Вечный Рим
№25 январь 2017
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», знакомящая с сокровищами ватиканской коллекции живописи.
Видение святой Елены. Худ. Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Около 1575–1580 (PHOTO © VATICAN MUSEUMS/ФОТО © МУЗЕИ ВАТИКАНА)
Идея проведения выставки возникла несколько лет назад во время встречи президента России Владимира Путина и папы римского Франциска. Президент и понтифик договорились организовать в Москве экспозицию из собрания Музеев Ватикана, а в Ватикане – выставку из коллекций российских музеев.
Без малого десять процентов
Выставка Roma Aeterna, что в переводе означает «Вечный Рим», поистине уникальна. Впервые в истории за пределы папских владений вывезены выдающиеся произведения живописи в таком количестве – 42 шедевра из Пинакотеки Ватикана, созданные в период с XII по XVIII век. По словам нового директора Музеев Ватикана Барбары Ятты, в Пинакотеке хранится всего около 470 работ художников, так что в Москве сегодня представлено почти 10% ее собрания.
Открывая выставку, президент Губернаторства Государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло в шутку заметил, что Ватиканская пинакотека была буквально опустошена, ведь ее главные шедевры уехали в столицу России. Подобное «опустошение» ранее имело место лишь в конце XVIII века, когда император Франции Наполеон I увез с собой в Париж жемчужины папской коллекции, которые впоследствии, после падения Бонапарта, были возвращены в Ватикан.
Чтобы посетители смогли лучше прочувствовать атмосферу Вечного города, экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично. Как пояснил куратор выставки Аркадий Ипполитов, пространство самого крупного зала было организовано в виде круга, напоминающего площадь собора Святого Петра, а бордовый цвет стен призван отсылать к цветовой гамме музейных залов в Ватикане.
Что такое пинакотека?
Слово «пинакотека» имеет древнегреческое происхождение – от слов πινακοθήκη, πίναξ («доска», «картина») и θήκη («хранилище»). В античную эпоху пинакотекой называли помещение для хранения картин, открытое для посещения гражданами. Самая известная пинакотека находилась в левом крыле Пропилей Афинского акрополя. В дальнейшем термин позаимствовали древние римляне: знатные патриции создавали в своих домах специальные комнаты, где выставляли произведения искусства. Новую жизнь пинакотеки получили в эпоху Возрождения, когда картинные галереи вновь стали открывать для широкой публики. В наши дни самыми знаменитыми пинакотеками может похвастаться Мюнхен: их целых три – Старая, Новая и Пинакотека современности. Широко известны также пинакотеки в Болонье, Милане. Пинакотека Ватикана была основана папой Пием VI в 1790 году для показа и хранения произведений живописи, собранных римскими понтификами. Газета Diario Оrdinario писала: «Благодаря щедрости святого отца музей пополнился большим собранием тщательно отобранных картин – исключительно подлинников самых прославленных художников прошлого и современности». В 1797 году существенная часть собрания по приказу Наполеона отправилась в Париж, однако в 1815-м по решению Венского конгресса картины были возвращены в Ватикан. Долгое время шедевры располагались в покоях папы римского, пока в 1908 году для них не было выделено специальное помещение в Бельведерском дворце. Наконец, в 1932 году по заказу папы Пия XI было построено новое здание Пинакотеки, в котором она находится и по сей день. Основную часть собрания составляют работы итальянских мастеров и коллекция византийского искусства. Всего Ватиканская пинакотека насчитывает около 470 произведений, которые размещены в 18 залах.
Общие мотивы
Первым перед посетителями предстает алтарный образ XII века «Христос Благословляющий» – самый древний из привезенных шедевров, прежде никогда не экспонировавшийся на временных выставках и не покидавший пределы Ватикана. Икона была написана художником, находившимся под сильным византийским влиянием, поэтому чувствуется следование ее автора православным канонам. Возможно, сыграл свою роль и относительно небольшой отрезок времени с момента раскола единой христианской церкви на западную – католическую и восточную – православную. Отечественному зрителю этот образ особенно близок и понятен: здесь отчетливо видны общие корни русской и итальянской иконописи.
Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Худ. Джентиле да Фабриано. Около 1425 (PHOTO © VATICAN MUSEUMS/ФОТО © МУЗЕИ ВАТИКАНА)
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, является одним из самых почитаемых святых в обеих ветвях христианства. Его житию посвящены представленные на выставке две пределлы (predella – так называлась нижняя вытянутая часть алтарного образа, находящаяся под главным изображением).
На одной из них, написанной Джентиле да Фабриано для церкви Сан-Никколо сопр’Арно во Флоренции, мы видим святого, усмиряющего бурю и спасающего тонущий корабль. Именно в связи с этим совершенным им чудом святитель Николай считается покровителем мореплавателей и путешествующих. Вторая пределла, принадлежащая кисти Гвидо ди Пьетро, известного как Фра Беато Анджелико, рассказывает о встрече святого Николая с посланцем императора, о спасении зерна для города Миры и опять же о чудесном спасении тонущего корабля – такое объединение сразу нескольких разновременных сцен не было чем-то удивительным для религиозной живописи. Благодаря этим приехавшим из Ватикана картинам у нас появляется возможность сравнить образы Николая Чудотворца, созданные итальянскими мастерами и русскими иконописцами, увидеть общие моменты и различия в восприятии жития одного из самых популярных христианских святых.
Христос Благословляющий. Римская школа. Вторая половина XII века (PHOTO © VATICAN MUSEUMS/ФОТО © МУЗЕИ ВАТИКАНА)
Посетителям Третьяковской галереи хорошо знакомо полотно Николая Ге «Что есть истина?», где нашел отражение известный евангельский сюжет – допрос Иисуса Христа прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Этому же эпизоду посвящена привезенная из Ватикана работа Пьетро Лоренцетти «Иисус перед Пилатом», созданная около 1335 года в Сиене. Небольшие размеры и драгоценные золото и лазурит, используемые художником, позволяют исследователям предположить, что этот изящный молитвенный образ был частью походного складня.
Лоренцетти изобразил один из самых драматических эпизодов Страстей Христовых. В целом же тема Страстей Христовых представлена в ватиканской коллекции достаточно широко. Еще одним шедевром, связанным с этой частью Евангелия, является алтарный образ 1340-х годов «Распятие со сценами Страстей», авторство которого приписывается Алессо ди Андреа. Эта яркая работа напоминает о византийской традиции создания икон с клеймами, широко распространившейся в том числе и на Руси.
Святой Франциск Ассизский. Худ. Маргарито ди Маньяно, прозванный Mаргаритоне д’Ареццо. 1250–1270 (PHOTO © VATICAN MUSEUMS/ФОТО © МУЗЕИ ВАТИКАНА)
Ангелы и астрономия
К ценнейшим экспонатам выставки следует отнести алтарный образ XIII века «Святой Франциск Ассизский» кисти Маргаритоне д’Ареццо. Принадлежащая к числу самых ранних изображений святого, эта работа тосканского мастера вошла во все учебники по истории искусства. Согласно одной из версий, при ее создании художник отталкивался от изображения Франциска Ассизского с натуры. Для проходящей в Москве выставки этот экспонат особенно важен, ведь именно имя святого из Ассизи выбрал нынешний понтифик, что стало уникальным случаем – ранее в истории католической церкви папы с таким именем не было.
Образы других святых представлены работами Пьетро Ваннуччи, прозванного Перуджино: его картины с изображениями святого Плакиды и святой Юстины были частями большого алтаря в бенедиктинском монастыре Сан-Пьетро в Перудже.
Мученичество святого Эразма. Худ. Никола Пуссен. 1628–1629 (PHOTO © VATICAN MUSEUMS/ФОТО © МУЗЕИ ВАТИКАНА)
Две из трех аллегорических картин Рафаэля Санти, хранящихся в Ватикане, также привезены в Москву – «Вера» и «Милосердие». В начале XVI века все эти три работы украсили алтарь в погребальной капелле семейства Бальони в церкви Сан-Франческо аль Прато в Перудже, и молодой художник в том числе благодаря им приобрел широкую известность. Фигуры, представляющие добродетели, в окружении крылатых младенцев (путто) исполнены в технике гризайль, создающей иллюзию мраморной скульптуры и придающей картинам легкость и изящество.
Шедевр эпохи барокко на выставке – «Положение во гроб» кисти Караваджо, написанное им для церкви Санта-Мария ин Валличелла в Риме. А алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма» – самое крупное произведение художника – был создан специально для собора Святого Петра. Эта работа стала одной из самых знаменитых картин Ватикана и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.
Однако на выставке представлены не только иконы и картины. Так, перенестись в мир итальянских храмовых росписей помогают три замечательных фрагмента фрески из римской церкви Санти-Апостоли. На них изображены ангелы, играющие на музыкальных инструментах: двое на лютнях и один на виоле. Композиция, созданная около 1480 года мастером Мелоццо да Форли, представляла собой монументальную картину на сюжет Вознесения Христа: на куполе апсиды был изображен Спаситель, стоящий на облаках в окружении множества херувимов и жестом обращающийся к апостолам и музицирующим ангелам. К сожалению, полностью эта работа не сохранилась: во время перестройки храма в XVIII веке апсида была разрушена. Благодаря заступничеству ученых и ценителей искусства фрагменты росписи были сняты со стен и переданы в Ватикан.
Ангелы, играющие на лютне. Худ. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли. Около 1480 (PHOTO © VATICAN MUSEUMS/ФОТО © МУЗЕИ ВАТИКАНА)
Произведения такого художника, как Мелоццо да Форли, настолько редки, что по своей ценности они приближаются к знаменитым творениям Сандро Боттичелли. Даже уцелевшие фрагменты фрески, которые можно увидеть на выставке, позволяют оценить тонкое мастерство, изящную прорисовку мельчайших деталей – складок одежды, декора лютни и виолы, светлых ликов ангелов. Так и кажется, что ангельская музыка звучит, служа связующим звеном между Богом и человеком. Сегодня эти ангелы по праву считаются одним из символов Рима.
Экспозиция завершается произведениями XVIII века: в отдельном небольшом зале представлена серия картин Донато Крети, посвященная астрономическим наблюдениям. Ее заказал художнику в 1711 году просвещенный болонский граф Луиджи Фердинандо Марсили, который был страстным астрономом-любителем и, в частности, закупал для изучения небесных тел самые новые английские телескопы, сконструированные Ньютоном. Крети создал ряд небольших полотен с изображением Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и кометы – и все эти работы были поднесены в качестве подарка папе Клименту XI, который, в свою очередь, выступил спонсором, дав графу денег на возведение обсерватории в Болонье. Так искусство помогло науке.
Выставка в Третьяковской галерее стала ярким примером плодотворного культурного обмена между Россией и Государством-городом Ватикан. Проект сотрудничества на этом не заканчивается: в 2017 году в Ватикане состоится ответная выставка шедевров из коллекций российских музеев – и часть экспонатов предоставит Третьяковка. В Риме уже ждут произведения русской живописи, посвященные евангельским сюжетам.
Никита Брусиловский
Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»продлится до 19 февраля 2017 года
Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 12
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00); четверг, пятница, суббота – с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00); понедельник – выходной
Посещение выставки осуществляется по сеансам
Никита Брусиловский