Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Утопист и этатист

№4 апрель 2015

«Сталин – достойный продолжатель дела Ленина, или, как говорят у нас в партии, Сталин – это Ленин сегодня» – так распределяли политические роли между двумя вождями создатели краткой биографии Иосифа Сталина. В марте 1953-го, после смерти «отца народов», два вождя не случайно «встретились» в Мавзолее

С точки зрения тогдашней идеологии они оба стояли у истоков того государства, которое родилось в России в 1917 году, и поэтому заслуживали одинакового почитания.

Первым изобрел формулу «Сталин – это Ленин сегодня» известный французский писатель Анри Барбюс (1873–1935). В начале 20-х годов ХХ века примкнувший к коммунистическому движению, Барбюс попал в поле зрения Сталина и был привлечен к написанию книги о вожде. В сталинском архиве сохранились документы, рассказывающие о том, как смертельно больной писатель посещал Москву, наблюдал частную жизнь руководителя Советского государства (в дозволенных пределах, конечно) и получал доступ к ряду его биографических материалов.

С помощью прикрепленных к нему «товарищей», в частности известного в те годы члена ЦК ВКП(б) Алексея Стецкого, Барбюс сочинил что-то среднее между раннехристианским апокрифом и пафосной французской новеллой. Получилась книга на 350 с лишним страниц под названием «Сталин. Человек, через которого раскрывается новый мир». Она была издана большими тиражами на многих языках и до войны несколько раз переиздавалась в СССР. Анри Барбюс получил огромный по тем временам гонорар (около 300 тыс. французских довоенных франков), купил виллу на берегу Средиземного моря, но вскоре умер. Потом в Советском Союзе о книге «забыли» (многие соратники Сталина, упоминавшиеся в ней, были расстреляны как враги народа), ее перестали переиздавать, но фраза «Сталин – это Ленин сегодня» закрепилась и стала жить сама по себе.

Ленин и Сталин выступали как антиподы: первый «отвечал» за все хорошее, что было в СССР, а второй – за все плохое

В 1956 году Никита Хрущев разоблачил культ личности Сталина, «вождя номер два» вынесли из Мавзолея и провозгласили злым гением советской эпохи. С тех пор Ленин и Сталин выступали как антиподы: первый «отвечал» за все хорошее, что было в СССР, а второй – за все плохое. В конце 1980-х их уравняли: в общественном сознании они оба стали виновниками всех свалившихся на страну бед.

Так кем все-таки был Сталин – продолжателем или могильщиком дела Ленина? Свой взгляд на этот вопрос представили ведущие научные сотрудники Института российской истории РАН, доктора исторических наук Борис ИЛИЗАРОВ и Юрий ЖУКОВ.

Борис Илизаров Юрий Жуков