Опыт народного единства
№23 ноябрь 2016
Открытие в Москве на Боровицкой площади памятника святому равноапостольному князю Владимиру – одно из знаковых событий, имеющих прямое отношение не только ко Дню народного единства, но и к народному единству как таковому. Князь Владимир, пожалуй, первым из русских князей осознал значимость духовного единения: главное дело его жизни – Крещение Руси – стало важным шагом в этом направлении.
Православная вера объединила самые разные племена и этносы, населявшие Древнюю Русь, стала основой новой морали и права, заложила фундамент русской культуры – всего того, что и сейчас объединяет миллионы наших сограждан.
День народного единства заставляет нас вспомнить как раз об этом – об общих ценностях, которые нас связывают. Именно эти ценности оказались той спасительной соломинкой, при помощи которой русский народ смог найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации раскола и всеобщего противостояния, едва не разрушивших Россию в начале XVII века.
Преодоление Смуты давно стало частью национального опыта. Но усвоен этот урок нацией или нет? Пожалуй, это – один из главных вопросов нашего времени. Ответ на него приобретает особое значение в преддверии 100-летия революции 1917 года. Ведь забвение этого опыта, как показала история ХХ века, чревато самыми опасными рецидивами смутного времени.
По злой иронии судьбы ровно 100 лет назад и именно в ноябре в России начали происходить события, приведшие в конечном итоге к новой Смуте и новому братоубийству. В конце 1916 года пути власти и просвещенного общества разошлись до опасного предела. «Что это, глупость или измена?» – этот рефрен, прозвучавший в стенах Государственной Думы, эхом отозвался по всей стране. Знаменитая речь лидера самой прогрессивной, как казалось на тот момент, кадетской партии – Павла Милюкова, поставившего под сомнение не только эффективность, но и легитимность действовавшей в то время власти, стала отправной точкой раскола правящей элиты. Этот раскол, в свою очередь, подтолкнул самые радикальные силы общества к самым решительным действиям.
Итогом была самая настоящая революция, камня на камне не оставившая сначала от ненавистного многими прогрессивно мыслящими людьми государства, затем – от самого «просвещенного общества», а потом и от всего российского социума, на долгие годы ввергнутого в пучину непримиримого противостояния и гражданской войны.
Но есть у России и опыт другого рода. Четверть века спустя, в 1941 году, люди самых разных возрастов, социальных страт, национальностей и уровня образования встали на защиту своей Родины, продемонстрировав невиданный героизм и единство целей. Одному из ключевых действующих лиц той героической эпохи – маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову и посвящена главная тема этого номера.
Он родился 120 лет назад – 19 ноября (1 декабря по новому стилю) 1896 года. Среди яркой плеяды советских военачальников, сумевших переиграть на поле боя лучших немецких генералов, Жуков занимает особое место.
Народное звание «маршал Победы» он получил еще при жизни, и, пожалуй, именно оно стало высшей наградой, которой был удостоен увешанный самыми почетными орденами полководец. Это была заслуженная награда. «Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревога Родины, ее потери и огорчения всегда волновали меня больше, чем личные. Я прожил жизнь с сознанием, что приношу пользу народу, а это главное для любой жизни», – писал маршал.
Действительно, главное дело его жизни – разгром полчищ нацистской Германии – стало главным делом жизни миллионов советских людей. Это был не только беспримерный подвиг, но самое яркое доказательство того, что народное единство – отнюдь не эфемерное понятие, а важнейший ресурс нации, непременный залог Победы. Не случайно главный труд последних лет своей жизни – книгу мемуаров «Воспоминания и размышления» – маршал Жуков посвятил простому солдату…
«Я убежден: время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну, – писал Жуков. – Это было необычайно трудное, но и очень славное время. Человек, переживший однажды большие испытания и победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой победе. Это справедливо и для всего народа».
Владимир Рудаков,главный редактор журнала «Историк»
Владимир Рудаков