Китайский взгляд на Путина
№63 март 2020
Что пишут о Путине в Поднебесной и почему российский лидер стал героем китайского фольклора? Об этом в интервью журналу «Историк» рассказал известный российский востоковед, доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ Алексей Маслов
Китайские учебники, равно как и всякие другие – российские, американские, западноевропейские, традиционно освещают прежде всего собственную историю. Так что о современной России там рассказывается очень и очень поверхностно. Как говорит Алексей Маслов, «в основном там просто перечисляются президенты – Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Владимир Путин». Впрочем, с Путиным все не так просто.
Лидеры полураспада
– Что пишут китайцы о наших лидерах?
– Роль Горбачева рассматривается в КНР как негативная, его воспринимают как человека, который развалил страну. Внимание к этому обстоятельству понятно: Китай сам крайне опасается подобных деструктивных явлений.
– А роль Ельцина?
– О Ельцине говорится в абсолютно нейтральной манере, но при этом отмечается, что именно при нем началось заметное потепление отношений между Россией и Китаем, что именно тогда страны перешли к стратегическому партнерству. Впрочем, кое-где упоминается, что он допустил к власти в России различные финансовые группировки, которые стали неподконтрольны государству. Довольно интересно, что это тоже рассматривается с точки зрения китайских проблем, которые в этом смысле очень схожи с российскими.
– То есть китайцы как бы на себя примеряют все это?
– Да, все это совершенно четко ими экстраполируется на себя.
– А антикоммунизм Ельцина как-то отмечается или этого стараются не афишировать?
– Китайцы приписывают весь антикоммунизм Горбачеву, и считается, что антикоммунизм пошел от него, что это он сделал так, что коммунистическая партия пришла к коллапсу.
Герой фольклора
– Что пишут про Путина и нынешнюю Россию?
– Подчеркивается, что Путин начал укрепление России, обеспечивает усиление единства российской территории, активно поддерживает инициативы Китая и т. д. Правда, если говорить об образе Путина в Китае, то следует иметь в виду, что учебниками и официальными публикациями дело не ограничивается…
В китайских магазинах на стойках с политической литературой всегда можно найти книгу о Путине
– То есть?
– Дело в том, что в Поднебесной Путин в известной степени стал героем китайской фольклорной традиции. Мне кажется, что иногда китайское руководство даже беспокоит такой образ российского президента, потому что по сути это образ, которому должен был бы соответствовать лидер КНР Си Цзиньпин, но на деле он таковым не является. То есть жестким по отношению к Западу – как «Путин». Допускающим резкие высказывания и плюющим на какие-то навязываемые ему нормы – как «Путин». И по моим личным наблюдениям, идеологический аппарат китайской компартии не может понять, как правильно подавать в нынешней ситуации Си Цзиньпина, которому крайне тяжело соперничать с героем китайского «мифа о Путине».
– В том смысле, что в общественном мнении есть запрос на большую жесткость?
– Да, на большую публичную жесткость. Получается, что это мифический «Путин» делает то, что Си Цзиньпин должен делать, но на что не решается. Например, не щелкает по носу американцев, не выступает с абсолютно антизападными лозунгами. Действительно, лидер КНР никогда не выступал с антизападными лозунгами, и вообще китайская пропаганда идет не от негатива, а от позитива. Однако, как ни странно, народный запрос на негатив применительно к Западу в Китае достаточно велик: оказывается, население КНР хочет большей жесткости от своего руководителя – прежде всего по отношению к внешним рынкам и внешним игрокам. Иными словами, хочет такого лидера, как «Путин».
Российский лидер стал в КНР и лицом торговых брендов, и популярным героем, к образу которого обращаются художники
– А где существует эта фольклорная традиция? Кого или что можно назвать ее носителями?
– Во-первых, это блогеры, которые на своих страницах восхищаются Путиным. Во-вторых, квазиютьюбовские каналы (не сам YouTube, потому что формально он заблокирован в Китае, а то, что в КНР называется «Юку»), которые рассказывают о России.
На самом деле это скорее побасенки, в которых красноречиво повествуется о том, как «Путин» в очередной раз показал Западу. И хотя на первый взгляд никакого намека на Си Цзиньпина нет, но мысль понятна. При этом довольно любопытно, что в таких побасенках есть принципиальные несовпадения между образом Путина и образом России. То есть в них «Путин» – это такой позитивный образ, былинный герой, а «Россия» – это страна, которая не может решить свои экономические проблемы, точнее, может, но делает это заведомо хуже, чем Китай. Несовпадение этих двух образов, собственно говоря, в КНР никого особо не волнует. Так что идея, согласно которой «Путин крут», присутствует в подобных блогах повсеместно.
Завидный бренд
– Как относятся к этой фольклорной трактовке китайские власти?
– В соответствии с китайской политической традицией представители власти крайне редко вмешиваются в такие вопросы, если только вы напрямую не критикуете саму власть и не угрожаете ее устойчивости. Причем именно политическую власть. Экономические меры вы можете подвергать критике сколько угодно. Вы можете говорить, например, о высоких налогах или сложностях с оформлением документов, потому что это воспринимается в Китае не как критика, а как получение «вестей с мест», иными словами, это обратная связь, сигналы, на которые надо реагировать. Но основы политической власти затрагивать нельзя. А поскольку в этих блогах никто о китайской власти напрямую не упоминает, то и реагировать формально не на что. Хотя, как говорят злые языки, в политическом руководстве КНР есть некоторая настороженность по этому поводу. Даже не настороженность, а скорее опасение, что образ Путина часто перекрывает в фольклоре образ Си Цзиньпина.
Понятно же, что Си Цзиньпин несет ответственность в Китае за все, что происходит, вплоть до коронавируса, а былинный персонаж «Путин» – это абстрактный герой. С него какой спрос? Он всегда «на коне». К тому же он еще является лицом торговых брендов. Большинство пиратских российских или псевдороссийских товаров (мороженое, шоколад и т. д.), которые продаются в Китае, рекламируются при помощи изображений нашего президента: Путин ест шоколад, Путин ест мороженое и т. п. Хотя очевидно, что никаких разрешений на использование образа российского лидера производители товаров не получали, тем не менее этот образ – очень хорошо продаваемый бренд в Китае, чем они и пользуются.
– Как вы думаете, что китайцы напишут в учебниках истории про Путина через 20–30 лет?
– Прежде всего я думаю, что, как бы дальше ни развивалась история, он уже будет оцениваться в Китае позитивно. Во-первых, Путин для китайцев однозначно – собиратель российских земель. Во-вторых, о нем будут рассказывать как о сильном лидере. Сильный лидер, который подавил претендовавшие на власть региональные группировки, – это то, что в настоящий момент очень волнует Китай и всегда волновало, в связи с чем данный аспект тоже найдет свое место в оценках российского президента, который сумел укрепить централизованную власть. К тому же на сто процентов точно будет отмечено, что при этом Путину оказывали весьма сильное противодействие, чем и объясняются экономические проблемы России, которых у нее, с точки зрения китайцев, существенно больше, чем у Китая. Таким образом, фигура Путина в любом случае будет выведена из-под удара.
Почему я с такой уверенностью говорю об этом? Потому что уже сейчас в Китае сформировался образ Путина как российского лидера, который соответствует идеалу, принятому в китайской политической традиции, – справедливый император, делающий свое дело, несмотря на сопротивление несправедливых и нерадивых чиновников и враждебное влияние на ситуацию со стороны Запада.
Фото: РИА Новости
Беседовала Раиса Костомарова