Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Гигант партократии

24 Марта 2019

Яков Михайлович Свердлов одновременно возглавлял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов и Секретариат Российской коммунистической партии (большевиков) — РКП(б). Это совмещение постов давало ему огромный властный ресурс, что наводит многих исследователей на мысль: Свердлов намеревался стать человеком номер один. Ему даже приписывают знаменитое покушение на Владимира Ленина, осуществлённое якобы Фанни Каплан 30 августа 1918 года. В этом деле действительно много странного, особенно практически немедленная казнь почти слепой «террористки».

Историк Юрий Фельштинский обратил внимание на постоянное усиление позиций Свердлова, который мог срывать масштабные инициативы Владимира Ленина. Так, вождь мирового пролетариата считал необходимым снять с обсуждения проект Конституции РСФСР с целью его доработки. Однако Свердлов настоял на принятии проекта.

Уже после ранения Владимира Ильича Яков Михайлович по-хозяйски расположился в его кабинете. Более того, он выступил категорически против того, чтобы коллегиально определиться с временно исполняющим обязанности председателя Совета народных комиссаров. Он стал исполнять их собственноручно.  

Эта бурная активность дала основание подозревать Ленина и других вождей в том, что они помогли уйти в мир иной слишком уж амбициозному Свердлову. Исследователи отмечают странность в поведении больного Свердлова, который, даже и будучи больным, якобы продолжал напряжённо работать. Хотя каких-либо твёрдых оснований говорить о его убийстве пока нет. Тем не менее смерть этого выдающегося функционера, чем бы она ни была вызвана, серьёзно поменяла всю политическую конфигурацию Советской России.

18 марта 1919 года тело Свердлова было захоронено в Кремлёвской стене. В тот же самый день открыл свою работу VIII съезд РКП(б), завершившийся 23 марта. На нём был закреплён курс, предполагающий союз со средним крестьянством. Подобную установку выдвинул Ленин осенью 1918 года. До этого партийное руководство придерживалось политики союза лишь с беднейшим крестьянством. Причём данный союз был направлен против «капиталистических элементов» в деревне, под которыми часто подразумевали и середняков. На селе были созданы комитеты бедноты (комбеды), которые, по сути, пытались подменить собой Советы, где бедняцкий элемент был слаб. Ленинская установка привела к роспуску этих комитетов, что значительно нормализовало положение на местах. Теперь положение о союзе со середняком закреплялось партийным форумом. Трудно сказать, какова была позиция Свердлова, который мог бы внести и свои поправки, ужесточающие партийную линию. И здесь важно вспомнить о том, что именно по его инициативе в нач. 1919 года развернулась массовая кампания по расказачиванию, явившаяся довольно ярким проявлением левацких настроений части руководства.

На съезде было заявлено о недопустимости подмены местными партийными организациями местных Советов. Сам Ленин фактически признал минимальное значение этих новых органов власти: «До сих пор мы не достигли того, чтобы трудящиеся массы могли участвовать в управлении, — кроме закона есть ещё культурный уровень, который никакому закону не подчинишь. Этот низкий культурный уровень делает то, что Советы, будучи по своей программе органами управления через трудящихся, на самом деле являются органами управления для трудящихся через передовой слой пролетариата, но не через трудящиеся массы».

В своём организационном докладе съезду Ленин выступил с завуалированной критикой Свердлова, указывая на единоличный характер его руководства. Владимир Ильич сказал: «Я должен теперь перейти самым кратким образом ко второй части порученной мне Центральным Комитетом задачи — к организационному отчёту Центрального Комитета. Эту задачу мог выполнить как следует только Яков Михайлович Свердлов, который был назначен докладчиком Центрального Комитета по этому вопросу. Обладая громадной, невероятной памятью, он в ней держал большую часть своего отчёта, и личное знакомство с организационной работой на местах давало ему возможность сделать этот отчёт. Я не в состоянии даже на сотую долю заменить его, потому что в этой работе мы были вынуждены всецело полагаться и имели полное основание полагаться на тов. Свердлова, который сплошь и рядом единолично выносил решения».

Столь же завуалированная критика содержалась и в ленинском выступлении на заседании ВЦИК от 20 марта: «Такого человека, который выработал в себе этот исключительный организаторский талант, нам не заменить никогда, если под заменой понимать возможность найти одно лицо, одного товарища, совмещающего в себе такие способности. Никто из близко знавших, наблюдавших постоянную работу Якова Михайловича не может сомневаться в том, что в этом смысле Яков Михайлович незаменим. Та работа, которую он делал один в области организации, выбора людей, назначения их на ответственные посты по всем разнообразным специальностям, — эта работа будет теперь под силу нам лишь в том случае, если на каждую из крупных отраслей, которыми единолично ведал тов. Свердлов, вы выдвинете целые группы людей, которые, идя по его стопам, сумели бы приблизиться к тому, что делал один человек».

Оргвыводы из всего сказанного были сделаны весьма быстро. Уже 21 марта партийный съезд принимает резолюцию «По организационному вопросу». В ней говорилось о создании сразу трёх органов ЦК: Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК. Политбюро было создано ещё в 1917 году с целью политического руководства вооружённым восстанием. Но очень скоро оно перестало быть политическим, функционируя всего лишь как «бюро». В марте 1919 года ему возвращают изначальное название, а его деятельность становится постоянной.

Состав Оргбюро расширили с трёх до пяти членов, и теперь один из его членов должен был в обязательном порядке входить в Секретариат. Это, несомненно, преследовало цель создания системы сдержек и противовесов.

Осуществлённые преобразования уравновесили роль могущественного Секретариата. Во главе же его встала старая большевичка Елена Стасова. Она обладала примерно теми же организационными талантами, как и Свердлов, но была начисто лишена его политических амбиций. Длительное время Стасова работала в Секретариате вместе со Свердловым, и это явно ограничивало возможности для его «манёвров». Неслучайно при переезде столичных структур в Москву её оставили в Петрограде. Зато 30 марта 1918 года заведующей аппаратом ЦК и секретарём ЦК была утверждена жена Свердлова Клавдия Новгородцева. Однако, как только Свердлов заболел, Стасову срочно вызвали в Москву, где она стала исполнять обязанности секретаря ЦК.

Пост руководителя Секретариата был отделён от поста председателя ВЦИК. Во главе последнего встал бывший рабочий Михаил Калинин. Для него также было характерно отсутствие политических амбиций. Впрочем, и серьёзной организационной работы ему не собирались поручать. «В.И. Ленин, рекомендуя Калинина на этот пост, говорил: "Это товарищ, за которым около двадцати лет партийной работы; сам он — крестьянин Тверской губернии, имеющий тесную связь с крестьянским хозяйством…" Петроградские рабочие сумели убедиться, что он обладает умением подходить к широким слоям трудящихся масс… — писал Александр Самсонов. — Практически сразу после избрания Калинина посадили на агитационный поезд "Октябрьская революция" и отправили на Восточный фронт агитировать за советскую власть. В таких поездках Калинин провёл почти пять лет. Всё это время Советская Россия обходилась без формального главы, но зато много людей были привлечены на сторону красных простым, понятным и приветливым Калинычем». («Всесоюзный староста» М.И. Калинин. Защитник простого народа»)//https://topwar.ru/96163-vsesoyuznyy-starosta-m-i-kalinin-zaschitnik-prostogo-naroda.html.

А реформа партийного аппарата продолжилась. Теперь встал вопрос об усложнении структуры Секретариата ЦК, о создании его отделов. Делегат партийного съезда Евгения Бош подготовила проект «Организации исполнительного органа ЦК Секретариата». Она предлагала создать отделы учёта и распределения, агитации и пропаганды, общий отдел и т. д. Очень скоро её предложения были реализованы. Вначале возник Общий отдел ЦК, занимавшийся делопроизводством, бюджетом и т. д. Потом на его базе возникли Управление делами и Финансовый отдел.

«15 апреля 1919 г. был создан отдел информации, который возглавил Н.В. Лисицын, — пишет исследователь Михаил Зеленов. — В задачи отдела входило налаживание информационных связей между всеми партийными организациями, прежде всего между центром и провинцией. К декабрю в нём работало 15 человек. В середине апреля был образован учётно-распределительный отдел. Его возглавил 32-летний В.Н. Максимовский, член партии с 1903 г., закончивший истфак Московского университета. Его сменил А.К. Лепа. Отдел состоял из трёх секретарей-делопроизводителей и одного регистратора. Отдел вёл приём всех переходящих с одной на другую работу товарищей, вёл сбор сведений о составе ответственных работников, распределял эвакуированных и мобилизованных партийцев и т. п. В отделе к концу года было 7 человек. В апреле возник организационно-инструкторский отдел». («Становление аппарата ЦК и института секретаря ЦК РСДРП(б) — РКП(б) в 1917–1922 гг.»). Опубл.: Учёные записки ВВАГС. — Т. 8. — Нижний Новгород, 2008. То же: электронное научное издание «Вестник ВВАГС». http://nauka.vvags.ru/index.php?name=art&a=r_art&id=69http://opentextnn.ru/history/rushist/sovigu/libraries/index.html@id=3060.

Таким образом, Секретариат ЦК становился всё более коллегиальным органом. Вместе с тем возрастала и роль самого партийного аппарата.

Александр Елисеев, кандидат исторических наук