Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Конец эпохи

№60 декабрь 2019

Двадцать лет назад, 31 декабря 1999 года, ушел в отставку первый Президент России Борис Ельцин

Эпоха Ельцина заняла в истории почти 10 лет и завершилась его добровольной отставкой в последний день 1999 года. Впервые в России историческая эпоха уходила в прошлое под грохот праздничного салюта, под звон бокалов, при свете красочного фейерверка, без революции и кровопролития, без дворцового переворота или заговора. Для нашей страны это был первый, очень важный опыт такого рода…

Борис Ельцин был ключевой фигурой этого времени: он принимал судьбоносные решения о разрушении СССР и КПСС, он сыграл главную роль в формировании нового государства – Российской Федерации, он обладал огромной властью, участвовал в решении многих мировых проблем. В этом отношении он, безусловно, историческая фигура, и в понятии «эпоха Ельцина» нет никакого преувеличения.

Вместе с уходом Ельцина уходили в прошлое и девяностые. Эпоха Ельцина была не лучшей и не самой светлой страницей в истории России. Конец XX века был для нашей страны не просто трудным временем – это было десятилетие смуты и упадка, а отнюдь не период расцвета демократии, как кто-то пытается преподнести. Народ не смог выдвинуть в это десятилетие таких героев, какими были для своего времени Минин и Пожарский. Борис Ельцин не был и не смог стать таким героем, и в этом смысле эпохой Ельцина трудно гордиться…

Ельцина сделал Горбачев: Горбачев вызвал его в Москву, Горбачев рекомендовал избрать его первым секретарем Московского горкома партии и на этом посту прощал ему очень многие проступки.

Горбачев имел возможность остановить развитие карьеры Ельцина, зная о его недостатках с самого начала. Но не сделал этого. Так он сам себе вырастил политического противника, который во многих отношениях оказался сильнее его самого. Если не по уровню знаний, то уж по стремлению к власти, по решительности, по своим волевым качествам Ельцин, безусловно, превосходил Горбачева. В итоге он его переиграл, фактически смахнув с шахматной доски.

В те годы Ельцин выступал умело, вел себя как самый настоящий популист. Он охотно и очень эффектно играл на публику. Думаю, курс на обретение суверенитета России («освобождение России от диктата Союза», как тогда это им преподносилось) был выбран с той же целью – приобрести дешевую популярность. И он ее приобрел, став первым Президентом России. Но цена этого приобретения оказалась слишком высока…

Он хотел разрушить советскую систему, а вместе с ней разрушил огромную страну. Он легко пошел на приватизацию, на либерализацию цен, на ликвидацию вкладов граждан. Он хотел разрушить социалистическую модель

хозяйствования, а вместе с ней разрушил российскую экономику. Ельцин расстрелял из танков парламент, председателем которого еще недавно был сам. Он был разрушитель, а не созидатель, и он сам признает это в своих мемуарах. Я оцениваю его президентство очень отрицательно – оно принесло нашей стране огромный вред.

По большому счету я вижу только два позитивных поступка, совершенных Ельциным. Во-первых, уходя, он попросил прощения у граждан. Ельцин не был похож на человека, который будет просить прощения, но он нашел в себе силы для этого. А во-вторых, и это гораздо важнее, он нашел в себе силы обеспечить передачу власти человеку иного склада, чем он сам.

Владимир Путин не входил в ближайшее окружение Ельцина, но произвел на него большое впечатление своей твердостью, своей решительностью. Ельцин увидел в нем человека с сильной волей, человека чести, человека с мощным созидательным потенциалом. И это был, на мой взгляд, единственно правильный выбор. С приходом Путина появилась надежда на то, что худшее для России уже позади.

Фото: РИА Новости

Рой Медведев, историк, автор книги «Борис Ельцин. Народ и власть в конце ХХ века»