Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События апреля

№52 апрель 2019

(Фото: Legion-Media)

315 лет назад

Сигнал для мореплавателей

В Санкт-Петербурге зажжен первый русский маяк

Родиной первого русского маяка стал Санкт-Петербург – любимое детище Петра I. В мае 1703 года на Заячьем острове в устье реки Невы был заложен Государев бастион, с которого началось строительство Петропавловской крепости. 4 (15) апреля 1704 года над бастионом вспыхнул сигнальный огонь для мореплавателей. Первый маяк представлял собой фонарь со свечами, которые зажигали в темное время суток. Несколько лет ночами он светил над Государевым бастионом Петропавловской крепости. Вскоре город разросся, и тот маяк потерял свое значение. По распоряжению Петра были устроены новые маяки на Балтике. К указам об их постройке царь-мореплаватель иногда прилагал собственноручный схематический чертеж будущего сооружения.

В 1719 году Петр повелел возвести маяк на мели напротив Красной Горки, где разбился корабль «Лондон», купленный в Англии в 1714-м. Эта отмель и в наши дни носит название Лондонской. К петровским временам относится и строительство первых русских маяков на Каспийском море. Маяки тогда освещались свечами, сухим фашинником, реже – углем. Наблюдение за работой этих сигнальных сооружений поручалось унтер-офицерам с матросами, лоцманам, солдатам, в отдельных случаях – местным крестьянам.

Несмотря на то что кораблестроение после смерти Петра Великого пришло в упадок, правительственные маяки не были заброшены. Напротив, их количество постоянно увеличивалось. Официальной датой создания централизованной маячной службы России считается 27 мая (8 июня) 1807 года, когда император Александр I утвердил положение «О содержании маяков и штате маячной команды».

 

220 лет назад

«Иди спасать царей!»

Александр Суворов отправился в Итальянский поход

После перехода Швейцарии и Италии под власть революционной Франции, в сентябре 1798 года, была сформирована Вторая антифранцузская коалиция, в которую вошли Великобритания, Австрия, Россия, Неаполитанское королевство, Швеция, несколько немецких княжеств и Турция. Главные боевые действия должны были развернуться в Северной Италии, занятой французами. По предложению союзников главнокомандующим коалиционной армией стал русский фельдмаршал Александр Суворов. К тому времени он уже два года пребывал в отставке и опале, но, учитывая важность кампании, император Павел I позволил старому полководцу «воевать по-своему». «Иди спасать царей!» – таков был наказ государя. И фельдмаршал не стал медлить.

Битва при Треббии. Худ. А.Е. Коцебу. 1889 год. Фрагмент

4 (15) апреля 1799 года он прибыл к русским войскам в Верону, а на следующий день перешел с ними в Валеджо, где встретился с австрийскими частями. Так начался Итальянский поход. Первым делом Суворов приказал спешно обучать союзников основам русского штыкового боя. Вскоре 43-тысячная русско-австрийская армия достигла реки Адды, где состоялось первое генеральное сражение той кампании. Союзникам удалось наголову разбить французов, которыми командовал знаменитый генерал Жан Виктор Моро. Затем русские войска заняли Милан. Жители города встречали Суворова как триумфатора. До середины августа ему удалось разгромить французские революционные армии еще в двух битвах – при Треббии и Нови. Успех сопутствовал антифранцузской коалиции и при взятии крепостей. После этой серии побед Суворов предполагал поход на Париж, чтобы окончательно сломить натиск Франции и обезопасить Европу от агрессии, исходившей от «вольнодумных галлов». Но это не входило в планы австрийцев…

 

 

120 лет назад

За Бутырской Заставой

В Москве пущен первый электрический трамвай

К 1899 году трамваи уже ходили во многих городах Российской империи: Киеве, Нижнем Новгороде, Курске, Севастополе, Орле… Но Москва, как и Санкт-Петербург, славилась конкой – конной железной дорогой, владельцы которой долго сопротивлялись открытию электрических трамвайных линий.

Основные строительные работы на первой московской трамвайной линии завершились в январе 1899 года. Вагоны заказали на гамбургском заводе. На углу Новой Башиловки и Нижней Масловки было создано Бутырское трамвайное депо – «электрический парк», как называли его в то время. Именно там 25 марта (6 апреля) 1899 года в четыре часа дня начался торжественный молебен по случаю пуска первого московского электрического трамвая. В церемонии принимали участие московский губернатор Александр Булыгин и городской голова князь Владимир Голицын. После поздравительных речей почетные гости с небольшими временными промежутками на пяти трамваях отправились из депо к Петровскому парку – конечной станции линии. «Все находившиеся в вагонах воочию убедились в преимуществах электрической тяги пред конной; со всех сторон высказывались пожелания, чтобы Москва поскорее покрылась сетью электрических трамваев», – писали в те дни «Московские ведомости».

Один из первых московских трамваев у Страстного монастыря. 1899–1901 годы

Регулярное движение трамвая от Бутырской Заставы до Петровского парка открылось на следующий день. Первые московские трамваи курсировали с интервалом в 14 минут с восьми часов утра до восьми вечера. Скорость движения достигала 27 км/ч. Билет стоил 6 копеек. Вскоре трамвай стал главным видом общественного транспорта в Белокаменной. К 1918 году московская трамвайная сеть разрослась до 323 км. Значение трамвая несколько уменьшилось после появления автобусов и троллейбусов, а в особенности – после открытия метро. Но и в наше время протяженность столичных трамвайных путей составляет 418 км, и мы по-прежнему не можем представить Москву без трамвая.

 

115 лет назад

Трагедия у Порт-Артура

Подорвался на мине и затонул флагманский броненосец «Петропавловск»

Гибель броненосца «Петропавловск». Худ. А.В. Ганзен

Русско-японская война началась зимой 1904 года с нападения на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура. Вскоре японцы высадили многочисленный десант в Корее. В конце февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Степан Макаров, принявший энергичные меры для повышения боеспособности русских военно-морских сил.

Вечером 30 марта (12 апреля) он отправил на разведку несколько миноносцев. Ночью в темноте миноносец «Страшный» (командир – капитан 2-го ранга Константин Юрасовский) сбился с курса и наткнулся на отряд японских военных кораблей. На рассвете начался бой. Из Порт-Артура на помощь «Страшному» устремился броненосный крейсер «Баян» под командованием капитана 1-го ранга Роберта Вирена, но миноносец пошел ко дну еще до его подхода. «Баян» сумел спасти из воды лишь пятерых моряков и вступил в неравное сражение с японскими кораблями. Вирену пришлось прекратить спасательную операцию и взять курс на Порт-Артур, когда на горизонте показался отряд вражеских крейсеров.

Навстречу «Баяну» уже шла русская эскадра во главе с броненосцем «Петропавловск». На этот раз до стрельбы дело не дошло, поскольку японцы сочли за благо повернуть обратно. Повернул назад и «Петропавловск». Казалось, что самое страшное позади. Однако в 9 часов 39 минут раздался мощнейший взрыв: флагманский броненосец наскочил на мину, поставленную ночью японским заградителем «Кориу-Мару». Макаров, спеша на выручку «Баяну», не отдал приказа протралить рейд – и эта поспешность оказалась роковой. Огромный корабль затонул за несколько минут. Погибли начальник штаба командующего флотом контр-адмирал Михаил Молас, 27 офицеров, 630 матросов и находившийся на борту «Петропавловска» известный художник-баталист Василий Верещагин. Невосполнимой потерей стала гибель вице-адмирала Макарова. Спастись удалось немногим, в том числе командиру броненосца капитану 1-го ранга Николаю Яковлеву, 6 офицерам и 30 матросам, а также великому князю Кириллу Владимировичу, двоюродному брату императора Николая II. За три недели до трагедии 31 марта (13 апреля) 1904 года он стал начальником военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане.

 

100 лет назад

«Великий почин»

В Москве прошел первый коммунистический субботник

Весной 1919 года в России бушевала Гражданская война. Еще не был очевиден ее исход. Уровень жизни в стране катастрофически упал, производство почти остановилось. Именно в это время впервые прозвучало слово «субботник».

Вечером 12 апреля, в субботу, в депо Москва-Сортировочная, относившемся к Казанской железной дороге, появились 13 членов местной партийной ячейки во главе с ее председателем слесарем Иваном Бураковым и двое беспартийных железнодорожников. Несмотря на то что рабочий день закончился, они принялись ремонтировать паровозы и покинули депо только в шесть утра. Таким был их отклик на недавний призыв председателя Совнаркома Владимира Ленина улучшить работу железных дорог. Выходить на смену в ночь с субботы на воскресенье постановили «до полной победы над Колчаком».

Памятник первому комму- нистическому субботнику на улице Буракова в Москве

Примеру рабочих депо Москва-Сортировочная последовали и в других городах Советской России. Постепенно такие субботники приобретали все более масштабный характер. Первый массовый субботник состоялся на той же Московско-Казанской железной дороге 10 мая: на работу добровольно вышли 205 человек. В мае-июне 1919 года в одной только столице было организовано 30 субботников, в которых приняли участие более 1500 человек.

В июле того же года отдельной брошюрой была опубликована статья Ленина «Великий почин», посвященная коммунистическим субботникам. Вождь объявил их «фактическим началом коммунизма» и отметил, что благодаря им значительно увеличивается производительность труда. 1 мая 1920 года он сам участвовал в субботнике на территории Кремля.

В 1957 году в депо Москва-Сортировочная открылся музей, экспонаты которого рассказывают о первых субботниках. В частности, сохранился даже один из отремонтированных в 1919-м паровозов. Субботники превратились в знаменитую советскую традицию, однако уже в 1930-х годах участие в них стало «добровольно-принудительным», причем не только для коммунистов, но и для беспартийных. Эта традиция не прерывалась вплоть до распада СССР.

 

 

50 лет назад

Бриллиант Леонида Гайдая

Состоялась премьера фильма «Бриллиантовая рука»

Идея комедии о неудачной попытке контрабандистов провезти драгоценности через границу в гипсе возникла на основе реальных событий: Яков Костюковский, один из будущих авторов сценария, прочитал в газете «За рубежом» заметку о швейцарской банде, которая действовала схожим образом. Центральную роль простодушного и честного отца семейства Семена Семеновича Горбункова в фильме исполнил знаменитый артист и цирковой клоун Юрий Никулин. В «Бриллиантовой руке» снялась вся его семья: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим – мальчика, «идущего по воде».

Ко многим ярким эпизодам картины могла придраться цензура, и режиссер Леонид Гайдай пошел на хитрость. В концовке легкомысленной комедии он поместил кадры ядерного взрыва и заявил, что готов идти на любые уступки, кроме финала, который «отражает сложность международной обстановки». В итоге ему удалось отстоять все спорные сцены в обмен на исключение «ядерного взрыва»…

Юрий Никулин в роли Семена Горбункова и Григорий Шпигель и Леонид Каневский в роли контрабандистов (Фото: РИА Новости)

28 апреля 1969 года фильм появился на экранах кинотеатров. Критики встретили его без восторга, зато зрители «Бриллиантовую руку» полюбили сразу. Этому способствовали и пошедшие в народ крылатые фразы, и ставшие популярными песни композитора Александра Зацепина. Миллионы людей повторяли вслед за героями комедии: «Шел. Поскользнулся. Упал. Закрытый перелом. Потерял сознание. Очнулся – гипс!» – и напевали «Песенку про зайцев». До конца года фильм, поставивший в 1969-м рекорд советского кинопроката, посмотрело около 77 млн зрителей. Еще более широкую аудиторию привлекли телевизионные показы нестареющей киноленты. Со временем стало ясно, что Гайдаю удалось создать «бриллиантовую» пародию на детектив и одну из самых смешных комедий в истории кино.

Историк