Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События июля и августа

№55 июль 2019

795 лет назад

Как Юрьев стал Дерптом 

Крестоносцы подавили восстание эстов 

В начале XIII века экспансия крестоносцев, прибывших в Прибалтику, распространилась на земли эстов. Рыцари католических орденов с благословения папского престола активно проводили христианизацию местных племен. На территории современной Латвии было учреждено Братство воинов Христа (более известное как орден меченосцев), которое основало в устье Даугавы крепость Ригу. Однако ему пришлось столкнуться с сопротивлением не только эстов, но и славян. В то время в Прибалтике существовали небольшие русские княжества – Кукейносское и Герсикское, население которых исповедовало главным образом православие. Кроме того, эсты, хоть и оставались язычниками, платили дань новгородцам. 

В 1223 году на севере Прибалтики вспыхнуло восстание против крестоносцев. Поначалу все складывалось удачно для эстов, чему немало способствовали войска из Новгорода и Пскова, присланные на помощь. Но вскоре немецкие рыцари стали брать верх. 15 августа 1224 года меченосцы осадили последний оплот восставших – город Юрьев, основанный великим князем Киевским Ярославом Мудрым. Оборону возглавлял князь Вячко, прежде правивший Кукейносским княжеством. Послы рыцарей предложили ему мирно покинуть крепость со своей дружиной (числом около 200 воинов) при условии выдачи эстов и других язычников. Князь отверг это предложение. 

Две недели длилась осада Юрьева. В конце концов крестоносцы взяли его штурмом и учинили жестокую расправу над населением. Вячко и его люди приняли свой последний бой. Из всех защитников меченосцы пощадили только одного русского, родом из Суздаля. Его отпустили восвояси, чтобы он добрался до Новгорода и сообщил о падении Юрьева. Захваченный рыцарями город был переименован в Дорпат (или Дерпт), и это название он носил следующие 669 лет, пока при императоре Александре III ему не вернули историческое название. В 1919 году, во время Гражданской войны в России, город оказался в составе Эстонской Республики и его снова переименовали, на этот раз по-эстонски – Тарту. Это имя он носит и сегодня. 

Памятник князю Вячко и старейшине Меэлису, отдавшим свои жизни при обороне Юрьева. Скульптор О. Мянни. Тарту, 1956 год

260 лет назад

Крах Фридриха Великого 

При Кунерсдорфе состоялось одно из крупнейших сражений Семилетней войны 

К этому времени Семилетняя война, в которую оказались втянуты все ведущие европейские державы – Российская, Британская и Священная Римская империи, Пруссия и Франция, а театр действий которой развернулся не только в Европе, но и в Северной Америке, на островах Карибского моря, на Филиппинах и в Индии, шла уже три года. 1 (12) августа 1759-го коалиция русско-австрийских войск выступила против прусской армии Фридриха Великого у селения Кунерсдорф в Силезии, вблизи Франкфурта-на-Одере. 

Командовал объединенными войсками генерал-аншеф Петр Салтыков. Части армии Фридриха стремительно переправились через Одер и сумели смести левый фланг союзников, захватив 180 русских артиллерийских орудий и 5000 солдат. Прусский король считал, что победа теперь неминуема, и даже отправил в Берлин послание с радостной вестью. Но несколько часов продолжавшейся битвы привели к изнеможению его армии. Прусские атаки захлебывались на подступах к батареям противника: русско-австрийские войска сражались стойко, встречая врага пушечными ядрами и картечью. 

Сам Фридрих едва избежал гибели: пуля угодила в футляр для чертежных принадлежностей, лежавший в кармане его жилета. Даже прусская конница, считавшаяся лучшей в Европе, не смогла ничего сделать. Король пребывал в отчаянии: победа союзников при Кунерсдорфе открывала им дорогу на Берлин. На счастье Пруссии, возникшие между австрийцами и русскими разногласия не позволили им быстро организовать преследование врага, и Фридрих успел подготовиться к обороне своей столицы. Такой поворот событий он сам назвал «чудом Бранденбургского дома». Однако война не закончилась: впереди было еще множество побед союзников, взятие Берлина и полное истощение прусской армии. 

Фридрих Великий в битве при Кунерсдорфе. Худ. Р. Кнётель. 1895 год

 

200 лет назад

За гранью возможного 

Началась первая русская антарктическая экспедиция 

Во второй половине XVIII века выдающийся английский мореплаватель Джеймс Кук заявил, что преодолеть Южный полярный круг невозможно. Соответственно, невозможно и доказать существование предполагаемого континента на Южном полюсе. Несколько десятилетий никто не решался оспорить его утверждение и совершить серьезную экспедицию в Антарктику. Но в начале 1819 года сразу трое российских исследователей – Иван Крузенштерн, Гавриил Сарычев и Отто Коцебу – выдвинули проекты антарктической экспедиции. Император Александр I эту идею одобрил, и отплытие назначили уже на лето. Сборы пришлось проводить в спешке. 4 (16) июля 1819 года из Кронштадта вышли два шлюпа – «Восток» и «Мирный» – под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Беллинсгаузен осуществлял также общее руководство экспедицией. В ней принял участие единственный ученый – экстраординарный профессор Казанского университета Иван Симонов, поэтому научную работу приходилось проводить и морским офицерам. 

В январе 1820 года экспедиция открыла Южный континент. Всего за 751 день плавания на карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках. Успех предприятия во много раз превзошел ожидания его устроителей. Описание экспедиции, составленное ее руководителем, в двух томах, с приложением атласа и рисунков впервые было опубликовано в 1831 году в Петербурге, а через 11 лет краткий отчет о путешествии увидел свет и в Германии. Лишь спустя более чем сто лет норвежские исследователи смогли повторить успех Беллинсгаузена и Лазарева и приблизиться к Антарктиде. 

Ледяные горы в Антарктиде. Худ. И.К. Айвазовский. 1870 год

180 лет назад 

Разочарованный монархист 

В Россию прибыл Астольф де Кюстин 

К концу 30-х годов XIX века маркиз Астольф де Кюстин обнаружил, что книги о путешествиях пользуются огромным спросом. Сам он к этому времени уже опубликовал записки о своих поездках в Италию, Швейцарию и Испанию. Однако про эти страны многие и без того знали. Куда больший интерес вызывали описания менее разведанных земель. Так, Алексис де Токвиль буквально открыл для европейцев Северную Америку, выпустив нашумевший труд «Демократия в Америке». Де Кюстин решил попытать счастья в другой стороне и отправился в Российскую империю… 

28 июня (10 июля) 1839 года маркиз прибыл в Кронштадт. За несколько месяцев он побывал в Петербурге, Москве, Ярославле, Владимире и Нижнем Новгороде. Де Кюстин старался вникнуть как в аристократический, так и в простонародный быт. Итогом его поездки стала вышедшая в 1843 году в Париже книга «Россия в 1839 году», в которой автор поделился с читателями своими едкими наблюдениями. Убежденному французскому монархисту не приглянулось русское самодержавие. Он возмущенно описывал рабское состояние крепостного крестьянства, грубые нравы населения и бездушный авторитаризм российской бюрократии. В результате получился не рассказ о путешествии, а весьма злая карикатура на николаевскую империю. Впрочем, как раз это и обеспечило книге успех: она стала важным фактором в информационной войне, развернувшейся в то время между Западом и Россией. Именно по де Кюстину Европа судила о России как о «темном царстве» с азиатским деспотическим укладом. 

Первое издание, несмотря на высокую цену, было распродано мгновенно. Три переиздания пользовались не меньшим спросом. Записки де Кюстина перевели на немецкий и английский языки, и они вышли даже в США. В России эта книга сразу оказалась под запретом: прочитав ее, император Николай I, удостоивший знатного француза личным приемом, пришел в ярость. Было с чего! 

75 лет назад 

Самая мирная награда 

Введено почетное звание «Мать-героиня» 

Летом 1944 года территория Советского Союза была почти полностью очищена от оккупантов. Настало время подумать о послевоенном будущем, а значит, и о демографии… Военные потери и снижение рождаемости в условиях всеобщей мобилизации поставили страну на грань демографического кризиса. Нужно было повышать престиж материнства, поддерживать многодетные семьи. Тогда-то и возникла идея почетного звания «Мать-героиня», которое стали присваивать матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей. При этом возраст младшего ребенка на момент награждения должен был достигать одного года. Вместе со званием вручали орден, внешне напоминавший звезду Героя Советского Союза. Эскиз самой мирной награды разработал художник Иосиф Ганф. Это был первый в истории России государственный орден, предназначенный исключительно матерям. 

Плакат 1944 года. Худ. Н.Н. Ватолина

Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении нового почетного звания вышел 8 июля 1944 года. Помимо высшей степени отличия – звания «Мать-героиня» – и одноименного ордена учреждались орден «Материнская слава» и медаль Материнства с тремя и двумя степенями соответственно. Этих наград удостаивались матери, воспитавшие от пяти до девяти детей. Всем матерям, получившим ордена и медали, полагались льготы и денежные выплаты, внеочередное предоставление жилья и бесплатные путевки в здравницы. 

Орден «Мать-героиня» № 1 был вручен 1 ноября 1944 года 58-летней Анне Савельевне Алексахиной – беспартийной, воспитавшей 12 детей (десять сыновей и двух дочерей). Восемь сыновей Анны Савельевны сражались на фронтах Великой Отечественной, живыми вернулись с войны только четверо… Награду многодетной матери в Большом Кремлевском дворце вручил «всесоюзный староста» Михаил Калинин. С 1944 по 1991 год звания «Мать-героиня» были удостоены более 430 тыс. советских женщин. В последний раз указ о присвоении этого ордена вышел незадолго до распада СССР, в ноябре 1991 года. 

20 лет назад 

Кабинет надежды 

Владимир Путин возглавил правительство России 

Второй президентский срок Бориса Ельцина ознаменовался для России не только финансовым, но и затяжным политическим кризисом. Тлевший несколько лет конфликт в Чеченской Республике снова перешел в горячую стадию. Не менее острые проблемы проявились в экономике. «Олигархический» уклад показал свою неэффективность. Месяцами не выплачивались зарплаты бюджетникам и пенсии, а обслуживание 

государственного долга ложилось непомерной ношей на бюджет. И все это – на фоне критически низкого уровня жизни в стране, усугубленного резкой девальвацией рубля. Казалось, что государство бессильно перед угрозой терроризма и новой смуты… 

В таких условиях 9 августа 1999 года исполняющим обязанности председателя правительства России был назначен 46-летний Владимир Путин, до того занимавший пост директора Федеральной службы безопасности РФ. Прежний глава кабинета министров Сергей Степашин, сообщая правительству о своей отставке, высоко отозвался о Путине и пожелал ему удачи. Выступая 16 августа перед депутатами Госдумы, Путин определил свои приоритеты: обеспечение стабильности и надежности власти, борьба с терроризмом и повышение уровня жизни населения. Дума утвердила нового председателя правительства с первого раза. За его кандидатуру проголосовали 233 депутата при необходимых 226 голосах, против выступили 84, воздержались 17. 

Этому назначению предшествовала длинная череда кадровых рокировок. Возможным преемником Ельцина тогда называли то Сергея Степашина, то руководителя Администрации Президента Николая Бордюжу, то министра путей сообщения Николая Аксёненко. После назначения Путина метания прекратились. Новый премьер быстро продемонстрировал профессионализм, умение хладнокровно действовать в экстремальных ситуациях и открыто разъяснять обществу свою политику. Через несколько месяцев уже никто не сомневался, что на выборах президента при любом наборе кандидатов большинство проголосует за Путина – именно с ним связывались надежды на преодоление политического и экономического безвременья. Так и случилось: на выборах 26 марта 2000 года, объявленных в связи с досрочной отставкой Ельцина, Путин победил в первом туре, набрав 52,94% голосов избирателей.

Историк