Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События апреля

№88 апрель 2022


780 лет назад

Победа на Чудском озере

Войско Александра Невского дало отпор Ливонскому ордену

 

В начале XIII века в Прибалтику прибыли крестоносцы – рыцарские католические ордена, направленные Римом для покорения местных племен под предлогом их христианизации. В 1230-е годы их отряды вышли к границам русских земель. Папа римский Григорий IX несколько раз объявлял крестовые походы против язычников, а заодно и против православных новгородцев с псковичами. Противостояние шло с переменным успехом, однако победы в самых важных битвах остались за русскими. Благодаря князю Александру Ярославичу в июле 1240 года новгородцы одержали верх над шведским десантом у впадения реки Ижоры в Неву. Именно благодаря этой битве Александр позже получил прозвище Невский. Но вскоре ему пришлось столкнуться с более сильным противником – ливонскими рыцарями, начавшими поход на Русь. Захватчики взяли Изборск, Псков, крепость Копорье. Стоит отметить, что незадолго до этого новгородцы, поссорившись со своим князем, изгнали его и пожелали примириться с ним и позвать обратно, лишь осознав грозящую им немалую опасность. Поборов обиду, Александр вернулся княжить на Новгородскую землю и тут же внезапным ударом освободил Копорье, а затем, получив помощь из Владимира, и Псков. 5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялась битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Войска Ливонского ордена, выстроившись клином (или «свиньей», как говорили об этом летописи), прорвали русский строй, но вскоре были окружены княжеской конницей, ударившей с флангов и решившей исход сражения. Тех, кто уцелел, русские преследовали семь верст. А вот известный сюжет, что неповоротливые рыцари проваливались под лед и тонули, не упоминается в источниках – эта легенда связана с более ранней битвой на реке Омовже (ныне Эмайыги). По условиям мира после Ледового побоища Ливонский орден отказался от всех своих завоеваний в русских землях и даже уступил новгородцам часть Латгалии. В прошлом году на берегу Чудского озера, в районе, где войска легендарного князя разгромили ливонцев, был торжественно открыт монумент «Александр Невский с дружиной».

 

 

250 лет назад

Бесплатная небритость

В России отменен налог на бороду

Бородовой знак. 1705 год

Ярким примером стремления Петра I насадить в России европейские порядки и манеры стала попытка запретить ношение бород. После возвращения из Великого посольства в 1698 году 26-летний царь велел боярам избавиться от растительности на лице и даже собственноручно и публично лишил бороды нескольких представителей знатных родов. Унизительной была эта процедура, но еще большим позором – сам факт потери бороды, ведь ее отсутствие считалось грехом для православного человека. Вскоре вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Конечно, царедворцы и «приказные люди», учитывая вкусы царя, крайне редко сохраняли верность бороде, но купцы, как правило, с растительностью на лице прощаться не желали (хотя «гостям первой статьи» обходилось это недешево – в 100 рублей в год). Выплатившим пошлину в казну выдавался бородовой знак. Крестьянам он был не нужен, но они обязывались платить «в воротах по 2 деньги с бороды», то есть по 1 копейке каждый раз, когда приезжали в город и покидали его. Такой налог, безусловно, был выгоден государству, строившему флот и укреплявшему армию, и преемники первого российского императора не спешили от него отказываться. Лишь 6 (17) апреля 1772 года Екатерина II отменила эту пошлину, но с оговоркой: чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым». Правда, такое требование к тому времени уже потеряло актуальность: городское население привыкло обходиться без бороды. Регламентация растительности на лице в Российской империи сохранялась вплоть до начала XX века: так, в различных родах войск то запрещалось, то разрешалось ношение усов.

 

 

100 лет назад

Прорыв блокады

Запад де-факто признал Советскую Россию

Советская и германская делегации в Рапалло. 16 апреля 1922 года

В апреле 1922 года на конференцию, созванную в Генуе для решения финансовых, экономических и торговых вопросов, прибыли представители 29 государств и 5 британских доминионов. Пригласили на нее и Советскую Россию. В своем выступлении нарком по иностранным делам Георгий Чичерин подчеркнул, что делегация РСФСР приехала сюда «ради вступления в деловые отношения с правительствами и торгово-промышленными кругами всех стран на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания». Увы, равноправных отношений с русскими Запад не желал. Стремясь воспользоваться тяжелым положением страны, экономика которой была разрушена во время Первой мировой и Гражданской войн, Лондон и Париж добивались отказа Москвы от национализации и монополии внешней торговли, а также выплаты ею долгов царского и всех последующих правительств России (в том числе воевавших с большевиками). В свою очередь, советская делегация потребовала возместить потери, причиненные интервенцией и экономической блокадой. Идти на уступки РСФСР была готова лишь при предоставлении займа в миллиард долларов. Когда переговоры зашли в тупик, 16 апреля в курортном городке Рапалло, расположенном неподалеку от Генуи, неожиданно для других участников конференции был подписан советско-германский договор. Стороны установили дипломатические отношения, отказавшись от всех взаимных претензий. Первой реакцией стран Запада на прорыв внешнеполитической блокады России стали взрыв негодования и грубые нападки на советскую и германскую делегации. Натолкнувшись на твердую позицию Кремля, они вынуждены были отступить. В 1923–1924 годах Советский Союз признали Турция, Великобритания, Италия, Франция, Дания и другие страны.

 

 

90 лет назад

 

Дальневосточная твердыня

Основан Тихоокеанский флот

Предшественницей Тихоокеанского флота по праву считается Охотская военная флотилия, созданная по указу императрицы Анны Иоанновны и ставшая первым оплотом России на Дальнем Востоке. К 1917 году в акватории Тихого океана несли боевое дежурство корабли Сибирской и Амурской флотилий. В начале 1930-х возникла необходимость сконцентрировать все морские силы, действовавшие в Японском море и Тихом океане, под единым командованием. 21 апреля 1932 года был создан новый флот – Морские силы Дальнего Востока. Его первым командующим стал действующий начальник Морских сил Балтийского моря, участник Первой мировой и Гражданской войн Михаил Викторов. Современное название – Тихоокеанский флот (ТОФ) – утвердилось в 1935-м. Через два года во Владивостоке открылось Тихоокеанское военно-морское училище, заработали новые кораблестроительные заводы в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Во время Великой Отечественной корабли ТОФ помогали Северному флоту отражать атаки гитлеровских эскадр в Баренцевом море. В ходе Советско-японской войны 1945 года Тихоокеанский флот провел две масштабные десантные операции – Южно-Сахалинскую и Курильскую. В 1950-х он получил мощную группировку подводных лодок, одна из которых – Б-66 – в сентябре 1957 года первой из советских субмарин пересекла экватор и вышла в Южное полушарие. В 1970–1980-х корабли Краснознаменного Тихоокеанского флота, оснащенные ядерным оружием, успешно решали задачи стратегического сдерживания потенциальных противников СССР на тихоокеанском пространстве. Первые десятилетия XXI века стали временем возрождения ТОФ после кризиса 1990-х. Он пополнился отрядом беспилотных летательных аппаратов, атомными подлодками четвертого поколения, ракетными корветами. Для нужд ТОФ был модернизирован корабль слежения за космической обстановкой «Маршал Крылов», не имеющий аналогов в мире. Флот регулярно принимает участие в российско-индийских и российско-китайских учениях. Он был и остается боевой твердыней России на Дальнем Востоке.

 

 

45 лет назад

Внедорожник по-советски

Сошел с конвейера первый автомобиль ВАЗ-2121 «Нива»

На огромном пространстве советского бездорожья долгое время царили автомобили армейского образца, отличавшиеся высокой проходимостью, – ГАЗ-69 и УАЗ-469. Но в начале 1970-х годов Совет министров СССР дал задание конструкторским бюро трех автозаводов (АЗЛК, ВАЗ и Ижевского) – создать гражданский внедорожник, главным образом для колхозов, совхозов и жителей сельских районов. Предпочтение отдали вазовской модели конструктора Петра Прусова – самой комфортабельной и дорогостоящей. Опытные образцы ВАЗ-2121 отлично показали себя во время секретных испытаний, не уступив по проходимости и надежности таким иностранным внедорожникам, как Range Rover и Land Rover 88. Летом 1975 года вышел приказ Министерства автомобильной промышленности «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121», уже получившей «аграрное» название «Нива». 5 апреля 1977 года на Волжском автозаводе сошел с конвейера первый советский внедорожник. Успех «Нивы» определил постоянный полный привод (подключение всех колес к двигателю) в сочетании с комфортным салоном. Она стала родоначальницей нового класса в мире авто – класса кроссоверов. Первоначально планировалось выпускать 25 тыс. полноприводных автомобилей в год, но спрос на них оказался выше – и вскоре план пришлось удвоить, а затем и утроить. «Нивы» нужны были аграрным предприятиям, а кроме того, эту модель хорошо приняли за рубежом и ценили во многих странах – от Польши до Испании. Стоил внедорожник очень дорого – примерно 11 000 рублей. По просьбе Министерства сельского хозяйства цену на него постепенно снижали – до 9000. Конечно, о «Ниве» мечтали и обыкновенные автомобилисты, в особенности дачники. За машиной выстраивались очереди на несколько лет. Впрочем, времена дефицита прошли. Однако и в наши дни новые модификации «Нивы» пользуются спросом в России и идут на экспорт. Всего за 45 лет было выпущено более 2,5 млн «Нив». Это самый популярный в мире автомобиль, созданный отечественными конструкторами.

 

 

20 лет назад

«Благодаря мужеству и героизму»

Президент России объявил о завершении военной стадии конфликта в Чечне

Президент РФ Владимир Путин и глава администрации Чеченской Республики Ахмат Кадыров. 2002 год

Десять лет с начала 1990-х Чечня оставалась незаживающей раной России, будучи одной из первых жертв националистического экстремизма и международного терроризма. Эту тенденцию удалось переломить в 1999–2001 годах в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, которая вошла в историю как Вторая чеченская война. Летом 2000 года главой администрации Чеченской Республики был назначен бывший верховный муфтий Ичкерии Ахмат Кадыров. Организованное вооруженное сопротивление федеральным властям в республике прекратилось. В марте 2002 года в результате проведенной российскими спецслужбами операции удалось ликвидировать действовавшего в Чечне лидера иностранных боевиков-террористов Хаттаба, началась планомерная ликвидация других вожаков бандподполья. 18 апреля 2002 года в своем ежегодном послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин объявил о завершении военной стадии конфликта в Чечне. «Она завершена благодаря мужеству и героизму армейских и специальных подразделений России», – подчеркнул он. «Главная задача нынешнего этапа – это возвращение Чечни в политико-правовое пространство России. Это создание в ней дееспособных правовых институтов и собственных силовых структур. А в перспективе – проведение свободных выборов, полноценная система республиканской власти и экономически устроенная жизнь чеченского народа» – такие цели наметил Владимир Путин. За прошедшие с тех пор 20 лет республике удалось преодолеть послевоенную разруху, восстановить промышленность и сельское хозяйство. Исполнено стратегическое предписание президента: «Каждый житель Чечни или выходец из нее должен ощущать себя полноценным гражданином Российской Федерации».

 

Фото: АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЧУК/ТАСС, LEGION-MEDIA, РИА НОВОСТИ
 

Арсений Замостьянов