Затерянный город Укек
№18 июнь 2016
Средневековый Укек – один из важных административных и экономических центров Золотой Орды – был местом сосуществования самых разных этносов, культур и религий. О том, что представлял собой этот город, «Историку» рассказал старший научный сотрудник Саратовского областного музея краеведения, руководитель археологической экспедиции на Увекском городище Дмитрий Кубанкин.
Фото предоставлено М. Золотаревым
Укек, считающийся одним из первых и крупнейших урбанистических центров Золотой Орды, был развит в ремесленном, торговом и финансовом отношении. Он располагался на берегу Волги, возле устья реки Увековки – сегодня это окраина Саратова. По данным археологических исследований, город тянулся вдоль Волги на расстоянии приблизительно 3 км, над ним высилась гора, которая теперь именуется Каланчой. Исследователи относят основание Укека к последним годам правления Батыя – примерно к 1250-м. Предполагают, что строился этот город пленниками, захваченными монголами в походах.
На прошедшем в конце апреля в Йошкар-Оле заседании межрегионального форума Общероссийского народного фронта «Форум действий. Регионы» археолог Дмитрий Кубанкин рассказал о том, что на месте, где ранее располагался средневековый город Укек, вот уже четыре года проводится фестиваль исторической реконструкции. Первое такое мероприятие привлекло 2–3 тыс. посетителей за один день, а в прошлом году их было уже 27 тыс. В этом году фестиваль откроется 3 сентября. В ходе заседания форума Дмитрий Кубанкин пригласил президента России Владимира Путина принять участие в предстоящем фестивале.
– В литературе встречаются два варианта названия города – Укек и Увек. Как же все-таки правильнее?
– Все зависит от того, о чем мы говорим: если о золотоордынском городе, то это Укек, существовавший в XIII–XIV веках. Далее наблюдается «информационный пробел» (особенно это касается археологических материалов), а к XVIII столетию название, очевидно, трансформировалось в более привычное для русского уха слово «Увек» – так стали именовать поселок на том же месте. Таким образом, правильное обозначение более позднего поселения – Увек, средневекового города – Укек, а археологического памятника – Увекское городище (археологические памятники принято называть по ближайшему населенному пункту).
– Известны ли какие-то обстоятельства возникновения Укека?
– Письменных источников, где есть хотя бы просто упоминание об этом городе, не так уж много. Но мы располагаем, например, рассказом францисканского монаха Гильома де Рубрука – французского посланника, участвовавшего в Крестовых походах и побывавшего в тех землях, что были захвачены монголами. Он писал о посещении в 1250-х годах некоего местечка с переправой через Волгу: новый поселок «татары устроили вперемежку из русских и сарацин» (так он обозначал мусульман; возможно, имелись в виду волжские булгары). Названия поселения де Рубрук не привел, но речь идет, судя по всему, именно об Укеке. Через 10 лет в этих же землях побывали отец и дядя Марко Поло: они из Булгара прибыли в Укек, провели в нем некоторое время, затем переправились через Волгу и далее через Бухару отправились в Самарканд. В книге Марко Поло мы и находим первое упоминание Укека.
Самые ранние археологические материалы, обнаруженные нами, датируются 1270-ми годами, но это вовсе не значит, что до того Укека не существовало. Дело в том, что на данный момент раскопано менее 1% общей площади городища, поэтому информации у нас чрезвычайно мало. Кроме того, самое начало формирования Улуса Джучи (Золотой Орды) – это период, который очень слабо отражен в материальной культуре, в связи с чем его сложно вычленить. Приходится условно говорить об основании Укека в 1250–1260-х годах. Точной даты пока нет, есть только приблизительная.
Раскопки археологической экспедиции Д.А. Кубанкина на Увекском городище
– Насколько свободна сейчас территория Укека от застройки?
– К сожалению, она почти вся застроена. По нынешним подсчетам, площадь всего городища (в период максимального расцвета) составляла примерно 270 гектаров, что практически соразмерно средневековому Милану. Около трети этой территории сегодня затоплено Волгоградским водохранилищем, а остальная ориентировочно на 80–90% занята частными постройками – это основная проблема, сильно затрудняющая исследования. Длительное время вообще считалось, что городища как такового нет, что следы города либо уничтожены частным сектором, либо смыты водохранилищем. К счастью, это оказалось не так. Несмотря на все утраты, у объекта имеется богатейший научно-исследовательский потенциал.
Схематический план Увекского городища. В начале ХХ века близ Саратова проводились широкие археологические исследования и разведочные работы
– Кем являлись жители города в религиозном отношении, каков был его этнический состав?
– Золотая Орда как государство была основана кочевниками. Соответственно, ее элита состояла преимущественно из кочевников, для которых город как таковой не представлял интереса – им нужны были в первую очередь степи. Поэтому строительство городов для Золотой Орды изначально не являлось приоритетом (исключение составляли переправы). Так что главный вопрос: для кого же создавались города, кто в них жил? Ответ очевиден: захваченное монголами население, люди из разоренных ими земель. Прежде всего речь идет о русских княжествах, Волжской Булгарии и мордовских землях.
Если же говорить собственно о данных археологических исследований, то тут мы вынуждены признать, что сталкиваемся с некоторыми проблемами. Археология оперирует вещами, но далеко не каждая вещь сохраняет в себе, так сказать, следы этнического характера. Допустим, у русского населения была специфическая кухня – печи, в которых томили еду. Естественно, изготовлялась особая посуда – горшки, порой весьма грубые. У мордвы в ходу была не менее грубая лепная посуда. При этом известно, что нередко этот народ пользовался и посудой не собственного производства. А вот, в частности, волжских булгар или аланов гораздо сложнее вычленить по археологическому материалу. Возможно, мы еще недостаточно развиты в этом направлении. Поэтому и археологический материал сегодня не позволяет нам четко выделить все этнические группы, которые проживали в Укеке.
Вместе с тем мы однозначно можем утверждать, что древнерусское население здесь было. Об этом свидетельствует весьма высокий процент древнерусской керамики: порядка 27% всей посуды, обнаруженной во время наших раскопок христианского квартала Укека, относится к древнерусской. Для сравнения, в Царевском городище в Волгоградской области (важный золотоордынский мегаполис) этот показатель – менее 0,1%, а в Селитренном городище (столица Золотой Орды – Сарай-Бату) нет вообще ни одной подобной находки.
На основании анализа археологических материалов и данных письменных источников мы можем уверенно говорить о том, что население Укека было многонациональным. Оно и не могло быть иным, поскольку город формировался не из кочевого, а из оседлого населения и принадлежность к определенному этносу здесь существенной роли не играла. Оседлое население, по всей видимости, занималось обеспечением переправы, хождением по реке, рыбной ловлей, ремеслом (в первую очередь гончарным делом). Эти люди были представителями различных этносов, чьи земли оказались захвачены монголами. Естественно, они придерживались разных религий. Сами монголы в то время были язычниками, исповедуя тенгрианство (культ неба). Но при этом они не запрещали других верований и не преследовали их. Скорее даже наоборот: по завету Чингисхана любое духовенство, какую бы конфессию оно ни представляло, избавлялось от уплаты налогов. Таким образом, в Укеке было и христианское, и исламское население, и, конечно, язычники.
– Что можно сказать об экономике Укека, чеканилась ли тут своя монета?
– Укек располагался на границе степного и лесостепного поясов: с юга подступали ханские кочевья, а с севера – леса. Между ними – обширные плодородные земли, где активно развивалось земледелие. На лесных участках также существовали лесные промыслы. Это была своего рода житница, которая кормила нижневолжские золотоордынские города-мегаполисы, включая Сарай-Бату. Очевидно, что одной из составляющих развития Укека являлся сельскохозяйственный сырьевой ресурс. К тому же немалое значение имела переправа через Волгу, обусловившая постоянное движение через город различных посольств, караванов с товарами, что позволяло собирать пошлину.
При хане Токте, на рубеже XIII–XIV веков, Укек чеканил собственную серебряную монету, имевшую весьма широкое хождение. Однако продолжалось это недолго и прекратилось по непонятным пока причинам.
– Велико ли было значение Укека, какое положение он занимал относительно Сарая-Бату и других известных золотоордынских городов?
– Окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Для исследователей золотоордынской археологии Укек представляет огромную важность, поскольку он был одним из первых в Золотой Орде. Большинство крупных и известных городов (Селитренное и Царевское городища, например) возникли уже в XIV веке, когда золотоордынская культура сформировалась и получила дальнейшее развитие. А вот Укек был основан на заре истории Золотой Орды и просуществовал практически до конца XIV века, то есть около 150 лет, – это важный срез, который может продемонстрировать специфику развития золотоордынской культуры в самом центре государства, на границе Нижнего и Среднего Поволжья.
– Почему Укек пришел в упадок? Какие причины были решающими – политические или экономические?
– Обычно чем меньше мы знаем, тем больше различные легенды занимают место научных фактов. Сначала считалось, что город погиб в 1395 году во время нашествия Тамерлана. Эта точка зрения не лишена оснований, так как письменные источники прямо сообщают, что Тамерлан отрядил часть своего войска для набега в сторону Укека (хотя нет четкого указания, что они грабили именно город, а не его округу). Существует и версия о том, что причиной гибели Укека стала природная катастрофа: город расположен в оползневой зоне, где не раз случались мощные оползни. Но наши раскопки показывают, что те оползни, признаки которых мы находим, произошли задолго до основания Укека, поскольку золотоордынский слой располагается поверх этих оползней. Нам не удалось зафиксировать каких-либо четких следов гигантской природной катастрофы, которая оборвала бы жизнь в городе.
Торговый караван, идущий в Китай. Каталонский атлас, 1375 год
– Тогда что же тут произошло?
– Ответ, скорее всего, кроется в общей политической ситуации. В 1350-е годы по Укеку ударила «черная смерть» – чума, вспыхнувшая в Китае и прокатившаяся через всю Золотую Орду. Скученное население, жившее в городе, стало легкой добычей болезни. Соответственно, уменьшились доходы от ремесленников, караванной торговли, казна пришла в упадок. Подняла голову элита, которая ранее подчинялась хану. Началась смута, «Великая замятня» в Золотой Орде – 20 лет непрекращающихся гражданских войн, во время которых смена ханов приобрела постоянный характер. Рушились правила, по которым функционировало все государство: твердая власть хана была основой государственного существования, а без нее наступили беспорядки. Следует отметить, что города Золотой Орды не имели укреплений, ведь раньше кочевники не могли и помыслить о разорении их поселений. Теперь же Укек оказался легкодоступным для любых грабителей, коих развелось немало.
Согласно нашим последним исследованиям, большая резня в Золотой Орде произошла в конце 1360-х годов: целые города были завалены трупами. Возможно, это связано с Мамаем, но пока это лишь гипотеза. Городское население было почти полностью вырезано. При хане Тохтамыше, ставленнике Тамерлана, на время установился определенный порядок. Но как только Тохтамыш попытался проводить независимую политику, он тут же получил удар от Тамерлана: два завоевательных похода окончательно разрушили центральную власть, после чего распад Золотой Орды стал практически неизбежен.
Тамерлан. Реконструкция М.М. Герасимова. Согласно письменным источникам, в 1395 году войска Тамерлана разграбили Укек
Как жить в степи без какой-либо городской защиты при отсутствии централизованной власти? Золотоордынские города стали мишенью для захватчиков, и в итоге люди просто покинули эти места. Население из разграбленных городов двинулось в разные стороны, в том числе и в русские княжества, что поспособствовало распространению производства и ремесел (в частности, гончарного дела). Укек со временем опустел, а потом и вовсе исчез с лица земли, сохранив для истории лишь свое название.
– Может ли Увек стать туристическим объектом?
– Думаю, что он уже таковым стал. Ведь средневековый Укек – исконно многонациональный город, что вообще характерно для Поволжья. Совместное проживание разных этносов и приверженцев различных религий всегда дает яркую, самобытную культуру, вызывающую большой интерес не только специалистов. Наука же, помимо решения чисто теоретических задач, должна служить людям – так и родилась идея проведения на Увекском городище исторического фестиваля, в котором участвуют ведущие реконструкторы, воспроизводящие быт Средневековья. Тем самым научные знания делаются более доступными каждому: история оживает у вас прямо на глазах. Сейчас уже можно уверенно говорить о том, что благодаря фестивалю Увек получает широкую известность, из обычного окраинного поселка превращаясь в значимый туристический объект.
Беседовал Никита Брусиловский
Никита Брусиловский