Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

К читателям – апрель

№4 апрель 2015

Минуло почти четверть века с тех пор, как созданный Лениным со товарищи социальный строй канул в Лету. И, кажется, пора уже взглянуть на эту личность без гнева и пристрастия

Не будем себя обманывать: несмотря ни на что, это была одна из крупнейших личностей XX века. Одна из немногих фигур нашей истории, вышедшая за ее рамки и ставшая своеобразным мировым брендом России. Для кого-то – драматическим и кровавым, как, собственно, и сама история Русского Двадцатого века. Для кого-то – по-прежнему вселяющим веру в возможность построения лучшего будущего…

Это была утопия. И это был эксперимент: последователи Ильича на протяжении почти семи десятилетий безуспешно пытались подогнать страну под теорию. Но так и не подогнали: страна оказалась сложнее – ее естественное развитие не удалось впихнуть в русло марксистско-ленинской догмы. В конечном счете она не выдержала манипуляций и второй раз за XX век распалась на части.

Так что можно смело винить Ленина и его последователей и в первом (1917 года), и во втором (1991 года) распадах великой страны. Впрочем, это будет самое простое объяснение того, что произошло с Россией в ее самом трагическом, XX веке...

Не забудем, что Ленин создал одну из последних мировых религий, по форме атеистическую, а по содержанию – опирающуюся на самую истовую или, лучше даже сказать, самую неистовую веру (вот уже почти 100 лет сотни миллионов человек – с учетом коммунистического Китая – уверенно называют себя ленинцами).

Не забудем его гневные телеграммы с призывами расстрелять «попов», «буржуазию» и прочую «контрреволюцию». Ожесточение тех лет и без этих телеграмм зашкаливало, но именно они толкали страну к массовому революционному террору.

Не забудем знаменитую характеристику «интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации». Как писал Ленин Максиму Горькому, «на деле это не мозг, а г…о» (из письма от 15 сентября 1919 года). Представители самой интеллигенции до сих пор принимают эти слова на свой счет, на чем свет кляня их прямолинейного автора.

Не забудем. Но при этом не станем топтать свое прошлое. Хотя бы потому, что, каким бы оно ни было, другого все равно не будет. Лучше повнимательнее вглядимся в него – толку от этого будет намного больше.

Владимир Рудаков