Король-крестоносец
№27 март 2017
В Московском Кремле открывается выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». О личности короля, истории и реликвиях знаменитой парижской часовни «Историку» рассказала заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля, доктор исторических наук Ольга ДМИТРИЕВА.
Святой Людовик, король Франции, и паж. Худ. Эль Греко. 1590–1597
Людовик IX (1214–1270) стал первым французским королем, канонизированным Римско-католической церковью. Инициатор двух крестовых походов, он умер в Тунисе во время второго из них. Спустя чуть более четверти века монарх, отличавшийся благочестием и потрясавшей современников скромностью, был причислен к лику святых папой Бонифацием VIII.
Идеал христианского государя
– Почему главным героем выставки в Музеях Московского Кремля стал именно король Людовик Святой?
Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля
– Это чрезвычайно привлекательная и харизматичная личность. Здесь можно провести параллель с его современником – святым благоверным князем Александром Невским. Людовик IX был сильным, прагматичным политиком-воином, который при этом искренне верил в христианские идеалы и был глубоко благочестив. Его благочестие накладывало отпечаток на политику, успехи которой часто определяются духовным настроем государя. Король поражал современников: его вера была квинтэссенцией народной религиозности. Людовик Святой находил идеал в аскетизме возникших в ту эпоху монашеских орденов: францисканского (нищенствующие монахи), доминиканского, цистерцианского. Он покровительствовал им, а в жизни их основателей видел для себя модель поведения. Примером ему служил в первую очередь Франциск Ассизский, который, родившись в зажиточной семье, впоследствии раздал все свое имущество и стал монахом.
В исторической памяти французского народа Людовик IX остался королем, сострадающим бедным. Даже Вольтер, известный своим критическим отношением к церкви, удивлялся, что этот человек, вознесенный к вершинам власти, вел себя так, будто всю жизнь сам страдал и потому понимал страдания других. Король не чурался больных, заходил в лепрозории, мог обнять прокаженного, омывал ноги нищим на Пасху, уподобляясь Христу, подавал им пищу и милостыню. Поэтому совершенно логично, что он соотносил свою политику со стремлением быть справедливым, истинно христианским государем.
– Его правление стало счастливым для Франции?
– Людовик Святой был идеалистом на троне, но не юродивым, не из тех слабых богомольных правителей, которых легко свергают. Он управлял Францией более сорока лет, крепкой рукой держа королевство, как об этом писали современники. Людовик расширил королевский домен, но не потому, что много воевал, а потому, что часто обменивался спорными территориями, предпочитая войне дипломатию. Он никогда не участвовал в чужих распрях, даже если это было политически выгодно. В результате король приобрел авторитет международного арбитра, к его мнению прислушивались. Иностранные монархи и их высокопоставленные подданные нередко приглашали его для урегулирования споров, например во время раздоров в Англии. Он успешно улаживал отношения между императором Священной Римской империи и римским папой.
При Людовике IX пика развития достигла французская готика, ведь именно при нем были достроены все великие готические храмы, включая собор Парижской Богоматери, Реймсский, Амьенский и Шартрский соборы, – гордость страны! Благодаря авторитету Франции и ее короля готический стиль стал панъевропейским.
– Людовику Святому также удалось собрать самую престижную во всей Европе коллекцию христианских реликвий.
– Да, это важнейшее деяние его жизни – и тема, красной нитью проходящая через всю нашу выставку. Людовик видел, как крестоносцы теряют свои завоевания на Востоке, видел успехи мусульман-сарацин и не мог не переживать. В этих условиях во Францию прибыл Балдуин II – правитель Латинской империи. Это государство возникло в результате Четвертого крестового похода: крестоносцы разгромили и разграбили Константинополь, покорив Византийскую империю и превратив ее в Латинскую. Однако положение крестоносцев – как материальное, так и военное – было крайне тяжелым. И новые хозяева Константинополя начали постепенно распродавать то, что попало им в руки, – святыни, почитавшиеся во всем христианском мире, ради которых в город прибывали сотни тысяч паломников. Реликвии хранились во дворце Вуколеон, в личной часовне императора. Поклонение им зафиксировано с IV века: сначала святыни находились в Иерусалиме, а потом были перенесены в Константинополь. Все это досталось крестоносцам после захвата города в 1204 году.
Сент-Шапель – знаменитая королевская часовня на острове Сите в Париже
– А какие именно реликвии там хранились?
– Среди тех святынь, что увидели крестоносцы в дворцовой часовне, были Терновый венец; большой фрагмент Истинного Креста; копье, которым сотник Лонгин пронзил распятого Иисуса; губка, пропитанная уксусом вместо воды и поднесенная Христу; гвозди и узы, которыми его привязывали к столбу во время бичевания. Также там хранились полотенце, которым Спаситель обтирал ноги ученикам во время Тайной вечери, Богородичные реликвии (власы Богородицы, капля ее молока) и часть главы Иоанна Крестителя. Словом, это был комплекс важнейших святынь христианского мира.
Крестоносцы стали думать, как их «реализовать», и начали переговоры с венецианцами, чтобы заложить реликвии. Когда Людовик об этом узнал, он, как христианин и правитель крупнейшего государства Европы, понял, что его долг – исправить ситуацию. Он решил выкупить святыни и первым делом в 1239 году приобрел Терновый венец Спасителя, который тогда уже был отдан в залог венецианскому ростовщику Никколо Квирино. На выставке можно будет увидеть документ о закладе. В дальнейшем Людовик направлял эмиссаров, чтобы выкупить остальные реликвии. Так он получил 22 предмета – почти все, что хранилось в дворцовой часовне в Константинополе.
– Как на это отреагировали подданные короля?
– И проповедники, и народ расценивали приобретение святынь как важный шаг, гарантирующий защиту всему королевству, как создание «щита» для Франции. Данная идея легла в основу нового национального самосознания. Люди были убеждены: Господь дозволил этим сокровищам оказаться здесь именно потому, что они его так почитают.
Значение святынь для верующих той эпохи было неизмеримо велико, и прибытие реликвий во Францию отмечалось очень торжественно. Терновый венец король встречал вместе со всей своей семьей: босыми они с братом несли на плечах реликварий. В Париже Терновый венец сначала поместили в часовню Святого Николая во дворце на острове Сите, но вскоре Людовик решил, что реликвия такого уровня достойна особого здания, и задумал строительство новой королевской часовни.
Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль. Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого». 1401–1500 (Фото: Национальная библиотека Франции/BNF)
Небесный Иерусалим в сердце Парижа
– Так появилась Сент-Шапель?
– Да, ее возвели в очень сжатые для той эпохи сроки: точная дата начала работ неизвестна, но мы можем сказать, что они продолжались от четырех до семи лет. Строительство завершилось в 1248 году, и Сент-Шапель стала хранилищем для Тернового венца и других святынь. Людовик повелел создать то, что впоследствии назвали Большим реликварием, – сооружение в алтарной части капеллы, представляющее собой помост, на который поставили гигантский реликварий, куда, в свою очередь, поместили 20 реликвариев поменьше. В центре всей композиции находился Терновый венец. Во Францию он прибыл в плоской шкатулке с выдвижной крышкой, а позже Венец вложили в роскошную готическую корону, украшенную драгоценными камнями.
– Совсем иное обрамление реликвии и другое ее восприятие!
– Важно, что это отвечало представлениям XIII века. Королевская капелла, построенная Людовиком, явилась воплощением византийской императорской часовни. Отныне французский монарх выступал хранителем величайших сокровищ христианского мира. И в то же время часовня была местом личной молитвы короля и его семьи, закрытым для публики. Лишь по большим праздникам народ мог увидеть реликвии через боковые окошечки, поднявшись из нижней капеллы в верхнюю. Людовиком была реализована фантастическая программа витражей, украсивших всю верхнюю капеллу: пронизанная светом, Сент-Шапель производит невероятное впечатление. Современники писали, что эта часовня – райские палаты, новый Небесный Иерусалим в самом сердце Парижа.
Цветовая эстетика того времени удивительна: примерно до середины XIII века при изготовлении и витражей, и церковной утвари предпочитали использовать яркие, насыщенные, цельные цвета без оттенков – синий, красный, зеленый, желтый. Сент-Шапель стала многоцветной не только благодаря витражам, но также благодаря росписям, раскрашенной скульптуре и утвари, которую делали в основном лиможские мастера. Для знаменитых эмалей Лиможа характерно сочетание двух цветов – насыщенного темно-голубого и золотого. В Средние века оба эти цвета являлись символами божественной красоты.
Навершие посоха с изображением сцены Благовещения. Франция, Лимож. Вторая четверть XIII века (Фото: С.В. СУЕТОВА, К.В. СИНЯВСКИЙ)
Створка диптиха с изображением Страстей Христовых. Северная Франция. Середина XIII века (Фото: А.М. КОКШАРОВ)
Мадонна с Младенцем. Франция. Конец XIII – начало XIV века (Фото: А.М. КОКШАРОВ)
– Каково было политическое значение Сент-Шапель?
– Дело в том, что король стал преемником византийских императоров, он выступал как викарий Христа, обладающий его Венцом. Эту идею хорошо отражает программа витражей королевской часовни, которая отличается от программ других готических соборов. Витражи Сент-Шапель рассказывают всю историю человечества от сотворения мира через мотив зарождения власти в ранней Иудее. Так, есть сцена о поставлении первых начальников над коленами Израилевыми – под ней находилось место короля во время мессы. Далее мы видим ветхозаветных героев, боровшихся за Землю обетованную, – прототипов будущих правителей. Прежде всего это пророк Моисей, ведущий народ, – его посох также хранился в Большом реликварии. Вслед за тем – образы Иисуса Навина, Самсона, Гедеона, а на противоположной стороне нашли отражение истории Эсфири и Юдифи (отсылка-комплимент матери Людовика Святого, которая была его соправительницей). Витражи представляют и ветхозаветных царей Давида и Соломона, считавшихся архетипами праведных королей. А завершается вся композиция изображением самого Людовика, доставляющего Терновый венец во Францию. Таким образом, перед зрителем разворачивается повествование о происхождении власти, причем современность оказывается вписанной во всемирную библейскую историю. Король выступает как духовный лидер, ответственный за спасение своего народа перед грядущим концом света. Это крайне интересное политическое послание.
– Во время Великой французской революции Сент-Шапель и хранившиеся в ней реликвии пострадали?
– К сожалению, да. Для тех, кто творил революцию, эта часовня была воплощением королевского культа. Сент-Шапель украшена королевскими золотыми лилиями и знаками монаршей власти, к тому же в ней находились христианские святыни, которых революционеры не признавали. Когда стали разворачиваться бурные события, Людовик XVI поспешил спрятать реликвии в аббатстве Сен-Дени, но позднее новые власти потребовали их вернуть. Все реликварии, представлявшие собой огромную ценность, отправили на переплавку, Терновый венец был разломан на три части. К счастью, его не уничтожили, а передали на хранение в Национальную библиотеку Франции, где он и лежал до 1804 года без всяких реликвариев. Большая же часть реликвий Страстей Христовых погибла.
Что касается самой Сент-Шапель, то она пострадала не так сильно, как это могло бы случиться. Были расколоты некоторые скульптуры, значительно поврежден декор, но витражи в целом остались на своих местах. Впрочем, надо помнить, что в таком огромном сооружении – а это 720 квадратных метров стекла – потери были всегда, в том числе и до Французской революции. А в конце XVIII века в часовне решили устроить архивное хранилище, и, чтобы поставить шкафы с документами, витражи пришлось заложить снизу на высоту от полутора до двух метров. Соответствующие фрагменты бесценных витражей были демонтированы, и значительную их часть «выбросили» на рынок – так они оказались в руках французских и английских антикваров. Вот почему сегодня мы можем видеть витражи Сент-Шапель в музеях Франции, Англии и даже США. Вопрос о воссоздании облика Сент-Шапель встал после возвращения к власти Бурбонов, с течением времени многие витражи были восстановлены.
Витражи, рукописи и реликварии
– Как возникла идея проведения такой выставки в Москве?
– В 2014 году во Франции широко отмечалось 800-летие короля Людовика Святого, и наши французские коллеги создали потрясающую выставку в Париже, которая проходила в замке Консьержери. По инициативе Центра национальных памятников Франции и его президента Филиппа Белаваля было решено показать шедевры Сент-Шапель и в Москве.
В собственности Центра национальных памятников находятся 12 фрагментов витражей знаменитой королевской часовни, которые и стали основой для нашей выставки. Однако сами по себе витражи мало что объяснят российской публике, поэтому, добавив ряд вещей, мы выработали концепцию, которая позволила бы посетителям прикоснуться к готическому искусству Франции. В качестве партнеров мы привлекли Музей Лувра, Национальный музей Средневековья (Клюни), Национальные архивы и Национальную библиотеку Франции, целый ряд региональных музеев (из городов Монтрёй-сюр-Мер, Эврё и Пуасси), а также Государственный Эрмитаж. Как нам кажется, самое интересное в истории Людовика IX для нашей публики связано именно с реликвиями, которые он выкупил у императора Балдуина II и для которых была возведена Сент-Шапель.
Нижняя крышка переплета Евангелия с изображением Распятия. Франция, Париж. Около 1260–1270 (Фото: Национальная библиотека Франции/BNF)
– Как построена экспозиция?
– Первый раздел рассказывает о Людовике как о творце часовни-реликвария на острове Сите. Он включает уникальную резную скульптуру из дерева «Людовик Святой». Это интерпретация образа монарха во францисканской традиции – король улыбающийся, король милосердный. Здесь же посетители смогут познакомиться с материалами, связанными с восшествием Людовика на престол: к примеру, будет представлен интересный документ, в котором речь идет о призыве французских баронов на коронацию. Дело в том, что Людовик IX стал правителем в возрасте 12 лет, и это был сложный период как для всего королевства, так и для матери будущего короля Бланки Кастильской. Тем не менее бароны приехали и принесли вассальную присягу.
Следующий раздел экспозиции посвящен святыням, обретенным Людовиком на Востоке. Именно здесь можно будет увидеть реликварий Тернового венца, созданный в 1806 году. И конечно, посетителей ждет рассказ о Сент-Шапель как памятнике архитектуры. Этот раздел включает несколько скульптурных фрагментов XIII века: голову короля, фрагмент одной из фигур государей, которыми украшали фасады соборов, голову пророка и замковый камень – причудливую маску, отсылающую к готической традиции декорировать соборы монструозными образами. Безусловно, главными экспонатами здесь станут 12 фрагментов витражей Сент-Шапель. Однако мы хотели познакомить зрителей и с литургической утварью королевской часовни. К сожалению, до нас дошло очень мало предметов из ее сокровищницы. То, что мы демонстрируем, – частичная реконструкция, созданная с помощью экспонатов из разных музейных коллекций. Эти вещи в Сент-Шапель не присутствовали, но это та самая утварь, которая характерна для эпохи Людовика IX. Например, накладные эмалевые пластинки для переплетов богослужебных книг – такие книги он держал в руках. Также у нас можно будет увидеть лиможские эмалевые реликварии из Лувра и из Эрмитажа, мы стремились показать разнообразие их форм.
Людовик Святой. Деревянная скульптура. Франция, Париж. XIV век (Фото: НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ/МУЗЕЙ КЛЮНИ)
– А будут ли на выставке рукописи?
– Обязательно. Мы решили сделать особый акцент на посмертной памяти о Людовике Святом, ведь сформировалась огромная книжная традиция, опирающаяся на материалы процесса по канонизации короля. В течение 27 лет Римская курия собирала доказательства его святости, 330 свидетелей рассказали тогда о благочестивой жизни Людовика и чудесах, которые совершались у его мощей, – и все эти сведения легли в основу жития, зафиксированного в манускриптах. Приехавшие на выставку рукописи богато иллюминированы, в них множество миниатюр, иллюстрирующих каждое из чудес. Это очень интересное свидетельство того, как складывался культ Людовика Святого.
Стоит упомянуть также, что Национальные архивы Франции предоставили нам оригинальные документы с вислыми восковыми печатями: личное завещание Людовика, оригинал буллы 1297 года о его канонизации папой Бонифацием VIII, хартию об учреждении Сент-Шапель. Среди экспонатов хочется отметить и печать Людовика IX, изготовленную во время его пребывания в крестовом походе.
Украшенная драгоценными камнями корона-реликварий. Франция. Около 1260–1280 (Фото: RMN-GRAND PALAIS (MUSÉE DU LOUVRE) / MARTINE BECK-COPPOLA)
– Смогут ли посетители увидеть Терновый венец Христа?
– Нет. Он находится в соборе Парижской Богоматери, и привезти его в Москву невозможно. Но выставка познакомит публику с некоторыми уникальными реликвариями с реликвиями. Один из них – Льежская корона. Долгое время она считалась настоящей короной Людовика, которую он якобы подарил монахам-доминиканцам в Льеже. Впоследствии эта легенда была развенчана: на самом деле ее никогда не носили как корону, это лишь реликварий в форме короны. В ней восемь хрустальных пластинок, за которыми хранятся реликвии – частицы мощей некоторых апостолов и исповедников. Посередине – фрагменты реликвий Страстей Христовых: маленькая частица Креста, частица шипа Тернового венца и частица копья сотника Лонгина. У нас можно будет увидеть и реликварий святого Франциска Ассизского, которого Людовик особенно почитал. На одной стороне реликвария – эмаль по позолоте, изображающая Франциска со стигматами, а на другой – хрустальная пластинка с частицей его мощей.
Сегодня ведутся активные дискуссии о цивилизационных сходствах и различиях Востока и Запада, Византии и Европы. Наша выставка – это рассказ о единых духовных ценностях, о единых корнях, которые сплачивают две цивилизации, а не противопоставляют их друг другу. И это, безусловно, актуально в перекрестный Год культурного туризма России и Франции. Мы надеемся, что выставка станет важной страницей в истории наших культурных контактов и позволит их развивать.
Беседовал Никита Брусиловский
ВЫСТАВКА «ЛЮДОВИК СВЯТОЙ И РЕЛИКВИИ СЕНТ-ШАПЕЛЬ»
продлится с 3 марта по 4 июня 2017 года
Адрес: Москва, Музеи Московского Кремля, Выставочный зал Патриаршего дворца
Режим работы: с 10:00 до 17:00 (кассы с 9:30 до 16:30); выходной – четверг
Никита Брусиловский