Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События апреля

№64 апрель 2020

415 лет назад 

Недолгий век Годуновых 

После смерти царя Бориса на престол взошел его сын Федор 

Правление Бориса Годунова не было счастливым. Охвативший большую часть Московского царства Великий голод ослабил позиции самодержца, а его попытки обуздать цены на хлеб и приказ открыть голодающим царские амбары не слишком помогли. В это же время распространились слухи, будто младший сын Ивана Грозного не погиб в Угличе, а «чудесно спасся» и скоро будет в Москве. Осенью 1604 года человек, назвавшийся «царевичем Димитрием Ивановичем», при поддержке польских отрядов и казаков появился в пределах Русского государства. 

13 (23) апреля 1605 года Борис Годунов после обеда отправился в высокий терем, чтобы обозреть Москву. Спустившись, он почувствовал себя дурно и слег в постель, где ему стало еще хуже: из ушей и носа хлынула кровь. По просьбе царя его перед смертью постригли в монахи – такова была старинная традиция московских правителей. Столь внезапная кончина породила множество слухов. Согласно одним, Борис от известий о Лжедмитрии I впал в такое отчаяние, что, стоя на вышке, принял яд. По другой версии, его мог отравить кто-то из приближенных, тайно перешедших на сторону самозванца. Но нельзя исключать и возможности естественной смерти, так как здоровье царя уже давно пошатнулось. 

Престол занял сын Бориса, которого отец готовил к власти, позаботившись о его образовании. Один из современников Годуновых писал о молодом Федоре Борисовиче: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше». Однако царствование Федора продлилось всего полтора месяца, его даже не успели короновать. Юный правитель вместе с матерью Марией Григорьевной был убит людьми Лжедмитрия. Многим в Москве тогда казалось, что с утверждением на троне «законного государя Димитрия Ивановича» все беды останутся позади. На самом деле и царь был ненастоящий, и Смута только начиналась… 

 

125 лет назад

Музей обетованный 

Основан Русский музей императора Александра III 

Будущий император Александр III еще в юношеские годы увлекался искусством: учился живописи, коллекционировал приглянувшиеся работы художников. С тех пор как Александр Александрович обрел статус наследника, времени на занятия стало не хватать, творчество было заброшено, однако страсть к искусству не пропала. Его коллекция стремительно росла. Вступив на престол, он начал покровительствовать художественным организациям и объединениям: способствовал реформированию Академии художеств, созданию школ, поддерживал передвижников. Император задумал основать первый музей русского искусства, но после его смерти в 1894 году это начинание могло надолго оказаться под сукном. Николай II, сын и преемник царя-мецената, решил исполнить отцовский обет, и 13 (25) апреля 1895 года был подписан высочайший указ «Об учреждении особого установления под названием "Русский музей императора Александра III" и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Спустя два года были выработаны положения, подчеркивающие особый статус нового музея и содержащие правила передачи произведений современных художников в Русский музей. Согласно предписаниям, управляющий музеем назначался именным указом из круга членов императорского дома. 

Музей был торжественно открыт для посетителей в марте 1898 года. Тогда в его коллекции находилось около 6500 экспонатов, большинство – из собраний Александра III. За следующие 10 лет их число удвоилось. После революции в Русский музей хлынул поток предметов из национализированных частных коллекций. В наши дни в Государственном Русском музее почти полмиллиона единиц хранения. 

 

105 лет назад

Трагедия геноцида 

В Стамбуле начались массовые аресты армян 

Депортация армян под конвоем турецких солдат. 1915 год

Армяне, исповедовавшие христианство, издавна считались в Османской империи гражданами второго сорта. Им запрещалось носить оружие, они платили повышенные налоги. Не раз армянские поселения подвергались жестоким нападениям со стороны религиозных фанатиков. Ситуация обострилась в условиях Первой мировой войны, когда правительство младотурок открыто относилось к армянам как к потенциальной «пятой колонне». Союзники турок – германские советники – рекомендовали им применять против армянского населения жесткие меры. 24 апреля 1915 года по Стамбулу прокатилась волна арестов: в заключении оказались тысячи представителей армянской элиты. Депортации и арестам подверглись также армяне других турецких городов – Александретты (ныне Искендерун) и Аданы. В мае власти приняли решение выслать армян Восточной Анатолии из мест компактного проживания. При осуществлении этих репрессивных мер турецкое военное командование проводило этнические чистки, учинялись расправы. По разным оценкам, геноцид армян унес жизни от 800 тыс. до 1,5 млн человек. 

Помощь многим армянам пришла из России. В разгар боевых действий на Кавказском фронте русские открыли для армянского населения коридоры на неспокойной турецкой границе. Беженцы получали материальную помощь и право в течение года беспрепятственно устраиваться на жительство в любом российском поселении. Спасти удалось не менее 350 тыс. человек. В наше время 24 апреля – скорбная дата, с которой началась трагедия армянского народа в Турции, – ежегодно отмечается как День памяти жертв геноцида армян в Османской империи. 

 

95 лет назад

Три имени одного города 

Царицын переименован в Сталинград 

Фонтан в Сталинграде на фоне Музея обороны Царицына. 1930-е годы

В 1920-е годы по СССР прокатилась волна переименований различных географических объектов, чьи названия по революционным меркам оказались не слишком благозвучными. Под раздачу попал и волжский город Царицын, название которого вообще-то не имело никакого отношения к канувшей в Лету российской монархии. Имя крепости, основанной в XVI веке, было дано по впадающей здесь в Волгу реке Царице (Сарисе, от тюркск. Сары-Су, что означает «желтая вода»). Однако это объяснение не интересовало энтузиастов, выдвигавших не самые скромные предложения. Один из местных революционеров Сергей Минин хотел назвать город Мининградом – в собственную честь. Его идея, правда, не встретила поддержки. Гораздо заманчивее для городского партийного руководства было переименовать Царицын во славу более высокопоставленной персоны. 10 апреля 1925 года город на Волге стал Сталинградом – в честь бывшего председателя военного совета Северо-Кавказского военного округа, защищавшего Царицын от белой армии. Сам товарищ Сталин проявил куда больше скромности, чем его коллега по партии, незадолго до переименования направив письмо руководству города с просьбой выбрать другую кандидатуру или в крайнем случае не ставить его в неловкое положение приглашением приехать на церемонию. Насколько был искренен Сталин в своем смущении – неизвестно. 

О Сталинграде узнал весь мир в годы Великой Отечественной войны, что, впрочем, не спасло его от дальнейших переименований. В 1961-м в рамках кампании по развенчанию культа личности он стал Волгоградом. Сейчас нередко звучат призывы вернуть его прежнее название, причем как Царицын, так и Сталинград. Последнее предложение было частично реализовано: с 2013-го несколько раз в году Волгоград вновь становится городом-героем Сталинградом – в памятные дни, связанные с историей войны. 

Иосиф Сталин

75 лет назад 

Взятие Кёнигсберга 

Цитадель германского милитаризма пала на четвертый день штурма 

Бои на улицах Кёнигсберга. Апрель 1945 года

В январе 1945 года в ходе Восточно-Прусской стратегической наступательной операции войска 3-го Белорусского фронта разгромили тильзитско-инстербургскую группировку противника, подступили к Кёнигсбергу и окружили его. К обороне этого города германское военное командование готовилось долго и тщательно, надеясь сковать в Восточной Пруссии наступавшие части Красной армии и не допустить их переброски на берлинское направление. Гарнизон Кёнигсберга состоял из четырех пехотных дивизий и отдельных полков. Кроме того, там располагались крепостные части и охранные подразделения. В общей сложности город защищали около 130 тыс. солдат и офицеров. Они имели на вооружении почти 4 тыс. орудий и минометов, более 100 танков и штурмовых орудий. На аэродромах Земландского полуострова базировалось 170 самолетов. По распоряжению коменданта крепости генерала Отто фон Ляша и в самом Кёнигсберге был построен аэродром. 

Штурм города был запланирован на 6 апреля 1945 года. Его предвосхитили мощный авиаудар и артиллерийская увертюра. Они причинили оборонительным сооружениям существенный ущерб. Затем части Красной армии пошли в наступление и уже вечером ворвались в город. На улицах начались кровопролитные бои. Долго сдерживать напор советских войск противник не смог. К исходу 8 апреля гарнизон Кёнигсберга был рассечен на части. На следующий день, осознав бессмысленность дальнейшего сопротивления, генерал Ляш отдал приказ о капитуляции. На допросе он признал: «Мы полностью потеряли управление войсками… Никак нельзя было предполагать, что такая крепость, как Кёнигсберг, столь быстро падет». В плен сдались около 92 тыс. человек. Стать неприступным «германским Сталинградом» столице Восточной Пруссии было не суждено. В 1946 году город получил новое название – Калининград. 

 

50 лет назад

«Фиат» на Волге 

Волжский автомобильный завод дал первую продукцию 

В СССР с конца 1950-х не раз возникали планы создания массового автомобиля. В итоге правительство пришло к решению строить новый автозавод, который был бы способен выпускать не менее полумиллиона современных легковых автомобилей в год. Было ясно, что для этого придется обратиться к зарубежному опыту. Переговоры велись и с западногерманской фирмой «Фольксваген», и с французской компанией «Рено», и с итальянским производителем автомобилей «Фиат». Итальянцы предложили наиболее экономичную модель, и в 1966 году в Самарской области началось строительство автогиганта. Город, которому выпала такая честь, незадолго до этого получил название в память об итальянском коммунисте Пальмиро Тольятти. 

19 апреля 1970 года, накануне столетия со дня рождения Владимира Ленина, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей марки ВАЗ-2101 «Жигули», внешне похожих на «Фиат-124». Правда, для советских условий итальянскую модель модернизировали. Через несколько лет завод уже выпускал более 650 тыс. машин в год. Его первую модель прозвали «копейкой», но стоила она недешево: сначала – 5150 рублей, а через несколько лет – 5500. Вскоре на базе «копейки» был создан и вазовский универсал – ВАЗ-2102, стоивший уже 7000 целковых при средней зарплате по стране в 135 рублей в месяц. Однако спрос на легковые автомобили значительно превышал предложение – и в трудовых коллективах за талонами на продукцию ВАЗа выстраивались длинные очереди. Тем не менее благодаря тольяттинскому заводу автомобильная ситуация в СССР к концу 1970-х годов изменилась кардинально. Количество личных автомобилей росло. На ВАЗ равнялись и другие заводы, выпускавшие легковые машины, – московский АЗЛК, Ижевский автозавод, горьковский ГАЗ… Личные автомобили стали привычной (хотя и чрезвычайно престижной) частью советского быта.

Фото: FINE ART IMAGES / LEGION-MEDIA, FINE ART IMAGES / LEGION-MEDIA, ТАСС

Журнал "Историк"