Вокруг двуглавого орла
№6 июнь 2015
Единая страна требует единых символов. Таковым и стал двуглавый орел, впервые появившийся на печати великого князя в 1490-х годах
Печать Ивана III. Изображение предоставлено автором
История российского государственного герба восходит к концу XV века – эпохе правления великого московского князя Ивана III Васильевича. Россия становилась централизованной и сильной державой, а сам великий князь именовался уже Госудáрем всея Руси, а в некоторых случаях даже царем…
Великий князь в образе святого Георгия
В Российском государственном архиве древних актов в Москве хранится жалованная грамота Ивана III его племянникам – сыновьям волоцкого князя Бориса Васильевича, Федору и Ивану. Она датируется июлем 1497 года. Грамоту скрепляют четыре печати, одна из которых, самая большая, сделана из красного воска, что сразу отличает ее от остальных. Печать эта двусторонняя. На лицевой ее стороне – изображение всадника, поражающего копьем дракона, или, как его называли на Руси, «змия». По окружности идет надпись (легенда): «Иоанн, Божиею милостию господарь (государь) всея Руси и великий князь».
На оборотной стороне печати мы видим двуглавого орла с раскрытыми, но опущенными крыльями, приоткрытыми клювами и двумя коронами над головами. Изображение орла также сопровождает легенда: «И великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Угорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский» (территориальные наименования даны сокращенно).
Этот памятник сфрагистики является самым ранним из сохранившихся оттисков печати с изображением российского двуглавого орла в качестве государственного символа. Поэтому 1497-й можно условно считать годом рождения герба России. Хотя, конечно, матрица печати была сделана прежде: исследователи полагают, что произошло это вскоре после 1490 года, потому что именно тогда титул великого князя стал таким, каким он воспроизведен на печати.
Всадник (или «ездец», как говорили в XVI–XVII веках) показан здесь светским воином, хотя визуально его образ абсолютно соотносится с известным иконописным сюжетом «Чуда святого Георгия о змие».
Иван III. Изображение предоставлено автором
Но если с точки зрения изображения ездец восходил к религиозной традиции, то семантически он являл собой образ князя, государя, царя, побеждающего своих врагов. Иными словами, перед нами – великий князь в образе Георгия Победоносца, но не сам святой Георгий как таковой. С этой трактовкой, известной нам по многочисленным источникам XVI–XVII веков, согласуется и легенда лицевой стороны печати Ивана III, называющая собственно имя великого князя. Только в петровское время такое изображение всадника, побеждающего дракона, стало связываться именно с Георгием Победоносцем, и примерно тогда же оно стало восприниматься как герб города Москвы.
Орел, всадник и единорог
Вплоть до середины XVI века всадник и орел находились на двух сторонах печатей московских государей, при этом орел имел две короны над головами, а крылья его были опущены. Первые существенные изменения в изображениях произошли при Иване Грозном. 3 февраля 1561 года «царь и великий князь печать старую меньшую, что была при отце его великом князе Василие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инърог (единорог)». Как видим, нововведения коснулись двух вещей. Во-первых, всадник и орел, до этого существовавшие раздельно – на двух сторонах печати, вошли в единую композицию: «человека на коне» с тех пор стали помещать в щитке на груди двуглавого орла. Во-вторых, в дополнение к орлу и всаднику появилась третья государственная эмблема – единорог. Его изображение на оборотной стороне государственных печатей также располагалось в щитке на груди двуглавого орла или же он изображался отдельно. Единорог как государственный символ сохранялся на печатях практически непрерывно до середины XVII века, то есть в течение почти что столетия.
Почему был выбран именно единорог, а не какой-то иной животный символ, также обозначающий мощь и силу?
Ответить на этот вопрос позволяет дата учреждения новой печати. 1561 год был вообще чрезвычайно важен для истории Московского царства. В этом году царский титул Ивана Грозного был признан Константинопольской православной церковью, что придавало ему легитимный характер со стороны «вселенского» православия. И хотя грамоту о признании получили в Москве после реформы печати, можно думать, что уже в преддверии этого события Иван Грозный решил отразить свой царский статус в новой эмблеме.
Большая печать Ивана Грозного. Конец 1570-х. Печать Алексея Михайловича. 1667. Печать Петра I. Начало XVIII в. Изображения предоставлены автором текста
Рог единорога, как и рог вообще, неоднократно упоминается в Библии. Существенно, что рога, согласно библейскому тексту, использовались в качестве некоей регалии в церемонии помазания на царство. В рога наливали миро, которым освящали царский статус царей Давида и Соломона. Таким образом, рог единорога служил символом помазания на царство, обретения царского статуса. И действительно, в начале 1560-х годов даже само наименование рога единорога на некоторое время вошло в царский титул.
Малая печать Ивана Грозного. Изображение предоставлено автором
К концу правления Ивана Грозного относится еще одна, совершенно уникальная печать. Это Большая государственная печать, создание которой датируется концом 1570-х годов. В то время шла Ливонская война, и, по-видимому, в связи с этим необходимо было отразить в государственной символике новоприсоединенные земли. Большая печать Ивана Грозного – шедевр русской средневековой сфрагистики. Замечательна она, кроме прочего, тем, что на ней мы впервые видим территориальные эмблемы, многие из которых впоследствии станут российскими земельными и городскими гербами. Центральные изображения двуглавого орла с всадником и единорогом на обеих сторонах печати увенчивает восьмиконечный православный крест, который был призван подчеркнуть православный характер «богоспасаемого» Российского царства. Вокруг же орлов размещены в круговых надписях 24 (по 12 на каждой стороне) земельные эмблемы – тех территорий, названия которых включал полный царский титул. Здесь мы находим прототип новгородского герба, и казанского дракона, и псковского барса, и нижегородского оленя… В верхних же круговых надписях на каждой стороне печати расположено изображение Голгофского Креста с орудиями Страстей Господних. Эта печать использовалась, вероятно, редко и исключительно в государственно-дипломатическом обиходе.
Третья корона двуглавого орла
Смутное время принесло России не только чехарду царей, но и период вовсе без государя. Первое, а затем и Второе ополчения (Советы всей земли) применяли более скромную печать – с одноглавым орлом. Учитывая тесную взаимосвязь изменений государственного символа с изменениями царского титула, можно думать, что одноглавый орел означал государство без государя – предположение, уже высказывавшееся в историографии.
Следующее изменение произошло при Михаиле Федоровиче. Над головами двуглавого коронованного орла появилась третья корона, увенчавшая всю композицию. Это нововведение относится к 1625 году. «По нашему указу сделана наша печать новая, больше прежние, для того, что на прежней печати наше Государское титло описано было несполна; а ныне перед прежнею печатью прибавлено на печати в подписи, в нашем Государском именованьи: «Самодержец»; а что у прежней нашей печати были промеж глав орловых слова, и ныне у новыя нашия печати слов нет, а над главами у орла коруна», – объяснялось в царском указе. Данный текст однозначно свидетельствует о том, что изменение было вызвано потребностью символически отобразить на печати титульное наименование «самодержец». И хотя слово «самодержец» в царском титуле появилось уже при Федоре Ивановиче и Борисе Годунове, только Михаил Федорович таким образом обозначил новый статус московского государя.
Большой государственный герб Российской империи, 1882 год. Рисунок Р.И. Маланичева / РИА Новости (слева)Средний государственный герб Российской империи
В период правления Алексея Михайловича в международном положении России произошли существенные перемены. В 1654–1667 годах Московское царство вело войну с Речью Посполитой за Левобережную Украину. Уже в 1656-м Алексей Михайлович принял титул «всея Великие и Малые и Белые России самодержец», тем самым закрепляя свои права на бывшие древнерусские земли, оказавшиеся под властью польско-литовского государства. Изменился в это время и герб.
С середины 1650-х годов крылья российского орла изображались поднятыми вверх, а в его лапах появились скипетр и держава – символы монаршей власти. Эти изменения есть уже на печати жалованной грамоты Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому 1654 года, изображение с которой позднее перешло на печать Малороссийского приказа.
А в январе 1667 года в деревне Андрусово под Смоленском было заключено перемирие, по которому Левобережная Украина осталась за Россией. Стало ясно, что государственная печать устарела, и золотописец Посольского приказа Григорий Антонович Благушин по царскому приказу изготовил новую.
Указ «О титуле царском и о государственной печати» от декабря 1667 года содержал описание российского герба (здесь впервые в официальном документе он назван именно гербом): «Орел двоеглавный есть герб державный Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покоряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению. На правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех (на груди) изображение наследника (всадника), в пазноктех (пазнокть – последний сустав пальца, на котором растет ноготь) скипетр и яблоко (держава) собою являют милостивейшаго Государя, Его Царскаго Величества Самодержца и Облаemателя».
Каждый элемент герба здесь трактуется в соответствии с тем или иным элементом царского титула, помещенного на печати: «Божиею милостию мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец и многих государств и земель Восточных и Западных и Северных отчич и дедич и наследник и Государь и Обладатель». Таким образом, весь царский титул отражен во всей совокупности эмблематических изображений.
На печати 1667 года в лапах у орла такие знаки, как скипетр и держава. Скипетр, как следует из текста указа, соответствовал слову «самодержец» царского титула, а держава – слову «обладатель». При этом эмблема всадника на груди орла соотносилась со словом «наследник», то есть означала наследование царем власти великих московских князей; ездец в качестве их родового символа и служил для этого обозначения. Три короны теперь символизировали три самых важных и статусных территориальных объекта, которые были названы в титуле, – Казанское, Астраханское и Сибирское царства (ханства), присоединение которых произошло еще в XVI веке.
Кроме того, на печати есть еще две триады эмблем. С правой стороны орла (при этом взгляд шел от орла) три города означали Великую, Малую и Белую России. Три города с левой стороны орла – «Восточные и Западные и Северные земли», что соответствовало словам титула, показывавшим, что власть московского царя распространяется на земли в трех частях света.
Вся композиция на печати Алексея Михайловича представляет собой три триады, расположенные по трем сторонам от орла со скипетром и державой в лапах. Крылья орла здесь расправлены и подняты вверх. Он как бы охватывает ими и три «России», и три «страны», объединяя их под своей властью. Знаменательно, что с этого времени и вплоть до 1917 года крылья орла на государственном российском гербе оставались поднятыми (за исключением первой половины XIX века, когда в одном из типов герба, впрочем неофициальном, они изображались опущенными, но расправленными).
Под орлом мы видим «знак отчича и дедича» (соответствующий словам титула «отчич и дедич»). Его символический смысл раскрывается при сопоставлении царской печати 1667 года с печатями жалованной грамоты Богдану Хмельницкому и Малороссийского приказа. На них под орлом изображены две группы людей, между которыми на возвышении лежит гетманская булава. Тем самым было обозначено принятие Левобережной Украины под власть московского государя. Геральдическое изображение печати 1667 года сохранялось на Больших печатях преемников Алексея Михайловича до начала XVIII века.
Российский имперский герб
При Петре Великом и Екатерине I произошло еще несколько существенных изменений государственного герба.
Во-первых, с 1710-х годов короны над головами орла приобрели вид императорских. Как известно, Россия была провозглашена империей только после окончания Северной войны, в 1721 году. Но в этом случае изменения герба как бы предшествовали изменению титула.
Во-вторых, вокруг изображения орла или щитка с всадником на груди орла появилась цепь ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного Петром после возвращения из заграничного путешествия. Этот орден стал высшим орденом Российской империи и остался единственным, имеющим такой элемент, как шейная цепь.
В-третьих, именно при Петре на крыльях орла начали располагать гербы главных титульных территорий – первоначально киевский, владимирский и новгородский, а также Казанского, Астраханского и Сибирского царств. Эта традиция была заимствована из западноевропейской геральдики.
Наконец, были определены цвета российского государственного герба: черный орел на золотом поле. Такое цветовое сочетание опять-таки отсылало к Европе, причем к самому статусному европейскому государству – Священной Римской империи германской нации, на гербе которой также был изображен черный двуглавый орел на золотом поле.
Малый государственный герб Российской империи (слева)Государственный герб 1832 года (в центре)Государственный герб времен Павла I. 1799 (справа)Изображения предоставлены автором текста
Кратковременное царствование Павла I ознаменовалось столь же кратковременным нововведением, просуществовавшим всего лишь с 1799 по 1801 год. Известен тот факт, что российский император принял сначала звание протектора (покровителя), а затем был избран и гроссмейстером (великим магистром) ордена Святого Иоанна в Иерусалиме, рыцарей Родоса и Мальты (в просторечии именуемого Мальтийским). Этот орден стали неверно именовать орденом Святого Иоанна Иерусалимского (в русской традиции), хотя никакого святого Иоанна Иерусалимского никогда не существовало, а в названии имелось в виду месторасположение ордена в Иерусалиме. Желая подчеркнуть свой новый статус и придавая ему очень большое значение, Павел I ввел в изображение российского государственного герба белый орденский крест с раздвоенными концами (он располагался за щитком с московским всадником на груди орла) и корону гроссмейстера ордена (она увенчивала этот щиток). Но поскольку Александр I отказался от звания протектора ордена, то и символы эти в государственной геральдике продержались недолго.
В первой половине XIX века при Александре I, а затем и при Николае I в армии утвердился вариант государственного герба, считавшийся неофициальным. На нем изображен орел в традиции искусства ампир – с распластанными крыльями, с фигурным щитком с всадником на груди и одной короной, а в лапах вместо регалий он держал лавровый венок, факел и молнии (перуны).
В 1832 году Николай I вновь скорректировал государственный герб. На крыльях орла по-прежнему располагалось шесть щитков с гербами, но теперь это были гербы пяти царств и одного великого княжества. Вместо киевского, владимирского и новгородского гербов изображались гербы царства Польского, царства Херсониса Таврического (то есть крымский) и великого княжества Финляндского. Напомню, что в 1831 году было подавлено польское восстание, и, по-видимому, император хотел и символически закрепить власть Российской империи над непокорным Польским «царством».
Последняя масштабная реформа российской государственной геральдики пришлась на начало царствования Александра II. Осуществил ее в 1856–1857 годах известный геральдист барон Борис Васильевич Кёне, который и является создателем герба Российской империи. Император утвердил три варианта герба – Большой, Средний и Малый – 11 апреля 1857 года. Затем Александр III внес еще одно изменение, утвердив новые варианты всех трех гербов в 1882–1883 годах. Большой герб Российской империи стал шедевром и апофеозом русской практической геральдики и геральдического искусства. Рисунок герба 1882 года был выполнен замечательным художником А.И. Шарлеманем (известным «неизвестным» большинству граждан нашей страны, поскольку именно он также создал и рисунки самой распространенной в России колоды игральных карт).
Большой герб Российской империи имел очень сложную структуру, поскольку он объединил 50 (!) территориальных гербов – гербов тех земель, названия которых присутствовали в полном императорском титуле. Это была очень продуманная система, а среди этих гербов находились и гербы ряда современных государств (видоизмененные с тех пор), в частности Норвегии, Польши, Финляндии, Эстонии, Литвы, Грузии… Иными словами, этот герб был энциклопедией не только российской, но и мировой геральдики.
Центральное место в гербе, конечно же, занимал черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, «над которыми третья такая ж, в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты ордена Святого апостола Андрея Первозванного», в золотом щите. Этот щит увенчивал так называемый «шлем Александра Невского», окружала цепь ордена Андрея Первозванного, а поддерживали его с двух сторон щитодержатели архистратиг Михаил и архангел Гавриил.
Вся эта композиция размещалась под сенью императорской короны, над которой возвышалась государственная хоругвь. На сени – девиз «С нами Бог». Вокруг центрального изображения располагалось 15 щитов с территориальными гербами, причем гербы наиболее статусных земель были увенчаны соответствующими коронами и помещены на лавровые и дубовые ветви.
Средний герб представлял собой ту же композицию, но без шести верхних щитов. А малый имел только изображение двуглавого орла с регалиями, московским гербом и цепью ордена Андрея Первозванного, но восемь гербов наиболее статусных территорий, без корон, были размещены на крыльях двуглавого орла. Этот вариант герба и был наиболее распространенным. В таком виде российский герб дожил до Февральской революции 1917 года.
Автор: Евгений Пчелов, кандидат исторических наук
Евгений Пчелов