть в глаза смерти или лжет, не может считаться настоящим дворянином.

– Почему именно это время отмечено таким вниманием к защите чести?

– В Европе начинают происходить серьезные социальные изменения. В Средние века общество делилось на три крупные страты: на тех, кто воюет (дворянство), на тех, кто молится (духовенство), и на тех, кто работает (третье сословие). И пока дворянство справлялось со своей военной функцией, все было хорошо. Но с распространением огнестрельного оружия наемники, снабженные им, становятся гораздо важнее дворянских кавалерийских полков. Помимо этого дворяне массово теряют свои земли. Их скупают разбогатевшие буржуа. И они же, часто окончив университет, начинают претендовать на те государственные должности, которые раньше принадлежали исключительно дворянству.

Портрет императора Карла V. Худ. Хуан Пантоха де ла Крус. 1605 год

Возникает глубокая внутренняя потребность хоть как-то консолидировать дворянское сословие перед угрозой этих перемен. Нужно было понять, что же общего у дворян – от захудалого провинциала, у которого, как у д’Артаньяна, нет ничего, кроме лошади и отцовской шпаги, до крупного аристократа с огромными земельными владениями, большими суммами в банках, влиянием при дворе. Идеология дворянской чести как раз и сыграла объединяющую роль. Общим оказалось представление о чести как о внутреннем качестве дворянина, которое дается ему по праву рождения.

Этот индивидуальный аспект чести поставил вопрос о том, как ее защищать. Естественно, была принята та форма, которая наиболее соответствовала военному характеру дворянства. Его призвание – служить государю своей шпагой, и свою честь оно должно защищать тем же способом.

 

Бой за ангорскую кошку

– Что было поводом для дуэли?

– Повод для дуэли – это оскорбление, которое ставит под вопрос честь дворянина. Чаще всего поводом было обвинение во лжи. Важно, что право выбора оружия имел тот, кого вызвали. Следовательно, нужно было добиться, чтобы вызов был брошен тебе, а не наоборот. В ответ на обвинение во лжи дворянин – человек, который клянется своим словом, – мог сделать только одно: вызвать на поединок. Поэтому прибегали к различной словесной эквилибристике, чтобы от косвенного оскорбления перейти к словам: «Сударь, вы лжете».

– А были случаи дуэлей в недворянской среде?

– Были. Помимо дворян на поединок имели право профессиональные военные, и дворяне за ними это право признавали. Если человек не марал своих рук никаким физическим трудом и доблестно сражался, занимал военные должности и мог претендовать на дворянство, он имел право на поединок с дворянином, хотя последний мог и отказаться. Вообще считалось правилом, что дворянин более высокого титула может вызвать человека более низкого положения, но наоборот – никогда. Под запретом был вызов на поединок лиц королевской крови.

Был случай, когда устроили между собой дуэль по всем правилам два лакея. Это вызвало в дворянском обществе крайнее негодование, и, естественно, никто этот поединок как дуэль не воспринял. Встречались и те, кто всячески пытался устраивать поединки для того, чтобы доказать свое дворянство, – это люди, которые недавно стали дворянами. Например, скрестить клинки могли сын королевского юриста и сын королевского финансиста – дворяне в первом поколении, чьи отцы обрели благородный статус в силу своих должностей. Этот случай совершенно реален, а поединок у них состоялся за право обладать ангорской кошкой. А однажды, уже в XVIII веке, за дуэль, на которой был убит противник – капитан полка «Фландрия», к смертной казни через колесование был приговорен советник судебной палаты Гренобля Дю Шела. Однако эту казнь свершили только над изображением судьи-дуэлянта, избежавшего реального наказания.

Поединок рыцаря из Штреттлингена с французским королем. Миниатюра из рукописи Diebold Schilling, Amtliche Berner Chronik. 1478–1483 годы

Взаимное истребление

– Действительно ли Франция была страной номер один по количеству дуэлей?

– Да, и по одной простой причине – традиция формируется в сложный для страны период. Что такое Франция во второй половине XVI века? Страна, которую раздирают одновременно гражданские и религиозные конфликты, в эпоху, когда, по сути, парализуется работа всей системы правосудия и когда часто для того, чтобы защитить не то что свою честь, а свою жизнь, ничего, кроме оружия, нет. В подобных условиях дуэль и становится очень популярным способом выяснения отношений.

– Известно, насколько пострадало французское дворянство от дуэлей?

– Дуэль – «благородное преступление» (эта формулировка отражена даже в названии нашей выставки). Но все-таки это преступление, а его обычно скрывают. И от властей, чтобы не последовало наказания, и, самое главное, от церкви. Церковь относилась к поединкам крайне негативно: дуэлянтов считали одновременно и убийцами, и самоубийцами, так как они сознательно шли на смерть, принимая вызов. Им отказывали в церковном погребении. Поэтому часто, даже когда мы точно знаем, что человек был убит на дуэли, в генеалогическом древе может быть записано, что он погиб при нападении бандитов или умер от болезни. Дуэли старались маскировать, поэтому говорить об их точном числе крайне затруднительно. Считается, что за 20 лет правления короля Генриха IV (он правил с 1589-го по 1610-й) погибло от 8 тыс. до 16 тыс. дворян. За это время дуэлянты получили 7 тыс. писем с королевским прощением, в одном письме могли помиловать сразу нескольких дуэлянтов за несколько поединков. Для сравнения: в 1660 году по случаю своей свадьбы Людовик XIV помиловал участников 53 дуэлей – всего 220 человек, то есть в каждом поединке в среднем участвовало четверо. И каждый четвертый из этих поединков был со смертельным исходом… До этого в 1644–1651 годах, по самым скромным официальным данным, на дуэлях погибло более 4 тыс. дворян. Притом что общая численность французского дворянства тогда составляла порядка 300–400 тыс. человек!

Доспех короля Франциска I. 1539–1540 годы

Эпоха Дюма

– Дворянин, который обошелся в жизни без дуэлей, в представлениях того времени или трус, или подлец?

– По крайней мере, белая ворона. Отказаться от поединков мог весьма религиозный дворянин, сознательно отвергавший дуэли, либо дворянин мантии, принадлежавший к чиновничеству или судейским. Можно привести пример времен правления короля Людовика XIII. К племяннице сеньора д’Изанкура посватался очень богатый и знатный дворянин, ставший затем оруженосцем Людовика XIII. Породниться с ним было большой честью. Но сеньор д’Изанкур ему ответил: «Молодой человек! Прежде чем делать предложение моей племяннице, убейте на поединке хотя бы двух-трех человек, а до тех пор я не знаю, можно ли считать вас человеком чести». Действительно, дуэлянты имели определенные симпатии в обществе, особенно те, кто приобрел громкую славу… Английский посланник во Франции Эдуард Герберт вспоминал историю, свидетелем которой он стал. В зале, где королева и ее придворные фрейлины ожидали начала балета, при появлении мужчины, вид которого не отличался красотой, а одежда – богатством и изысканностью, все дамы вдруг начали перешептываться и стараться привлечь к себе внимание этого дворянина. Когда англичанин спросил, кто этот человек и почему он произвел такой фурор, ему ответили, что это Дамьен де Монлюк, сеньор Баланьи, один из самых известных дуэлянтов, убивший в поединках девятерых противников. Репутация опасного дуэлянта высоко ценилась дворянским обществом, открывая большие возможности. Такая слава могла принести вполне зримые материальные плоды.

Конный портрет короля Франциска I. Худ. Ф. Клуэ. Около 1540 года

– С какого возраста дворянин мог участвовать в дуэлях?

– Считалось, что с того момента, как дворянин опоясал себя шпагой, он должен уметь защитить свою честь. Самое раннее, что мне попалось, – убитый дворянин, паж 12 лет. Но, как правило, это все-таки 14–15 лет. При этом считалось, что человек после 60 лет имеет полное право не участвовать в дуэлях. Хотя были и исключения…

Пистолет седельный. Последняя четверть XVII века

– А насколько ситуация с дуэлями, описанная в романах Александра Дюма, соответствовала действительности?

– Вполне соответствовала. Во-первых, Дюма любил читать сочинения мемуаристов XVII столетия и поэтому хорошо знал то время. Во-вторых, эпоха самого писателя очень сильно напоминала то, что происходило в XVI–XVII веках, когда цена человеческой жизни была невысока. Наполеоновские войны возродили дуэльные традиции, особенно в армейской среде. Например, мне попадался документ эпохи Консульства, где речь идет о поединке, в котором с каждой стороны участвовало по сто человек.

 

Шпага. Золинген. 1600–1625 годы Рапира. Золинген. Около 1640 года Дага (кинжал для левой руки). Германия. Конец XVI – начало XVII века

Совершенно отдельная история

– Когда в России состоялась первая дуэль?

– Одна из первых – в 1666 году. Это был поединок полковника-шотландца Патрика Гордона с майором Джеймсом Монтгомери. Они конными стрелялись на пистолетах. Вообще нужно сказать, что первые поединки в России происходили между иностранцами на русской службе.

Гравюра «Дуэль на шпагах и кинжалах» из серии «Каприччи». 1617 год

– А когда русское дворянство почувствовало вкус к дуэлям?

– Первые сведения о них относятся к петровскому времени. Император послал русских гардемаринов в Венецию, Испанию, Францию, и те, кто побывал во Франции, этой «болезнью» заразились. Их куратор князь Борис Куракин описывал стычки между гардемаринами, которые служили в Марселе, Тулоне. По воинским артикулам Петра I это наказывалось смертью – как и в Европе. Другое дело, что в отношении дуэлей часто строгость законов компенсировалась их полным невыполнением. Со времени правления Анны Иоанновны возникает мода на дуэли. При Екатерине II среди русских офицеров они стали настолько частыми, что императрица дважды в своих указах отмечает эту проблему. А пик русской дуэли приходится на первую половину XIX века – опять-таки во многом под влиянием бежавших от революции французских эмигрантов и тех представлений о чести, которые они перенесли на российскую почву. В середине XIX века один из авторов сочинений о дуэльных баталиях писал, что наши дуэли очень похожи на французские, потому что русские имеют совершенно такие же представления о чести.

– В чем это выражалось?

– Например, в том, что отказ от дуэли однозначно воспринимался в обществе крайне негативно. Хуже этого могло быть только бегство с места поединка. Но сразу хочу сказать, что у нас на выставке не рассказывается о дуэлях в России. Мы взяли достаточно ограниченный хронологический промежуток – эпоху, когда это явление зарождается и достигает своего апогея. Хотя русская дуэль – это, конечно, совершенно отдельная история.

Что такое дуэль на пистолетах в России в XIX столетии? Это когда человек делает свой выстрел и затем стоит на месте, ожидая выстрела противника. Здесь есть определенный фатализм: ты показываешь свое мужество перед лицом смерти. А в XVI–XVII веках отношение к дуэли было иным: ты должен был до конца сражаться, до конца доказывать свое право на жизнь.

 

Шпаги и псы-рыцари

– Что больше всего удивит пришедших на выставку в Кремле?

– Я думаю, собака в доспехах. Для защиты особо ценных охотничьих собак, с которыми охотились на медведя или кабана, изготавливали специальные доспехи. Существует средневековая легенда о собаке, ставшей участницей судебного поединка. Было два рыцаря – Ришар де Макер и Обри де Мондидье. Макер завидовал своему товарищу, королевскому любимцу, и во время охоты убил его и спрятал тело. Единственным свидетелем оказалась собака Мондидье. Прибежав в королевский замок, она всячески пыталась привлечь к себе внимание. Король, заметив ее странное поведение, послал с ней людей, которых она привела к месту, где был похоронен ее хозяин, после чего стала бросаться на убийцу. Король заподозрил, что это убийство, доказать которое невозможно, так как нет свидетелей, и назначил судебный поединок между животным и убийцей. Собаке удалось победить, и убийца сознался в совершенном преступлении. На выставке представлен манекен с очень редким доспехом: в XVI веке его использовали для лучших королевских собак в Испании во время охоты на опасного зверя. Представить себе на дуэли собаку – это, наверное, будет самое неожиданное.

– И конечно, мы увидим самые разнообразные шпаги?

– Да, есть очень интересные экземпляры. Например, ранние образцы учебных шпаг, на конце которых специальная пуговица (еще ее называли цветком) из многослойного войлока, смягчавшая удар. Оружие с секретами – клинки, которые превращаются в трезубцы, ловушки для клинка противника. Замечательные испанские, французские, итальянские клинки, сделанные лучшими мастерами своего времени. Нам дали прекрасные экземпляры из своих коллекций и парижский Музей армии, и королевская оружейная палата в Мадриде «Реаль Армийе», и королевские собрания Великобритании, и лондонский Тауэр. Из наших музеев это Государственный исторический музей и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

– Представлены ли на выставке истории дуэлянтов?

– Мы рассказываем о нескольких. Есть даже их портреты, например Ива д’Алегра.

Это вообще особый случай. Во времена Генриха III был во Франции дуэлянт по прозвищу Бриллиант Франции – Гийом Дю Пра, барон де Витто. Человек, поединки которого часто не отличались от обычного убийства. Убивал он действительно направо и налево, был прекрасным фехтовальщиком. У него на службе состояли три профессиональных мастера клинка – три родных брата, которых называли «львами барона де Витто». С ними он не боялся вообще ничего. От закона его прикрывал родной брат, председатель Верховной судебной палаты Франции. Так вот, Витто убил на поединках и дядю д’Алегра, и его родного отца. И этот 20-летний юноша потратил, видимо, несколько лет своей жизни на обучение фехтованию, специально ездил в Италию, после чего вызвал барона на дуэль. Тот согласился, поскольку был лучшим фехтовальщиком страны с колоссальным опытом дуэлей, а тут юнец, который вообще ни разу не сражался. Как ни странно, д’Алегра удалось победить. То есть он буквально доказал, что Бог дарует в бою победу не сильному, а тому, на чьей стороне правда. Это к вопросу о Божьем суде…

 

 

 

За 20 лет правления короля Генриха IV во Франции на дуэлях погибло от 8 тыс. до 16 тыс. дворян при общей численности дворянства 300–400 тыс. человек

 

 

На выставке представлен манекен собаки в очень редком доспехе: в XVI веке его использовали во время охоты на опасного зверя

 

Фото: © МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Беседовала Варвара Рудакова