События сентября
№57 сентябрь 2019
355 лет назад
Ссылка для Аввакума
Один из идеологов старообрядчества отправлен на север
Аввакум Петров появился на свет в селе Григорове, неподалеку от Нижнего Новгорода, в семье священника. Из этих же мест происходил и его главный оппонент – Никон. Судьба привела Аввакума в Москву, где он вошел в так называемый «кружок ревнителей древнего благочестия», одной из целей которого было исправление ошибок в богослужебных книгах. Никон, также входивший в кружок и ставший в 1652 году патриархом, предлагал ориентироваться на греческие образцы, а протопоп Аввакум – на древнерусские. По этой линии и прошел вскоре церковный раскол. Сторонники протопопа получили прозвание старообрядцев, в то время как проводники реформы презрительно окрестили их раскольниками.
Аввакум занял категоричную позицию. Когда уговоры не помогли, его сначала бросили в подвал Спасо-Андроникова монастыря, а затем отправили в сибирскую ссылку. Он вернулся в Москву, когда Никон оказался в опале. Протопопа поселили в Кремле, где его принял царь Алексей Михайлович, но тот не изменил себе, продолжая яростно критиковать церковную реформу и изобличать принявших ее архиереев. 8 (18) сентября 1664 года Аввакум был вторично выслан из Москвы, на этот раз в Мезень близ Архангельска. Вскоре, дав ему еще один шанс отречься от своих взглядов, его лишили сана, наказали кнутом и сослали на Крайний Север, в Пустозерск. Там он провел 14 лет в земляной тюрьме. Испытания не сломили его: Аввакум не только остался при своих убеждениях, но и написал собственное житие, ставшее памятником русской литературы. Кроме того, он посылал обличительные письма в Москву. Одно из них, направленное царю Федору Алексеевичу, стало последней каплей. В 1682 году Аввакум и его сторонники были сожжены в срубе.
310 лет назад
Смерть изменника
При загадочных обстоятельствах скончался Иван Мазепа
Орден Иуды. 1709 год
В молодые годы Иван Мазепа служил гетману на Правобережной Украине Петру Дорошенко, присягнувшему на верность турецкому султану, а затем переметнулся к левобережному гетману Ивану Самойловичу, искреннему стороннику (на тот момент) русской власти. Когда же Самойловича в 1687 году по доносу лишили гетманства, его место при поддержке князя Василия Голицына – фаворита царевны Софьи – занял умевший интриговать Мазепа.
С Петром I у него поначалу сложились отличные отношения: заверив молодого царя в своей преданности, гетман получил орден Андрея Первозванного и богатые земельные пожалования. Когда началась Северная война, он помогал Петру, но в 1707 году посчитал, что удача и сила на стороне противника – шведского короля Карла XII. Царь долго не верил в эту измену, пока в конце 1708 года она не стала очевидной. Мазепу предали анафеме, а чуть позже для него одного по указу Петра специально изготовили орден Иуды с надписью: «Треклят сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится». Получить эту «награду» он, правда, так и не смог. Победа русского войска под Полтавой перечеркнула многие его надежды. Бывший гетман и король бежали на юг, добравшись до Бендер (ныне Молдавия). Там Мазепа и умер 11 (22) сентября 1709 года. Впрочем, как о дате, так и об обстоятельствах его смерти у историков нет единого мнения. Многие тогда говорили о самоубийстве, другие уверяли, что он был заживо заеден вшами. Тело его перевезли в Галац (Румыния) и похоронили в местной церкви. Вскоре могила была разграблена янычарами, а останки Мазепы выброшены в Дунай.
210 лет назад
«Отсель грозить мы будем шведу»
По результатам Русско-шведской войны Россия присоединила Финляндию
Эта война стала последней в длинном ряду русско-шведских конфликтов. Ей предшествовало многомесячное дипломатическое противостояние, в котором Россия выступала в качестве союзника наполеоновской Франции, а Швеция действовала в интересах Британской империи.
Уже в первые месяцы войны, в феврале-апреле 1808 года, русские войска заняли Гельсингфорс (ныне Хельсинки) и крепость Свеаборг. Шведы с помощью британского флота оказали ожесточенное сопротивление на стратегически важных Аландских островах. В марте 1809 года войска под командованием генералов Петра Багратиона и Михаила Барклая-де-Толли совершили беспрецедентный переход через Ботнический залив и, к изумлению шведов, по льду вышли к Аландским островам. Операция завершилась полной победой русской армии. Трофеями победителей стали более 150 кораблей и почти вся артиллерия противника, было захвачено множество пленных. Когда русский авангард, которым командовал генерал Яков Кульнев, пробился к предместьям Стокгольма, шведам оставалось только просить перемирия… 5 (17) сентября 1809 года во Фридрихсгаме (ныне финский город Хамина) стороны подписали мирный договор, согласно которому вся Финляндия, включая Аландские острова, переходила «в вечное владение России». Кроме того, Швеция была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Британии.
105 лет назад
Павший за Отечество
Русский летчик Петр Нестеров первым совершил воздушный таран
Петр Нестеров родился в семье офицера. Как и два его брата, он решил пойти по стопам отца. Окончив кадетский корпус и артиллерийское училище, Нестеров начал тянуть военную лямку во Владивостоке. Тогда и пришло к нему увлечение авиацией. Еще будучи артиллерийским офицером, он построил планер, на котором совершал полеты. В дальнейшем Нестеров представил собственный проект самолета и модернизировал моноплан «Ньюпор-4». Его интересы распространялись не только на технические разработки – он теоретически доказал возможность совершения мертвой петли, а затем, за год до своего рокового тарана, первым в мире выполнил эту фигуру высшего пилотажа, получившую также название «петля Нестерова». Правда, спустя несколько дней его достижение повторил француз Адольф Пегу, что было широко освещено в прессе. Европейское общественное мнение отдавало пальму первенства французскому летчику. Весной 1914 года, когда Пегу приезжал в Россию, он при встрече с Нестеровым признал первенство за ним.
Сразу после начала мировой войны штабс-капитан Нестеров отправился на Юго-Западный фронт. Вскоре австрийское командование назначило крупное вознаграждение тому, кто сможет сбить его самолет. К концу лета 1914 года выдающийся русский летчик совершил 28 боевых вылетов. Поскольку аэропланы того времени были слабо вооружены (основной задачей авиации считалась разведка), он разрабатывал план тарана как эффективного способа атаки в воздушном бою. 26 августа (8 сентября) 1914 года Нестеров направил свой легкий аэроплан наперерез тяжелому австрийскому. Он собирался нанести удар колесами собственной машины по поддерживающим поверхностям вражеского аппарата, однако из-за ошибки в расчете врезался в него мотором. Русский летчик умер в воздухе, ударившись о ветровое стекло, подброшенный ударом. Австрийские пилоты погибли при столкновении с землей.
Делая расчеты, Нестеров считал, что воздушный таран можно произвести, избежав гибели. В марте 1915 года другой русский ас, поручик Александр Казаков, совершил таран по плану Нестерова, после чего сумел благополучно приземлиться.
100 лет назад
Питомник мастеров экрана
В Москве создана первая в мире государственная киношкола
С конца XIX века кинематограф стремительно завоевывал сердца поклонников, однако долгое время новая индустрия обходилась без системы специального образования. Первой в мире стала Государственная школа кинематографии, открывшаяся 1 сентября 1919 года в Москве.
Поначалу положение школы было скромным: она занимала две комнаты в доме на Тверской улице. В первый год был объявлен набор в мастерскую кинонатурщиков, иными словами – актеров. Слушатели получали навыки по многим дисциплинам, среди которых значились мимическая выразительность, фехтование, танцы, гимнастика. Спустя четыре года появился факультет киноинженеров, то есть операторов, а затем мастерские режиссуры и мультипликации. Государственная киношкола пережила множество переименований и переездов. Только в 1950-х годах Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) – такое название получила школа – переехал в собственное, специально для него построенное здание. В 1986 году институту было присвоено имя Сергея Герасимова – выдающегося режиссера, актера и сценариста, который преподавал здесь многие годы. Несмотря на то что за прошедшие сто лет в нашей стране было открыто множество учебных заведений, нацеленных на подготовку специалистов в области кинематографии, ВГИК по многим параметрам остается вне конкуренции. Например, именно он является единственной государственной киношколой в России, обладающей собственной учебной студией с полным циклом кинопроизводства.
35 лет назад
От Байкала до Амура
Уложено «золотое звено» БАМа
Байкало-Амурская магистраль оказалась последней «великой стройкой социализма». Пропаганда превратила ее в своего рода индустриальный блокбастер: строителей БАМа прославляли в песнях, фильмах, еженедельных телепередачах. За 10 лет в труднейших климатических условиях бамовцам удалось проложить в непроходимой тайге свыше 4000 километров пути, построить более 2000 мостов, 10 тоннелей, около 100 железнодорожных станций и разъездов. Курировал всесоюзную молодежную стройку комсомол. Во всех городах страны развернулось соревнование за право получить комсомольскую путевку на БАМ. На самых сложных участках работали солдаты железнодорожных войск под командованием опытных офицеров-путейцев. Десятки бамовцев стали Героями Социалистического Труда. Вокруг трассы выросли города и поселки – Тында, Северомуйск, Звездный…
29 сентября 1984 года в 10 часов 10 минут по московскому времени на читинском разъезде Балбухта замкнулся 4135-километровый рельсовый путь от Советской Гавани на Тихом океане до Тайшета. Символическое «золотое звено» под стрекот многочисленных фотокамер, в торжественной обстановке уложили ударные бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского. После этой стыковки БАМ стал единой системой. Трасса заработала.
В 1990-е Байкало-Амурскую магистраль объявили «дорогой в никуда» и крупнейшей ошибкой Госплана. Однако время опровергло скептиков. В последние годы магистраль возродилась. Значение бамовских участков возросло в условиях активного экономического сотрудничества России с Китаем. Увеличился объем грузовых поставок, началась модернизация всех коммуникаций, строятся новые ветки. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу: к 2024 году в полтора раза повысить пропускную способность БАМа. Магистраль оказалась востребованной современной Россией.
Журнал "Историк"