Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Черногорец из Саратова

06 Июля 2019

75 лет назад, летом 1944 года, в военный лагерь под Тулой прибыл 18-летний югослав, доброволец Красной армии Бранко Арсениевич. Ему предстояло выучиться на танкиста. Глядя на юного югослава, многие его товарищи не могли предположить, что перед ними ветеран партизанского движения! Да, к моменту совершеннолетия за плечами у этого человека уже была богатая боевая биография.

Бранко Арсениевич родился в Черногории в 1925 году. Когда он был ещё совсем подростком, на югославскую землю пришли фашисты, и в 1941 году Бранко принял активное участие в подготовке народного восстания черногорцев против фашистских оккупантов. Он сражался в партизанском отряде. В 1942 году при выполнении боевого задания попал в плен. Молодого партизана доставили в тюрьму Сан-Джиминьяно в Италии, вблизи Флоренции. Затем — побег из тюрьмы и участие в итальянском Сопротивлении.

В 1944 году Бранко Арсениевич прибыл в СССР. С детских лет он немало знал о России, сочувствовал идеям Октябрьской революции... Он прошёл обучение и в качестве командира танка Т-34 отправился на фронт. То был год освобождения нашей страны от захватчиков, открылась дорога на гитлеровскую столицу... Бранко вспоминал: «Однажды, в начале 1945 года, наша танковая часть догнала не совсем трезвого советского солдата. Мы спросили его, куда он направляется. Солдат ответил: "На Берлин!" И указал рукой в верном направлении. В то время даже такие бойцы, отставшие от своих частей, точно знали, куда надо двигаться».

После окончания войны Бранко вернулся в Югославию и работал корреспондентом газеты «За Родину». Казалось, самые тяжёлые испытания уже позади. Но вот в 1948 году резко обострились отношения между СССР и Югославией. Демонстрируя преданность Иосипу Брозу Тито, представители югославской элиты проклинали Иосифа Сталина. А журналист Бранко Арсениевич шёл против течения. Он отказался осудить советского лидера. В результате — арест. И приговор — 10 лет каторжных работ! Эти годы Бранко проводит в тяжелейших условиях на Голом острове в Адриатическом море.

По возвращении с каторги Бранко Арсениевич попытался участвовать в создании оппозиционной коалиции против Тито. Но планы заговорщиков разрушились, и Бранко был вынужден бежать из Югославии в Рим. Там старые друзья организовали ему встречу с лидером итальянской компартии Пальмиро Тольятти. Тот помог Бранко получить паспорт на имя адвоката из Генуи Джанни Паоло. Помогли Бранко и советские спецслужбы. С итальянским паспортом Арсениевич в 1958 году приехал в СССР и получил советское гражданство.

Бранко поселился в Саратове, окончил университет и более тридцати лет работал преподавателем итальянского языка в консерватории. Он полюбил наш старинный город на Волге. В нач.1990-х годов старому партизану было уже под 70. Возможен ли в этом возрасте ещё один крутой поворот в жизни? Оказывается, возможен. Бранко Арсениевич становится политическим обозревателем в оппозиционной патриотической газете «Земское обозрение». Он каждую неделю публиковал блистательные аналитические статьи, стал интеллектуальным лидером саратовского сопротивления ельцинскому режиму. Общественность была поражена: в провинциальном городе вдруг возникла острая оппозиционная газета.

В течение семи лет Бранко Арсениевич опубликовал сотни статей. Охват тем огромен. Он писал об исторической роли Советского Союза и о создании Соединённых Штатов Европы, об Иосифе Сталине и Андрее Сахарове, о Владимире Высоцком и папе римском Иоанне Павле II, об исторических судьбах Китая и Саратова, о спаде духовности и кризисе искусства.

Однако жизнь готовит неожиданные испытания. В 1999 году США и НАТО начали бомбардировки Югославии. Бранко Арсениевич не сомневался, где ему надлежит быть. Он направился в Югославию. Ночью в Белграде вместе с сотнями югославов он стоял на мосту с плакатом «Живая мишень».

Не всем в Саратове деятельность старого партизана пришлась по душе, но, разумеется, у тысяч саратовцев фронтовик пользовался уважением и любовью.

Бранко Арсениевич скончался в 2002 году. В день его похорон газета «Земское обозрение» вышла с эпиграфом из Вальтера Скотта: «Единственное достойное нашей заботы — это память, оставляемая за собою солдатом: она подобна пучку лучей, ещё долго освещающих небо, после того как солнце скрылось за горизонтом».

...Вспоминая партизанскую войну в Югославии, Бранко Арсениевич рассказывал интересную историю. Партизаны старались слушать московское радио. И, когда они узнавали об отступлении советских войск, партизанское сопротивление в Югославии слабело. Но, когда советское радио сообщало об успехах Красной армии, югославские партизаны с утроенной энергией начинали бить фашистов.

Такова историческая связь двух славянских народов, которую олицетворял собой Бранко Арсениевич.

Александр Климов