Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

По страницам будущих учебников

№63 март 2020

Что напишут в учебниках истории про эпоху Путина? С этим вопросом журнал «Историк» обратился к руководителям двух академических институтов истории – всеобщей и российской 

 

В отличие от предшествующих периодов российской истории – перестройки и девяностых, по поводу нашего времени, на мой взгляд, в стране имеется определенный консенсус. Думаю, он и найдет отражение в учебниках истории будущего 

Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук, академик РАН 

Во-первых, я уверен, что подавляющее большинство наших граждан признают: эпоха, связанная с президентством Владимира Путина, войдет в историю как период возвращения России статуса державы, с которой миру приходится считаться. Утрата этого статуса, последовавшая за распадом СССР, болезненно переживалась россиянами, и теперь они позитивно оценивают возобновление ранее нами утраченных позиций. И это объективно, это признают и за пределами нашей страны. Сегодня к России разное отношение в мире; мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что есть очень антироссийски настроенные политические силы. Однако даже те, кто критически относится к нашей стране, согласны с тем, что во времена Путина Россия, как они говорят, «поднялась с колен», что она смогла занять достойное место в общем концерте мировых держав. 

Во-вторых, мне кажется, что, несмотря на все сложности, которые у нас есть сейчас в экономике, несмотря на то, что многие люди выражают очевидное недовольство своим нынешним социальным положением, снижением (а вернее сказать, не слишком быстрым повышением) доходов, в общем и целом народ признает: Владимиру Путину удалось многое. Люди стали лучше жить, уверенней смотреть в завтрашний день. Он смог побороть олигархократию, встроив бизнес в общую систему интересов государства. Ему удалось все это сделать, и я думаю, что это также было встречено с пониманием. 

И третье, что, на мой взгляд, останется в памяти: Путин покончил с чеченской войной, благодаря его политике сохранилось российское единство. Я вам должен сказать, что чеченская война имела отзвук не только на Кавказе. Федерализация, которая происходила в стране, грозила обострением противоречий и в других регионах России. Люди это понимали и, как мне представляется, оценили вклад Путина. Так что как минимум по этим трем параметрам эпоха Путина и войдет в учебники истории. 

 

Двадцать лет – срок серьезный, и, полагаю, мы уже можем наметить некоторые основные тенденции, которые, судя по всему, являются довольно важными в жизни нашей страны и нашего народа. А значит, достойны занять свое место в том числе и на страницах учебника истории 

Юрий Петров, директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук 

 

В учебной литературе, на мой взгляд, прежде всего будет отмечена заслуга Владимира Путина, сумевшего существенным образом укрепить государство. То, что президент сделал сначала – вплотную занялся усилением вертикали власти, было совершенно необходимо сделать. Одновременно он поднял авторитет власти, который к концу 1990-х упал уже крайне низко. Исторические традиции России связаны как раз с тем, что без сильной власти общество начинает фрагментироваться, а государство, страна в целом – деградировать, чему мы и были свидетелями на протяжении 1990-х годов. 

К моменту избрания Путина очень остро стоял вопрос о сохранении территориального единства, о прекращении всякого рода сепаратистских выступлений, которые имели место не только по границам страны, но даже и внутри нее. Я допускаю, что если бы президентство Бориса Ельцина продолжилось, то наше государство, наша страна, возможно, утратила бы то единство, которым мы все дорожим. 

Также на повестке дня стояла задача добиться сплоченности российской нации, то есть объединения общества вокруг общих ценностей, чтобы избежать повторения впредь всякого рода внутренних национальных, конфессиональных и прочих конфликтов. Достаточно вспомнить события в Кондопоге: была опасность, что эта тенденция может распространиться гораздо шире по стране. Сегодня, как показывают недавние социологические опросы, проблема межнациональных отношений уже не является столь острой. Это означает, что некоторые успехи (хотя их, конечно, не нужно преувеличивать) все-таки были достигнуты и обстановка взаимоуважения в нашей стране начинает, надеюсь, преобладать в отношениях между нациями, народами и конфессиями. 

 

Фото: РИА Новости, Наталья Львова

Раиса Костомарова