Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Белый царь

№81 сентябрь 2021

Почему российского самодержца принято было именовать именно так?

В различных текстах XV – начала XX века часто встречается понятие «белый царь». У самых разных народов так было принято титуловать российского монарха (конечно, на своих языках: «ак падша», «ак хан», «ак бек», «цагаан хаан» и т. п.). Это обозначение было распространено среди жителей Поволжья, Кавказа, Крыма, Сибири, степных кочевников (ногайцев, казахов, калмыков) и др. Вероятно, объяснить столь широкое его распространение можно или существованием в прошлом какого-то единого для них всех источника, или отражением в этом наименовании неких общих характеристик, присущих культуре и традиционному сознанию обитателей названных регионов.

 

«Честный», «вольный», «западный»

Если ставить вопрос о едином источнике, то ответ следует, очевидно, искать в таких исторических обстоятельствах, когда в границы одного государства входила обширная зона Евразии. Это объективно создавало основу для возникновения у многих народов некоторых общих фундаментальных понятий, в том числе – образа верховного правителя. Таких ситуаций в прошлом было две: пребывание в составе Монгольской империи в XIII веке и в составе Российского государства. Единым источником теоретически должны были стать явления, связанные с традиционной политической культурой в первом случае монголов (или, шире, тюрков и монголов), во втором – русских.

Почитание белого цвета в разных вариантах присутствует во многих культурах. У тюркских и монгольских народов «белый» в переносном смысле означает целый спектр свойств: «честный», «прямой», «правильный», «прекрасный», «роскошный», «великолепный», «чистый», «святой», «космический», «счастливый», «вольный», «свободный». Еще одно распространенное значение – «западный». Именно таким образом подчас и объясняют определение «белый царь»: его страна, дескать, находилась на западе от владений тюрков и монголов, в частности от Золотой Орды.

В науке сложилось мнение об исключительно восточном источнике и ареале распространения этого понятия. Такой взгляд был давно и уверенно высказан авторитетными историками. Однако «белый царь» присутствует также в русских исторических песнях и духовных сочинениях. Причем если в устах тюрков и монголов это правитель чужой и далекий, абстрактный носитель верховной власти над могущественной и безграничной Россией, то в русских текстах он предстает как идеальный государь, средоточие и воплощение светлых черт, которые народ желал видеть в царе при праведном христианском мироустройстве.

 

«Бело – значит незлобие, бесхитрость»

Впервые в русских текстах этот образ, видимо, появился у Симеона Суздальского, в первой редакции его «Повести о осьмом соборе» (начало 1440-х годов), где рассказывается о заключении унии между православными и католиками на соборе, проходившем в Ферраре и во Флоренции. Там говорится: «В лето 6949-е [1440/1441] пришедшу митрополиту Исидору изо Фрязской земли… от папы римскаго Евгения на Москву к благоверному и христолюбивому и благочестивому, истинному православному великому князю Василию Васильевичю, белому царю всеа Русии, с великою гордостию и неправдою и буйством латыньским…» В середине XVI века братия сербского Хиландарского монастыря на Афоне обращалась к Ивану IV Грозному как к «единому правому государю, белому царю восточных и северных стран». Однако в целом употребление данного словосочетания нехарактерно для официальных документов. Гораздо больший материал для наблюдений и размышлений дает фольклор.

Портрет императрицы Екатерины II в коронационном платье. Худ. В. Эриксен. 1778–1779 годы

В памятниках устного творчества «белый царь» нередко оказывается историческим лицом, одним из реально живших правителей России. Пожалуй, чаще прочих так именуют Ивана IV и Петра I. Первый остался в народной памяти главным образом как покоритель Казани и гроза бояр, второй – как реформатор и воитель со шведами, суровый по отношению к своему народу, солдатам и боярам. Эпизодически «белым царем» называют и других российских монархов, например Василия Шуйского. Кроме того, в фольклоре часто действует «белый царь» без имени, как обобщенный образ верховного правителя, власти в целом: «Здравствуй, белый царь, в кременной Москве, а мы, казаки, – на Тихом Дону»; «Нет у белого царя вора супротив курянина»; «Всё ли, всё ли вам, кудёрушки, / По девушкам ходить, / Не пора ли вам завиться, / Царю белому служить» и т. п.

Как и у восточных народов, белый цвет на Руси обычно ассоциировался со светом, чистотой, совершенством, невинностью, непорочностью, святостью. Как сказано в анонимном сочинении середины XVII века «Писание о зачинании знак и знамен, или прапоров», «бело – значит незлобие, бесхитрость, совестная чистота, правда, неистленное совершенное, беспорочна». Безусловно, можно видеть здесь общекультурную универсалию, смысловой конструкт, обладающий сходными признаками у народов в разных частях планеты.

 

«Над царями царь»

К указанным значениям примыкает и трактовка на Руси сакрального феномена власти – как духовной, так и светской, монархической, олицетворявшей исконную легитимность. По наблюдениям составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля, русские называли белыми «веру свою, царя и отечество». Словосочетание «белая гвардия» также происходит от интерпретации «белизны» монархизма в противовес «красной» революционности.

Распространена трактовка понятия «белый» в сочетании с царским титулом и как «вольный», «свободный», «независимый» и т. п. «Белый царь» – это государь, никому не платящий, не являющийся ничьим данником, что было актуально подчеркнуть после прекращения зависимости от Золотой Орды. Кроме того, согласно традициям русской народной культуры, впитавшей основы православной символики и терминологии, «белый царь» оказывается выше всех царей в силу своей приверженности истинной вере и миссии ее хранителя и защитника: «Почему ж Белый царь над царями царь? / И он держит веру крещеную, / Веру крещеную, богомольную, / Стоит за веру христианскую, / За дом Пречистыя Богородицы, / Потому Белый царь над царями царь» (Голубиная книга).

Книга Голубиная. Худ. Н.К. Рерих. Эскиз фрески. 1922 год

Очевидно, можно видеть первооснову семантики выражения «белый царь» в древнейших архетипах, которые формировались в ранней истории индоевропейцев Евразии и позднее были унаследованы славянами. Такой подход отличается от самой распространенной версии о восточном (тюрко-монгольском) происхождении этого титула. Известно, что в 1770-х годах один оренбургский чиновник интересовался у жителей Хивы, по какой причине они именуют российского императора «белым царем». Те «сказывали ему, якобы тот титул у них от русских людей издавна введен в употребление, а по каким обстоятельствам, того они не знают». Опубликовавший эту информацию историк XVIII века Петр Рычков сделал резонный вывод, что «титул белого царя азиатские народы не от себя вымыслили, но перешел оный к ним из России по разным обстоятельствам».

Тем же вопросом заинтересовался имперский (австрийский) посол Сигизмунд Герберштейн, посетивший Великое княжество Московское в первой четверти XVI века. Он слышал, как русские называли своего правителя «белым царем», но никто не мог объяснить ему происхождение этого титула. Между тем данный образ присутствует в русских памятниках самых разных жанров на протяжении огромного исторического периода. Он употреблялся на Руси уже тогда, когда те же хивинцы (узбеки и туркмены) еще не подозревали о существовании Русского государства и его монарха. Неосведомленность же московских информаторов Герберштейна свидетельствует о глубокой древности выражения «белый царь» – такой древности, что рациональные объяснения оказались уже прочно забыты.

Стало быть, образ «белого царя», получивший распространение среди жителей Российского государства, зародился в восточнославянской языческой среде и сохранился в русской политической культуре после принятия христианства. В нем соединились понятия белизны, сакральности и верховной власти. По мере расширения влияния и границ России своеобразный культ «великого государя», распространенный среди русских, накладывался на местные традиционные политические установки. Точкой соприкосновения здесь объективно служил священный белый цвет как маркер верховной власти – символ, знакомый и привычный как для русских, так и для их партнеров по строительству полиэтнической державы.

 

Фото: LEGION-MEDIA

Вадим Трепавлов, доктор исторических наук