Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События октября

№46 октябрь 2018

400 лет назад

Бой у Арбатских ворот

Русские войска отбили натиск гетмана Ходкевича

Избрание Михаила Федоровича Романова на русский престол в 1613 году завершило период междуцарствия в стране, но не ликвидировало угрозу новой военной интервенции. Польский королевич Владислав по-прежнему считал себя «законным» царем Московским. Польско-литовские войска отошли от Москвы, обосновавшись в Смоленске и его окрестностях для того, чтобы сконцентрировать силы и организовать новое наступление. Поход начался осенью 1617 года, войском командовал великий гетман литовский Ян Кароль Ходкевич.

Портрет Яна Кароля Ходкевича. Неизвестный художник. XVII век (Фото: FAI/LEGION-MEDIA)

Приостановившись на зиму, поляки и литовцы возобновили войну в июне 1618 года. В начале октября они заняли село Тушино и стали готовиться к штурму столицы. В это же время с юга к Донскому монастырю подошла союзная им армия запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Объединенные силы интервентов насчитывали около 25 тыс. человек, тогда как за Москву могли постоять примерно 11,5 тыс. защитников – более чем в два раза меньше. Захватчикам удалось вступить в столицу и занять некоторые районы Земляного города, но в Белый город они не вошли. В ночь на 11 октября Ходкевич ударил с северо-запада и запада, направив свой натиск на Тверские и Арбатские ворота, однако приступ был отбит. Сказался не только высокий боевой дух москвичей, но и мощь стены Белого города: польские лестницы не доставали до ее верха. Штурмовать столицу во второй раз захватчики не стали.

Вскоре похолодало, и осада Москвы была снята. Начались переговоры, и уже в декабре 1618 года между Россией и Речью Посполитой было заключено Деулинское перемирие. Оно было тяжелым для России, но угроза Москве исчезла. Карьера гетмана Ходкевича была фактически завершена, через три года он умер во время войны поляков с турками.

 

205 лет назад

Битва народов

Войска Наполеона I потерпели поражение в грандиозном сражении под Лейпцигом

Сражение между войсками шестой антинаполеоновской коалиции и армией Наполеона Бонапарта близ Лейпцига началось 4 (16) октября 1813 года. Соотношение сил было в пользу союзников, имевших 1385 орудий и около 300 тыс. человек (из них 127 тыс. были русскими). У Наполеона не насчитывалось и 200 тыс. бойцов, он располагал всего 600 орудиями. Однако армии союзников не были сведены в единый кулак, что дало шанс французам громить их поочередно.

Последняя атака Понятовского при Лейпциге. Худ. Р. К. Вудвиль

Первой в наступление пошла Богемская армия фельдмаршала Карла Шварценберга. Вместе с австрийцами в бой вступили и русские войска под командованием генерала Михаила Барклая-де-Толли. В ходе упорного сражения французы прорвали центр обороны союзников и оказались в 800 метрах от ставки российского императора. От возможного плена Александра I спасла контратака лейб-гвардии Казачьего полка генерал-лейтенанта Василия Орлова-Денисова. В тот день подвиг совершил и ефрейтор лейб-гвардии Финляндского полка Леонтий Коренной. Получив 18 ран, он продолжал сражаться. Израненного героя французы отнесли в госпиталь. Коренной стал единственным русским воином, которого Наполеон отметил в приказе по армии для примера своим солдатам. К вечеру первого дня битвы после сильного удара по французам Силезской армии прусского генерала Гебхарда фон Блюхера союзники вернули себе инициативу.

5 (17) октября Наполеон направил предложение о мире в ставку союзных монархов. Мириться с надоевшим дерзким корсиканцем они не пожелали. На третий день французы понесли поражение, а ранним утром 7 (19) октября попытались ретироваться. Сделать это удалось не всем. Около 28 тыс. французов были окружены и попали в плен. После победы союзников под Лейпцигом стало ясно, что крах Наполеона совсем близок.

 

 

130 лет назад

Чудесное спасение

Император Александр III и его семья едва не погибли в железнодорожной катастрофе

Императорский поезд, шедший со скоростью 60 верст в час по Курско-Харьково-Азовской железной дороге, между станциями Тарановка и Борки сошел с рельсов и упал под насыпь. Катастрофа произошла 17 (29) октября 1888 года в 14 часов 14 минут. В этот момент в вагоне-столовой сидели Александр III, 18 персон императорской фамилии, министр путей сообщения.

Константин Посьет и военный министр Петр Ванновский. Это удивительно, но никто из высокопоставленных пассажиров серьезно не пострадал. Их спасло то, что во время крушения стены вагона сдвинулись так, что крыша не упала. У шестилетней великой княжны Ольги была ушиблена спина, а сам Александр III получил удар в правое бедро, в результате чего лежавший в его кармане серебряный портсигар оказался сплющенным. Посьет ушиб ногу, а у главного инспектора казенных железных дорог Карла Шернваля была сломана рука. Погибли лакей, подносивший сливки в момент катастрофы, и собака, лежавшая у ног императора.

Вагон, в котором располагалась прислуга, был полностью разрушен, и все находившиеся в нем погибли. В общей сложности на месте падения поезда был обнаружен 21 труп. Несколько десятков человек получили ранения разной тяжести. Вызванный на место трагедии управляющий Юго-Западными железными дорогами Сергей Витте констатировал, что «поезд вследствие качания товарного паровоза от большой скорости, несвойственной для товарного паровоза, выбил рельс». Потом возникла версия о теракте, однако она не получила подтверждения в ходе расследования, проведенного обер-прокурором уголовного кассационного департамента Сената Анатолием Кони. Вскоре была выпущена медаль «В память чудесного спасения царского семейства».

 

120 лет назад

По системе Станиславского

Состоялось открытие Художественно-общедоступного театра в Москве

Одним из законодателей театральной моды в конце XIX века стал молодой режиссер Константин Алексеев, известный под псевдонимом Станиславский, разработавший собственный метод актерской техники. Станиславский вспоминал: «Мы протестовали и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль». Его соратником на этом поприще был известный театральный критик и драматург Владимир Немирович-Данченко. В июне 1897 года они встретились в московском ресторане «Славянский базар» для обсуждения программных принципов нового театра. Беседа продолжалась более 18 часов. Через год начались репетиции труппы будущего театра.

Наконец 14 (26) октября 1898 года состоялось торжественное открытие Художественно-общедоступного театра в Москве. Слово «общедоступный» означало демократичные цены на билеты, которые могли приобретать представители разных слоев общества. Первым спектаклем нового театра стала трагедия Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Театральную площадку арендовали в саду «Эрмитаж», что в Каретном ряду. В 1901 году из названия театра было убрано слово «общедоступный», он получил аббревиатуру МХТ, ставшую знаменитой, а через год переехал на свой постоянный адрес – в Камергерский переулок, где на средства, пожертвованные Саввой Морозовым, арендовалась сцена в здании промышленника Георгия Лианозова. После перестройки, проведенной архитектором Федором Шехтелем, новый театральный зал включал 1300 мест. Сегодня этот дом в Камергерском переулке известен как одна из лучших театральных площадок в мире.

 

110 лет назад

«И за борт ее бросает…»

Вышел на экраны первый российский художественный фильм

Идея фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин») принадлежала Василию Гончарову, одному из пионеров российского кинематографа. За основу сюжета он взял известную песню Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень», повествующую о том, как атаман Степан Разин расправился с возлюбленной – персидской княжной.

Афиша фильма. Худ. Поль Ассатуров

Достойный технический уровень съемок обеспечил фотограф и предприниматель Александр Дранков. Режиссером стал актер и автор многих театральных постановок Владимир Ромашков. Натурные съемки проходили на озере Разлив недалеко от Петербурга, причем при участии большой массовки. Роль Разина исполнил Евгений Петров-Краевский, знаменитый актер-трагик из труппы Петербургского народного дома, сыгравший на сцене и Отелло, и короля Лира. В кульминационной сцене – когда Стенька поднимает над головой и бросает «в набежавшую волну» несчастную красавицу – актрису подменили манекеном.

Выход фильма сопровождала изобретательная рекламная кампания. На плакате художник Поль Ассатуров изобразил Разина в красной рубахе, с кинжалом на поясе. Премьера состоялась 15 (28) октября 1908 года одновременно в петербургском театре «Колизей» и московском «Аквариуме» и стала заметным событием в художественной жизни обеих столиц. Этот день считается точкой отсчета в истории отечественного игрового кино. Показ длился всего лишь 6 минут 8 секунд, но ему сопутствовало эффектное выступление хора. На фильм ломились. Живые картины воспринимались как диковинка. Зрители жаждали видеть на экране легендарного атамана-разбойника. Кстати, эта кинолента сохранилась: в наше время каждый желающий может посмотреть ее в интернете.

Автор сценария Василий Гончаров

 

60 лет назад

«Как зверь в загоне…»

Борис Пастернак был исключен из Союза писателей СССР

Нобелевский комитет объявил о присуждении Пастернаку премии по литературе 23 октября 1958 года – «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Речь шла о романе «Доктор Живаго», который не был опубликован в СССР. Первое издание вышло в Италии, второе, на русском языке, – в Голландии. В ответ на присуждение Пастернаку Нобелевской премии в Советском Союзе началась мощная пропагандистская кампания, направленная против писателя. Тон задавал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Не отставали и «инженеры человеческих душ». «Литературный Власов», «очернитель», «отщепенец», «Иуда» – такие определения нашли в те дни для Пастернака собратья по перу. Ему вменяли в вину не только «антисоветскую» интерпретацию Октябрьской революции в романе – преступным считался сам факт передачи на Запад рукописи не опубликованной в СССР книги.

Борис Пастернак. Переделкино, 1958 год (Фото: АР/ТАСС)

27 октября постановлением президиума правления Союза писателей СССР Пастернак был исключен из этой организации, в рядах которой он состоял с момента ее создания в 1934 году. В прессе появились призывы лишить Пастернака советского гражданства. В письме на имя Хрущева поэт утверждал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти». Он был вынужден официально отказаться от Нобелевской премии. Откликом на события октября 1958 года стали его стихи:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет.

В 1987-м, на волне перестройки, Пастернака посмертно восстановили в писательском союзе, а в начале следующего года в СССР был наконец-то напечатан роман «Доктор Живаго».

Историк