Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что прочитать и что увидеть в сентябре

№45 сентябрь 2018

Русское зарубежье. Великие соотечественники: 100 судеб русской эмиграции в XX веке

Сост. Л.В. Козлов, Р.Г. Гагкуев

М.: Яуза-каталог, 2018

Феномен русской эмиграции только ожидает научного осмысления. Еще предстоит понять сложную, в чем-то парадоксальную взаимосвязь между относительно небольшим количеством эмигрантов (в проценте к населению страны в целом) и силой их влияния на русскую культуру. Ведь именно благодаря эмигрантам она сохранила преемственность как с дореволюционной традицией, так и с тем пластом, который, как в случае с Александром Солженицыным или Иосифом Бродским, был отторгнут в СССР уже в эпоху «развитого социализма».

Биографический подход, выбранный составителями литературно-художественного альбома, помогает увидеть эту связь на примерах конкретных судеб. «Мы не в изгнании, мы – в послании», – провозгласили эмигранты первой волны. Они наводили мосты между русской и мировой культурой, неся тот «свет с Востока», о котором писал философ Владимир Соловьев, обращавшийся к родине с вопросом: «Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?»

Описывать вклад русских эмигрантов XX столетия в науку и искусство разных стран – задача весьма непростая. Федор Шаляпин и Александр Куприн, Иван Бунин и Николай Бердяев, Илья Мечников и Илья Репин – перечислять имена можно очень и очень долго… Интересно то, что советская и русская зарубежная традиции, долгое время развивавшиеся вроде бы на параллельных курсах, в итоге соединились. Михаил Шолохов и Николай Рерих, Сергей Королев и Игорь Сикорский, Александр Дейнека и Василий Кандинский – воссоединение великой культуры было как будто предопределено тем, что она древнее, глубже и устойчивее любой разделяющей политической формы.

Высокий уровень полиграфического исполнения альбома в данном случае не просто приятное дополнение, но и необходимость. Важной частью издания являются рисунки художника-иллюстратора Леонида Козлова, который также написал «Изопослесловие» к книге. Некоторых своих героев он знал лично, других рисовал по фотографиям и более ранним изображениям.

Так, Козлов рассказывает о своей встрече с Никитой Струве – внуком одного из героев книги, депутата дореволюционной Думы Петра Струве, и директором крупного эмигрантского издательства YMCA-Press, который был лично знаком со многими яркими представителями российской эмиграции. Его краткие, но емкие характеристики этих людей могли бы стать прекрасными подписями к их изображениям. К примеру, Бунин – «был букой, всех ненавидел, никого не любил, но талантлив бесконечно». Мельгунов – «томно-мягкий, добрый, но проницательный». Газданов – «на портрете суровее, чем в жизни». Струве – «чересчур романтичный на портрете, а в жизни напористый, динамичный, рвущийся в атаку».

18 сентября – 14 октября

Мюнхен-38

Выставочный зал федеральных архивов

Москва, Большая Пироговская улица, 17

Мюнхенский сговор и последовавшие за ним события – трагический момент в истории Европы. Соглашения, заключенные в столице Баварии, называли «миром на целую эпоху». В реальности же они дали понять Адольфу Гитлеру, что запутанные дипломатические игры западных держав развязывают ему руки для реализации собственных военных устремлений.

Экспозиция, открывающаяся в Выставочном зале федеральных архивов, охватывает период с ноября 1937 года по июнь 1939-го. Она расскажет о возникновении в Чехословакии «немецкого вопроса», который перерос в национальный, а затем и международный кризис, о самой конференции в Мюнхене и принятых на ней решениях, а также о последствиях уступок фашистским агрессорам за счет интересов и безопасности Чехословакии.

На выставке будет представлено около 250 исторических источников – редкие фотографии, уникальные музейные предметы, кинохроника, подлинники секретных сообщений, планов и протоколов. Немалая часть документов – иностранного происхождения, что позволит взглянуть на события в Европе накануне Второй мировой войны с позиции не только советских руководителей, но и зарубежных политиков. Среди экспонатов особый интерес вызывает запись беседы Гитлера с лордом-председателем Королевского тайного совета Великобритании Эдуардом Галифаксом об улучшении англо-германских отношений, а также письмо главы НКВД Николая Ежова наркому обороны СССР Клименту Ворошилову с донесением резидента советской внешней разведки в Париже.

1 августа – 31 декабря

Александр II в Царском селе. «Наконец я дома…»

Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Пушкин, Садовая улица, 7

На первом этаже Зубовского флигеля Екатерининского дворца в Царском Селе проходит выставка, посвященная пребыванию Александра II в загородной резиденции русских монархов. Название «Наконец я дома…» имеет двойной смысл. Эти слова 11-летний наследник престола произнес, вернувшись в Царское Село из своего первого заграничного путешествия. В годы Великой Отечественной войны убранство покоев императора – так же как и залов второго этажа, где жила его супруга императрица Мария Александровна, – было утрачено. И теперь музей предпринял попытку «реконструировать» несколько интерьеров, «вернув домой» предметы обстановки, которые находились там во времена царя-реформатора. Так, в помещении бывшей Азиатской комнаты представлено богато декорированное турецкое холодное оружие, когда-то украшавшее эти стены, кумганы (кувшины) для напитков, благовоний и масел, кофейный столик и костюм Ибрагима-паши.

1 августа – 31 декабря

Старая Москва

Государственный центральный музей современной истории России, филиал «Подпольная типография 1905–1906 гг.»

Москва, Лесная улица, 55

Москва на рубеже XIX–XX веков – это город накануне. Конечно, никто не знал, что всего через пару десятилетий случится революция и история пойдет по принципиально новому пути, однако предчувствие грандиозных перемен уже витало в воздухе… В то время Первопрестольная была бедным городом с богатым населением, единственным крупным европейским городом без газового освещения и канализации. На Садовом кольце высилась Сухарева башня, в Кремле находился знаменитый Чудов монастырь. Стояли памятники императору Александру III и легендарному генералу Михаилу Скобелеву. Тверская, Ильинка, Воздвиженка были не так широки, как сейчас, но столь же шумны и многолюдны. На выставке собраны старинные почтовые открытки с московскими видами той эпохи.

Кроме того, посетители могут посмотреть документальный фильм «Москва в снежном убранстве» француза Жоржа Мейера, который запечатлел город зимой 1907–1908 годов.

14 сентября – 13 ноября

Александр Дейнека. Контуры глобальной эпохи

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Москва, улица Воздвиженка, 5/25

Александр Дейнека считается одним из основателей большого советского стиля в живописи, известного как соцреализм. И как правило, интерес к его творчеству ограничивается масштабными станковыми произведениями. Выставка, подготовленная Музеем архитектуры, продемонстрирует малоизвестную часть художественного наследия мастера – его графику. Она разнопланова, и именно в этих не всегда определенных, законченных и точно направленных линиях прослеживаются контуры будущих монументальных полотен, посвященных индустриализации Донбасса, созданию советской массовой культуры, Великой Отечественной войне. Работы Дейнеки являлись одновременно художественным исследованием, арт-репортажем, авторской оценкой современной истории.

Торговля и торговцы средневековой Руси

Перхавко В.Б.

М.: Академический проект, 2018

Купцов по праву называют первыми отечественными предпринимателями. Истоки зарождения русского купечества прослеживаются с IX–X веков, когда Русь активно включилась в международную транзитную торговлю и воины-дружинники стали участниками данного процесса. При этом, как пишет кандидат исторических наук Валерий Перхавко, государство активно вмешивалось и контролировало внешнюю торговлю с момента ее появления. В товарном обмене в разной степени были задействованы не только купцы, но и представители почти всех социальных слоев средневекового русского общества – от Рюриковичей и феодальной аристократии до ремесленников, крестьян, ямщиков, служилых людей «по прибору» (стрельцов, пушкарей), белого и черного духовенства.

Посольство монахов-кармелитов в России

Магилина И.В.

М.: Центрполиграф, 2018

В 1604 году папский престол отправил дипломатическую миссию монахов кармелитского ордена в Персию. Она должна была заключить большой антитурецкий союз, который атаковал бы Османскую империю одновременно с Запада и Востока. Путь кармелитов лежал через Россию, где они вынужденно задержались из-за начавшейся Смуты. В Москве их встретил «чудом спасшийся царевич Димитрий», который представился тайным католиком и не только обещал им всяческое содействие, но и поделился собственными планами похода на турок. Впрочем, словам Лжедмитрия I монахи не слишком верили, а вскоре стали свидетелями его свержения и множества других событий, превратившись в аккуратных, хоть и небеспристрастных, хроникеров Смутного времени.

Символы и ритуалы в этнической политике России XVI–XIX вв.

Трепавлов В.В.

СПб.: Издательство Олега Абышко, 2018

С начала XVI века многонациональность постепенно становилась неотъемлемым признаком Московского государства и во многом повлияла на его дальнейшее развитие. Награды, звания, особые знаки отличия, поездки правителей по стране, клятвенные ритуалы, визиты ко двору превратились в важную составляющую российской политики. Со стороны высшей власти это было проявление благожелательности и могущества, со стороны подданных – свидетельство их лояльности. Доктор исторических наук Вадим Трепавлов показывает, что, несмотря на господствующие «вертикальные» отношения, русские правители при помощи различных церемониалов демонстрировали благосклонность к инокультурным устоям.

1812 год в судьбе русского народа. Влияние наполеоновского нашествия на состояние городских поселений Центральной России и жизнь их обывателей

Белов А.В.

М.: Политическая энциклопедия, 2018

В центре внимания кандидата исторических наук Алексея Белова – судьба мирного населения, оказавшегося на пути армии Наполеона и испытавшего на себе все тяготы французского вторжения. Особый урон понесли города – именно о них и идет речь в книге. Горожане страдали от целенаправленной политики вражеской армии по разрушению экономического потенциала России, а порой и от действий русских войск, для которых частью своеобразной «скифской войны» стала тактика выжженной земли. Даже после изгнания неприятеля возвращение в родные места превращалось для большинства горожан в борьбу за выживание, и лишь немногие могли позволить себе «роскошь» жить за счет продажи уцелевших вещей.

Российский генералитет эпохи 1812 года

Безотосный В.М.

М.: Политическая энциклопедия, 2018

Лица русских генералов, воевавших против Наполеона, известны прежде всего благодаря Военной галерее Зимнего дворца, которую украшают 332 портрета кисти Джорджа Доу. На нее долгое время ориентировались даже профессиональные историки, хотя список представленных там полководцев далеко не полный. Всего в русской армии служило более 500 генералов. Цель доктора исторических наук Виктора Безотосного историко-антропологическая – описать российский генералитет как социальный феномен. За этими словами – героизм на полях сражений и позиционная борьба за влияние в штабных кабинетах и дворцовых покоях. Конфликтовали ли военачальники на почве национальной принадлежности? Почему они разделились в своем отношении к Кутузову? Кто был выше в иерархии – Барклай-де-Толли или Багратион и почему это вызвало волнения в офицерской среде?

Проблемы реформирования России на рубеже XIX–XX вв. К столетию со дня смерти С.Ю. Витте

Под ред. Э.О. Сагинадзе

СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2018

При всем интересе к истории России рубежа XIX–XX веков Сергей Витте и Петр Столыпин – чуть ли не единственные государственные деятели дореволюционной эпохи, кто привлекает к себе действительно серьезное внимание. За всеми общественно-политическими баталиями о прошлом таится подспудный вопрос: возможна ли в России успешная модернизация? Главная идея конференции, прошедшей в Петербурге в июне 2015 года, состояла в том, чтобы сравнить реформаторский процесс в различных политических условиях: в самодержавном государстве, в период кризиса и революции, при наличии Государственной Думы и политического представительства. Доклады этой конференции легли в основу настоящего сборника.

Российские дети в конце XIX – начале XXI в.: историко-демографические очерки

Жиромская В.Б., Араловец Н.А.

М.: ИРИ РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2018

За сто с лишним лет семейные ценности в России претерпели не столь значительные изменения, как можно было бы предположить. Однако привычное для нас сегодня отношение к благополучию детей как к одному из ключевых смыслов существования общества сформировалось лишь недавно. Большую часть XX века дети оставались один на один с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю страны. Можно сказать, что нынешнее обостренное внимание к их безопасности – следствие того, что общество десятилетиями было не в состоянии защитить их от войн, революций и других социальных катаклизмов.

«Дело чести»: депутаты Государственной Думы и дуэльные скандалы 1906–1917 годов

Иванов А.А.

СПб.: Владимир Даль, 2018

За время работы дореволюционной Государственной Думы конфликты дважды приводили депутатов к барьеру. Николай Марков вызвал Осипа Пергамента за высказанное им предположение, что Марков работает на сыскное ведомство. Алексей Уваров потребовал сатисфакции от Александра Гучкова за то, что тот обвинил его в «наглой лжи». В первом случае дело кончилось примирением, во втором – легким ранением Уварова. Ни один из инцидентов не вызвал в обществе сочувствия к их участникам. Журналисты смеялись над депутатскими дуэлями как над дворянским пережитком, возмущались поведением, недостойным звания членов парламента. И тем не менее пристальным вниманием к теме пресса делала невольную рекламу дуэлянтам, способствуя росту их популярности.

Мейерхольд

Кушниров М.А.

М.: Молодая гвардия, 2018

Одной из самых знаменитых режиссерских работ Всеволода Мейерхольда (1874–1940) был спектакль по пьесе Александра Блока «Балаганчик». Премьера состоялась в конце 1906 года, сам Мейерхольд исполнил в постановке роль Пьеро. Но за деспотический характер и отношение к актерам как к марионеткам современники чаще сравнивали его с другим персонажем, позаимствованным у Карло Коллоди, – Карабасом-Барабасом. Некоторые исследователи даже считают, что в «Приключениях Буратино» Алексей Толстой высмеял именно Мейерхольда (а заодно и Блока – как раз в образе вечно плачущего поэта Пьеро). Толстой написал свою повесть в середине 1930-х годов, когда режиссер оказался в опале. Книга Марка Кушнирова, имеющая подзаголовок «Драма красного Карабаса», рассказывает о судьбе театрального новатора, отвергнутого властью, которую он горячо и искренне принял.

Павел Судоплатов

Антонов В.С.

М.: Молодая гвардия, 2018

Беспризорный одесский подросток, Павел Судоплатов (1907–1996) ушел на Гражданскую войну в 12 лет. Ему едва исполнилось 18, когда он начал работать в только что созданных советских спецслужбах. Во время гитлеровской оккупации руководил борьбой подполья на Западной Украине, после войны обеспечивал разведывательное сопровождение советского атомного проекта. Судоплатов – разведчик-легенда, о котором известно, пожалуй, слишком много для бойца невидимого фронта. Этому способствовали в том числе его собственная литературная деятельность и активное занятие мемуаристикой. Тем ценнее беспристрастное, насколько это возможно, историческое исследование, которое предпринял Владимир Антонов, чтобы отделить миф о генерале Судоплатове от его реального прообраза.

История Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Исаев А.В., Драбкин А.В.

М.: Эксмо; Яуза, 2018

На Великую Отечественную войну можно смотреть с разных позиций. Впрочем, невзирая на то, что о ней написаны сотни книг и тысячи статей, в своем общем масштабе и в конкретных деталях эта война во многом по-прежнему остается «неизвестной». Военный историк Алексей Исаев и активист Артем Драбкин называют ее «временем титанов», для которых чувство постоянной опасности стало обыденным, и представляют первую, с их точки зрения, «деидеологизированную, объективную и честную историю военных лет». Авторы сосредоточились на вкладе в Победу солдат и младших офицеров, подвиг которых затушеван, с одной стороны, традиционным вниманием к действиям командования, а с другой – современными кинофильмами, где бойцов Красной армии зачастую представляют безликой массой с редкими вкраплениями истинных героев.

Прогулки по Европе

Зализняк А.А.

М.; СПб.: Нестор-История, 2018

Впервые этот сборник был издан в единственном экземпляре и подарен выдающемуся лингвисту Андрею Зализняку (1935–2017) к его 70-летию. Книга содержит дневниковые записи и воспоминания ученого о путешествиях разных лет: заметки о жизни в Париже, куда его, студента филфака МГУ, в разгар хрущевской оттепели отправили на стажировку, а также россыпь историй 1988–2003 годов о поездках в Италию, Францию, Англию, Швецию, Германию, Швейцарию. При этом они не хаотичны: из года в год Зализняк приезжал в знакомые места, встречался со старыми друзьями, отмечал происходившие вокруг изменения. Но это не туристический дневник впечатлений – это прежде всего взгляд историка, к тому же отмеченный фирменным чувством юмора Зализняка.

 

Дмитрий Пирин