Новости о прошлом
№23 ноябрь 2016
ПАМЯТНИК ПЕРВОМУ ЦАРЮ
В Орле открыт первый в России монумент Ивану Грозному
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Власти Орла приняли решение увековечить память первого русского царя, который считается основателем города. Автором монумента стал скульптор Олег Молчанов, а открытие памятника было приурочено к 450-летию города. Иван Грозный изображен сидящим на коне, в Казанской шапке, с четками на руке. Жестом он указывает на место для нового города, который и был основан здесь по его повелению в 1566 году.
Это первый в России памятник Ивану IV. Еще до открытия монумента планы по его установке вызвали оживленную дискуссию. Царь правил страной 50 лет, за это время к России были присоединены обширные земли в Поволжье и начато освоение Сибири, впервые созван Земский собор, проведены важные реформы государственного управления, началось развитие книгопечатания. Но вместе с тем разыгралась трагедия опричнины, царское войско учинило страшный погром Великого Новгорода и Пскова, Россия проиграла Ливонскую войну.
В причастности же Ивана Грозного к основанию Орла некоторые ученые сомневаются. По их мнению, формулировка «повелением царя» или «по указу царя» была обязательным элементом государственных документов той эпохи, поэтому ее вовсе не следует толковать буквально, как свидетельство непосредственного участия правителя страны в основании того или иного города.
Противники установки памятника указывают на жестокость Ивана Грозного. Впрочем, их оппоненты убеждены, что не стоит подходить с современными представлениями к событиям XVI века, а самое верное – обратить взоры на Европу: европейские монархи в то время едва ли не «соревновались» в организации массовых казней и кровавых вакханалий, которым опричнина и даже разгром Новгорода значительно уступают по количеству жертв. С таким аргументом не очень-то поспоришь…
Интересно, что в ноябре появится еще один монумент первому царю: его планируют открыть в городе Александрове Владимирской области. В истории этого города фигура Ивана IV, бесспорно, занимает важнейшее место: именно в Александровской слободе находилась резиденция государя, бывшая центром всей политической жизни Московского царства в эпоху опричнины.
СОКРОВИЩА ПЛЮШКИНА
В Пскове обнаружен уникальный клад
В Пскове стандартные охранные раскопки на площадке для застройки подарили ученым настоящий клад – нумизматическую коллекцию, которая охватывает историю российской монеты с XV по начало XX века – от средневековых новгородских и псковских «чешуек» до монет времен Николая II.
В списке найденных предметов встречаются редчайшие экземпляры: это и деньги времен Бориса Годунова, и полуполтина Алексея Михайловича, представлявшая собой четверть европейского талера, и даже рубль, который чеканился при нем же всего один год. Есть и монеты европейского происхождения, например польские.
Клад был упакован в жестяные банки. Помимо нумизматических богатств он содержит весьма любопытную коллекцию орденов, медалей и других наград. Среди них – ордена Святого Станислава, орден Святой Анны, бокалы с вензелями Екатерины II. Большой интерес у специалистов вызвал наградной ковш, украшенный имперским гербом и дарственной надписью, содержание которой прояснит реставрация.
По мнению археологов, обнаруженные предметы могли принадлежать купцу Федору Плюшкину, владельцу одной из самых больших частных коллекций в России. После его смерти часть ее разошлась по различным музеям, а часть была утеряна. Кстати, существует легенда, что именно вывеска на лавке Плюшкиных подарила Николаю Гоголю образ помещика-«коллекционера» из «Мертвых душ».
СДАНА НА ХРАНЕНИЕ
В Санкт-Петербурге демонтирована мемориальная доска с именем финского маршала Карла Густава Маннергейма
Фото: Георгий Поляков/Интерпресс/ТАСС
Поставлена точка в общественной дискуссии, развернувшейся вокруг памятной доски финскому маршалу Карлу Густаву Маннергейму. По инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) доска снята с фасада Военного инженерно-технического института на Захарьевской улице и перенесена в экспозицию в Ратной палате музея-заповедника «Царское Село».
Инициатором установки доски выступало то же РВИО, и открыта она была в торжественной обстановке 16 июня этого года. Необходимость ее появления мотивировали тем, что Маннергейм на протяжении многих лет служил в Русской императорской армии и во время Первой мировой войны командовал несколькими ее соединениями.
Однако после революции Маннергейм ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта, после чего переехал на родину, в Финляндию. А в годы Второй мировой он зарекомендовал себя верным союзником Гитлера в войне против СССР: руководимые им финские войска приняли участие в блокаде Ленинграда, окружая город с севера.
Как известно, артиллерия Маннергейма Ленинград не обстреливала (у Финляндии просто не было дальнобойных орудий), а вот атаки на знаменитую Дорогу жизни, чтобы оборвать хрупкую связь города со страной и сломить сопротивление его жителей, финны осуществляли. Именно на это указывали противники установки мемориальной доски: по их мнению, голод, охвативший блокадный Ленинград, лежит на совести не только гитлеровцев, но и Маннергейма.
Инициаторы же ее установки объясняли, что руководствуются желанием увековечить память героев Первой мировой войны. Однако вместо примирения «красных» и «белых» получился раскол. Неизвестные трижды обливали доску с именем Маннергейма красной краской, подвергалась она и другим нападениям. А проверка, проведенная администрацией Центрального района Петербурга, показала, что правовых оснований для установки мемориальной доски не было.
Кроме того, подала иск в суд 76-летняя блокадница Флора Геращенко, которая продолжает настаивать на принятии соответствующего решения о демонтаже доски. То обстоятельство, что доска, возбудившая столько толков и разногласий, уже удалена, не привело к отзыву иска: заявительница утверждает, что ей необходимо официальное решение судебных органов и правовая оценка произошедшего.
Подготовили Никита БРУСИЛОВСКИЙ и Варвара ЗАБЕЛИНА
Никита Брусиловский, Варвара Забелина