Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Родоначальник исторического пейзажа

№19 июль 2016

Одним из первых, кто сумел ярко и в то же время правдоподобно показать, какой была древняя Москва, стал художник Аполлинарий Васнецов. Он родился 160 лет назад…

Династия художников Васнецовых происходит из Вятской губернии. Из представителей этой династии наиболее знаменит старший брат Аполлинария – Виктор Васнецов, автор картин «Царь Иван Васильевич Грозный», «Аленушка», «Богатыри». Эти шедевры вошли в золотой фонд Третьяковки. Кстати, и фасад самой галереи был создан по эскизу Виктора Васнецова. А в советскую эпоху известностью пользовался его внук – Андрей Васнецов, последний председатель правления Союза художников СССР…

Начало пути

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Киров). Он был четвертым сыном священника Михаила Васильевича Васнецова – образованного человека, который питал особую любовь к естественным наукам и астрономии. Позднее художник вспоминал, как отец учил его разглядывать звездное небо, наблюдать за природой и происходящими в ней изменениями. По признанию мастера исторической живописи, это сызмальства приучило его быть внимательным к деталям.

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933)

Счастливая, беззаботная пора детства оказалась недолгой: в десятилетнем возрасте Аполлинарий Васнецов потерял мать, а вскоре скончался и его горячо любимый отец. Окончив Вятское духовное училище, Аполлинарий, вопреки традиции, не продолжил отцовское служение и священником не стал. Дело в том, что юноша был увлечен живописью. Его брат Виктор Васнецов, тогда уже ученик Академии художеств в Санкт-Петербурге, рано заметил у Аполлинария художественные дарования и определил его на учебу к живописцу Михалу Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в Польском восстании 1863–1864 годов. Обучение продолжилось в 1872–1875 годах в Петербурге, где с помощью брата молодой человек познакомился с такими мастерами, как Илья Репин, Василий Поленов и Марк Антокольский. Одновременно Васнецов-младший с упоением занимался геологией и астрономией, но все же готовился к поступлению в Академию художеств.

Впрочем, этому его намерению так и не суждено было сбыться: он сам от него отказался и, сдав экзамен на звание народного учителя, уехал в Орловскую губернию преподавать в сельской школе – в ту пору Аполлинарий Васнецов был буквально одержим народническими идеями. Увлечение прошло спустя три года, и, полностью разочаровавшийся в народничестве, он перебрался в Москву, чтобы остаться здесь уже навсегда.

«…В 1878 году, после деревенской жизни, я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами» – так позднее художник вспоминал о том первом времени пребывания в древней столице. Внимание к ее памятникам истории и архитектуры в значительной степени определило его дальнейший творческий путь: пройдет совсем немного времени – и в серии созданных им рисунков оживет поразивший молодого человека город.

Первые этюды, посвященные столице, – «Вид на Крымский мост» и «Кремль и храм Христа Спасителя со стороны Нескучного сада» – были написаны Васнецовым-младшим в 1879 году под наставничеством старшего брата. Однако Аполлинарий учился не только у современников, но и у художников прошлого: в его ранних зарисовках чувствуется влияние городских пейзажей таких живописцев, как Федор Алексеев и Максим Воробьев. Начинающий художник работал и в другом жанре: выполнял рисунки для московской иллюстрированной «Газеты А. Гатцука», а также для петербургских журналов «Всемирная иллюстрация» и «Живописное обозрение». В последнем он публиковал и некоторые свои писательские опыты, напоминавшие скорее подробное описание праздничных обрядов и иных народных традиций и обычаев, нежели собственно художественное произведение. Проведя в русской деревне не один год, Аполлинарий Васнецов хорошо знал народную жизнь.

Илья Репин изобразил Аполлинария Васнецова среди певчих на картине «Крестный ход в Курской губернии» , а Михаил Нестеров написал с него этюд к «Юности преподобного Сергия»

Виктор Васнецов снимал в это время дачу в Ахтырке, расположенной рядом с прославленной подмосковной усадьбой Абрамцево. Здесь, в имении Саввы Мамонтова, в конце 1870-х годов сформировался художественный кружок, состоявший из живописцев, музыкантов, композиторов, актеров и других представителей творческой интеллигенции. Братья Васнецовы органично вошли в это общество, и Аполлинарий приобрел новые знакомства в художественной среде (стоит упомянуть хотя бы о Василии Сурикове, Валентине Серове, Константине Коровине, Михаиле Врубеле и Михаиле Нестерове), получил бесценный опыт и прошел школу признанных мастеров. А кроме того, не раз был запечатлен на полотнах мэтров: так, Илья Репин изобразил Васнецова-младшего среди певчих на картине «Крестный ход в Курской губернии», а Михаил Нестеров написал с него этюд к «Юности преподобного Сергия».

Страсть к изучению Москвы побудила Аполлинария Васнецова совершить необычный поступок: в 1900 году он поднялся над городом на воздушном шаре и сделал зарисовки с высоты птичьего полетаХозяин Абрамцева Савва Мамонтов вскоре приметил молодого живописца и дал ему возможность проявить свой художественный талант: для Московской частной оперы, организованной меценатом, Аполлинарий Васнецов создал эскизы декораций к операм Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и Модеста Мусоргского «Хованщина». Эти работы были по достоинству оценены современниками. Например, критик Владимир Стасов (сын знаменитого архитектора) отметил особую точность исторической реконструкции, проведенной Васнецовым при подготовке декораций. И в дальнейшем художник много работал для театра. На лучших сценах Москвы и Санкт-Петербурга шли оформленные им оперы на русскую тематику: «Садко», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка».

Основатель нового жанра

Однако Аполлинарий Васнецов не оставлял и живопись; разделяя взгляды передвижников на искусство, он дружил со многими из них и принимал активное участие в их мероприятиях. Важной вехой для него стал 1883 год, когда его картину «Серый денек» с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок приобрел сам Павел Третьяков, – это было знаком признания таланта молодого художника знаменитым московским коллекционером.

В 1883 году картину «Серый денек» начинающего художника Аполлинария Васнецова приобрел Павел Третьяков

Вскоре слава пришла к Васнецову-младшему: он стал известным мастером-пейзажистом, показавшим в своих картинах самые разные уголки Российской империи. Художник много путешествовал (Урал и Сибирь, Крым и Украина) и создавал лирические этюды, воспевавшие красоту родной страны. В 1890-х годах он продолжил свои путешествия уже за границей: Васнецов побывал во Франции, Италии и Германии и привез оттуда новые работы. Академия художеств в Санкт-Петербурге, куда он в свое время так и не стал поступать, в 1900 году сама признала его своим академиком с формулировкой «за известность на художественном поприще», а через три года он был избран ее действительным членом. Наконец, в 1901 году Аполлинарий Васнецов взял на себя руководство пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда его пригласили на место скончавшегося Исаака Левитана. Здесь он преподавал до 1918 года.

Продолжая развивать «русскую тему» в своем творчестве, Васнецов всерьез занялся изучением истории и археологии Москвы, ее памятников и достопримечательностей – эта научная работа была необходима, чтобы в целом ряде картин реконструировать облик древней столицы.

Начало удивительной серии исторических рисунков и акварелей было положено в 1891 году, когда художник работал над иллюстрациями к «Песне про купца Калашникова» для юбилейного издания сочинений Михаила Лермонтова, решив правдиво изобразить Красную площадь и Замоскворечье в эпоху Ивана Грозного. Кропотливая работа по воссозданию пейзажей древней Москвы потребовала обращения к историческим источникам и литературным памятникам, старинным картам и зарисовкам путешественников – все эти исследования настолько увлекли Васнецова, что он ушел в них с головой. Страсть к изучению Москвы побудила его даже совершить необычный поступок: в 1900 году художник поднялся над городом на воздушном шаре и сделал зарисовки с высоты птичьего полета. Так рождался новый, особый жанр русской живописи, которому Аполлинарий Васнецов посвятил многие годы, оставшись верным ему до конца своих дней, – жанр исторического пейзажа.

На его картинах известные уголки старой столицы предстают в незнакомом, «несовременном» виде. «Строительство деревянных стен Кремля. XII век», «Москва при Иване Грозном. Красная площадь», «Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век», «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной. XVII век», «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века» – эти и многие другие работы мастера переносят нас в совершенно иной город, позволяющий почувствовать дух прежних столетий.

Москва при Иване Грозном. Красная площадь. 1902

Особый интерес вызывает серия картин, изображающих Московский Кремль в различные исторические эпохи: деревянным он был при Иване Калите, белокаменным – при Дмитрии Донском, а кирпичным стал уже при Иване III. Есть у Аполлинария Васнецова и зарисовки, не связанные с конкретными местами в столице. Например, забавные «Медведчики» представляют одно из популярных развлечений Москвы в допетровскую эпоху, а «Городская площадь XVII века» – шумную пестроту торга в базарный день.

Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. 1901

Исторические картины Васнецова – это не только пейзажи древней Москвы, но и занятные сценки из ее повседневной жизни с колоритными персонажами (от крестьян и уличных торговцев до монахов и знатных бояр), что существенно отличает эти работы от сухой научной реконструкции. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творческой свободой, делать картины, возрождающие прошлое, по-настоящему живописными и при этом максимально близкими к исторической правде.

Пушечно-литейный двор на реке Неглинной. XVII век. 1918 (Фото: А. Свердлов/РИА Новости)

Москвоведческие «штудии» привели Аполлинария Васнецова в Императорское Московское археологическое общество, действительным членом которого он стал в 1906 году. Академик живописи участвовал в археологических раскопках, проводил обмеры и делал зарисовки исторических памятников, подготовил к заседаниям общества более 50 докладов и сообщений, а в 1910 году во втором томе «Истории русского искусства», выходившей под редакцией Игоря Грабаря, опубликовал статью «Облик старой Москвы». Примечательно, что в дискуссиях на съездах общества он не всегда оказывался на стороне защитников старины, считая необходимым учитывать и потребности современного города. К примеру, в 1909 году, когда многие выступали против прокладки трамвайной линии через Красную площадь и настаивали на вынесении протеста от имени Московского археологического общества, Васнецов, наоборот, говорил о важности проекта, потому что Замоскворечье не должно оставаться отрезанным от другой части города.

Московский Кремль при Иване Калите. 1921

Жанр исторического пейзажа стал в творчестве Аполлинария Васнецова основным, но сохранялось при этом и лирическое направление, связанное с давним увлечением астрономией. Ряд созданных художником уже в ХХ веке картин напоминает о его детских годах, о том времени, когда отец учил его наблюдать за звездным небом и привил интерес к этой науке. Пример тому – небольшие полотна «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень» и «Солнечная корона. Полное солнечное затмение в Крыму» 1914 года.

Один в защиту храма

После революции, в 1918-м, Васнецов возглавил Комиссию «Старая Москва», сменив на посту председателя историка и археолога графиню Прасковью Уварову, уехавшую в эмиграцию. При его непосредственном участии проводились археологические исследования во время земляных работ в центре столицы. Поначалу казалось, что в изучении московской старины открывается новая страница…

Московский Кремль при Дмитрии Донском. 1922

Первая половина 1920-х в целом отличалась бережным отношением к памятникам истории и даже их реставрацией, но вскоре все изменилось. В 1927 году было принято решение о сносе Красных ворот, а в 1930-х уничтожение исторического наследия столицы приобрело уже угрожающие масштабы. Аполлинарий Васнецов был одним из немногих, кто публично пытался защитить старинные здания Москвы.

Поистине гражданским подвигом стало его письмо в газету «Известия» с протестом против сноса храма Христа Спасителя, написанное им в 1931 году. Академик живописи призывал одуматься: «Помимо того, что этот памятник – народное достояние огромной материальной ценности, над которым работали более 50 лет, представляет он и несомненную художественную ценность. На его стенах мы видим работы таких известных художников, как Суриков, Семирадский, Марков, Сорокин, Савицкий, Маковский и другие. Кроме того, масса скульптурных изображений, украшающих его наружные стены и бронзовые двери, также сработаны известными в то время скульпторами. Помимо того, прекрасной тщательной работы мраморная облицовка стен внутри храма стоит того, чтобы ее сохранить как художественную и техническую ценность. Разрушить его, конечно, легко, но, когда памятник архитектуры, характерный для целой эпохи, исчезнет без следа, жалеть будет поздно…»

К словам Васнецова, как и к словам других защитников старой Москвы, власти не прислушались: храм Христа Спасителя был взорван в том же 1931 году. А через два года не стало и самого художника. Он был похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Однако москвичи сохранили память о живописце, посвятившем множество работ истории их города. В 1956 году столица отмечала 100-летний юбилей Аполлинария Михайловича Васнецова: главным событием в череде мероприятий стало открытие мемориальной доски на доме № 6 в Фурманном переулке, где родоначальник исторической живописи провел последние 30 лет своей жизни. Тогда же возникло предложение, поддержанное художниками Павлом Кориным, Игорем Грабарем, Сергеем Герасимовым, Кукрыниксами и другими деятелями культуры, создать в квартире Васнецова музей. В 1957 году соответствующее решение было принято Мосгорисполкомом: мемориальная мастерская художника стала филиалом Музея истории и реконструкции Москвы.

Московский Кремль при Иване III. 1921

Но это было лишь началом большого пути. Со временем из коммунальной квартиры расселили всех жильцов, затем в ведение нового музея поступили архив и мебель Васнецова. Во многом стараниями сына художника Всеволода Аполлинарьевича и его супруги Екатерины Константиновны мастерская открылась для посещения в 1960 году, а еще через пять лет музей немножко расширился благодаря тому, что наследники Васнецова переехали из больших комнат в маленькие.

В 1931 году художник отправил в газету "Известия" письмо с протестом против сноса Храма Христа Спасителя: «Разрушить его, конечно, легко, но, когда памятник архитектуры, характерный для целой эпохи, исчезнет без следа, жалеть будет поздно…»

Вновь увеличить площади удалось только через 20 лет: постановлением Моссовета музею была передана соседняя квартира, расположенная с ним на одной лестничной площадке. В новых залах «Моя Родина», «Пейзаж» и «Древняя Москва», отражающих основные темы живописных работ Аполлинария Васнецова, разместилась экспозиция, посвященная его творчеству. Были оборудованы хранилище для фондов, кабинет для работы научных сотрудников и административные помещения. В квартире, где жил сам Васнецов, восстановлены три мемориальные комнаты: гостиная, кабинет и домашняя мастерская. А в 1986 году Музей-квартира Аполлинария Васнецова, как и Дом-музей Виктора Васнецова (этот уникальный дом был построен в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника), вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».

Медведчики. Старая Москва. 1911

Сегодня именно здесь, в квартире на третьем этаже дома № 6 в Фурманном переулке, можно не только познакомиться со многими произведениями Аполлинария Васнецова, но и заглянуть в его творческую лабораторию, ощутить дух его мастерской, в которой рождались бессмертные шедевры, и погрузиться в мир старой Москвы, воспетой выдающимся художником.

Иван Никитин

Иван Никитин