Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Иное отношение

№78 июнь 2021

Запад активно переписывает историю ХХ века. Складывается ощущение, что не за горами тот день, когда виновной во всех мировых войнах объявят Россию

Вот уже несколько лет живя и работая в Бельгии, я столкнулась с неожиданным феноменом. Оказывается, очень трудно объяснить ребенку, который растет в Европе, в чем святость Великой Отечественной войны для любого русского человека. Ведь здесь отношение ко Второй мировой совершенно иное. Впрочем, оно и понятно: чем гордиться, когда Бельгия, к примеру, капитулировала всего через 18 дней, а Франция продержалась чуть меньше года?!

То ли дело Первая мировая. Грандиозные сражения, Верденская мясорубка, битва на Сомме, первое применение химического оружия около города Ипр, откуда пошло название газа иприт. Четыре года кровопролитных боев, гигантские для того времени потери, колоссальные разрушения и слом всех геополитических устоев прошлого мира. Эту войну здесь помнят и чтут, но с одной оговоркой. Роль России странами-победительницами намеренно предается забвению, хотя если бы не жертвенное наступление нашей еще неготовой к этому армии в августе-сентябре 1914 года в ответ на французские мольбы, то Париж бы пал под натиском кайзеровских войск в первые же месяцы той войны. Один из национальных героев Франции маршал Фердинанд Фош недаром сказал: «Если Франция не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству русских солдат». Но их не было ни на параде победы в июле 1919-го, ни на Версальской конференции, где страны-победительницы чертили хрупкий, недолговечный эскиз межвоенной Европы по англосаксонским лекалам. Революция и Гражданская война свели все наши усилия на нет. Так что Франция долгие годы с помпой праздновала свою победу в Первой мировой, вообще не вспоминая о том, кто ей и как помогал.

А вот со Второй мировой так уже не получается. Французы тогда капитулировали, и, если б не генерал Шарль де Голль, страна вполне могла бы оказаться на пыльной полке мировой истории. Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт были против включения ее в список победительниц, но на этом настоял Иосиф Сталин: без СССР Франция не получила бы ни своей зоны оккупации, ни места постоянного члена Совбеза ООН. Однако признать это и чтить подвиг наших солдат, которые отдали свои жизни за освобождение Европы от нацизма, гордым французам едва ли по силам. Потому о Второй мировой и о роли Советского Союза в современной Франции говорят мало и скромно. Да и воевали у них на территории исключительно союзники, общепризнанным лидером которых были Соединенные Штаты. Стоит ли удивляться, что на празднование высадки союзных войск в Нормандии в юбилейный 75-й год со дня Победы российскую делегацию даже не позвали? А американцы к этой памятной дате выпустили монеты, на которых указаны только трое победителей в той войне: в центре – флаг США, а сзади – британский и французский, ни российского, ни даже советского нет и в помине.

В Европе и за океаном нас методично и упорно «выпиливают» из мировой истории, и чем меньше остается очевидцев событий Второй мировой, тем быстрее идет процесс подмены героев. По всей Европе, которая главным агрессором и врагом пытается выставить Россию, сносят памятники, выпускают новые отредактированные учебники, детские игрушки, где советский солдат – это мародер, пишут очерняющие нас статьи, все переворачивают с ног на голову. Работа идет во многих странах планомерно и четко, открыто, без стеснения. Все русофобское нынче снова в моде. Складывается ощущение, что не за горами и тот день, когда виноваты во всех войнах будем только мы одни.

В сегодняшнем нестабильном мире новая война уже идет – и медийная, и экономическая, а кое-где и самая настоящая. Неудивительно, что в развернувшейся схватке за очередной передел мира, камуфлируемый под борьбу за вселенскую демократию, бои за историю занимают не последнее место.

 

Фото: © ВГТРК

Анастасия Попова, собственный корреспондент ВГТРК в 2011–2013 годах в Сирии, в настоящее время – шеф европейского бюро ВГТРК, кавалер медали «За отвагу»