Московскому метро — 85 лет!
15 Мая 2020
Его считали одним из чудес света, одним из советских чудес — наряду с перелётами Валерия Чкалова и Михаила Громова, с дрейфующей станцией Ивана Папанина… Строительство шло по обычаю того времени с яркими лозунгами: «Вся Москва строит метро!», «Чтобы не капало!» Эти слова становились тогда крылатыми. Слово «подземка» показалось слишком пренебрежительным, «метрополитен» — слишком элитарным для всенародного праздничного, но в то же время и будничного транспорта. Поэтому в русской речи закрепилось именно так — «метро». И уже в 1936 году появилась песенка:
«Была бы наша воля», — кричал отряд во мгле.
Мы строим под землёю, мы строим на земле.
Опишут для столетий, да не одно перо,
А после скажут детям, как бились за метро.
Работал перфоратор, дрожал подземный мир,
Пел песню по-казахски бетонщик-бригадир.
Нам Сталин раскрывает счастливый наш удел.
Стоит холодный мрамор величьем наших дел.
Самое бурное восхищение вызывали «лестницы-чудесницы» — эскалаторы. Станции и павильоны московской подземки напоминали дворцы. И в этом тоже видели торжество социализма: ведь это были дворцы для миллионов. Метростроевцы стали героями, страна знала фамилии знатных первостроителей… Особенно лучших — маяков, на которых равнялись. Василий Полежаев, Татьяна Фёдорова…
Слева: Татьяна Фёдорова. Справа: А. Самохвалов. Метростроевка со сверлом
Первый из проходчиков вышел в начальники Метростроя, вторую иногда называли «первая леди Страны Советов». Выдающиеся архитекторы подарили метрополитену лучшие свои озарения. Это Иван Фомин, Леонид Поляков, Алексей Душкин, Дмитрий Чечулин. Вместе с ними работали художники: Павел Корин, Александр Дейнека, Евгений Лансере, Мария Энгельке… Они создали в московском метро художественные миры.
Фото pastvu.com
Неизвестно, что было важнее: транспортная функция или пропагандистская? На обоих направлениях удалось победить. И зазвучала на весь Союз задорная песенка:
Есть такое чудо — о нём твердят повсюду,
Придумано не худо, устроено хитро.
Плывёт и не качается, течёт и не кончается,
Где такое чудо? На метро!
Есть такие двери — внимательные двери,
Разиню и тетерю не пустят на порог.
Лишь поезд отправляется, тотчас же закрываются.
Где такие двери? На метро!
Есть такие залы — гранитные кварталы,
Подземные вокзалы блестят как серебро.
С просторными перронами, узорными колоннами.
Где такие залы? На метро!
Есть такие люди — настойчивые люди.
Они сказали: будет сдана работа в срок!
Проходчики, бетонщики, забойщики, кессонщики.
Где такие люди? На метро!
Это постаралась поэтесса Нина Саконская, а музыку написал Леонид Половинкин. Песенку знали по всей стране, многие мечтали увидеть это чудо с узорными колоннами. Потом метро пришло и в другие крупные города Советского Союза, но первой была Москва.
Первая линия шла от «Сокольников» до «Парка культуры». 15 мая 1935 года тринадцать станций открыли двери для пассажиров. Начало положено. Подземное чудо заработало.
И люди ахнули: ведь под землёй им открылись не только технические чудеса, но и шедевры архитектуры. До сих пор первые станции московского метро — классика мирового зодчества. Чуть позже появились новые, настоящие прорывы в будущее: «Маяковская» архитектора Алексея Душкина, наверное, лучший образ поэзии «агитатора, горлана, главаря» в зодчестве, «Новослободская» того же Душкина — как русская былина. Незабываемы витражи Павла Корина, как и скульптуры Матвея Манизера с «Площади революции», о которых, по легенде, Иосиф Сталин восклинкул: «Как живые!»
В московском метро есть и станции «золотого века», и элегантная современность. Ко многому стоит приглядеться. И праздник этот принадлежит всем — и архитекторам, и строителям, и пассажирам. Всем нам. С праздником!
Арсений Замостьянов